"Мы начинали в сказке и ожили, но является ли эта жизнь реальностью? Нет. Это фильм".
Алехандро Ходоровски - один из самых легендарных, заслуживающих внимания и противоречивых культовых режиссеров кинематографа. В то время как другие деятели, занимающие такое же пространство, пробовали себя в создании несколько традиционных фильмов (например, Дэвид Линч с "Прямой историей" и "Человеком-слоном" или Джон Уотерс с сериалом "Мама"), Ходоровски отличается нежеланием подвергать себя цензуре или смягчать свою эксцентричность. Он снимает странные фильмы, которые иногда очень хороши и всегда, по крайней мере, интересны.
В феврале 2024 года Ходоровски исполнилось 95 лет, и он добился успеха в областях, выходящих за рамки мира кино (а именно, в комиксах и уникальной форме терапии), но больше всего он известен своими странными и часто авангардными фильмами. Несмотря на его возраст и тот факт, что его первый короткометражный фильм был выпущен в 1950-х годах, он не был особенно плодовитым, имея в общей сложности 10 режиссерских работ за более чем 60 лет. К сожалению, мы живем не в том времени, когда появилась его экранизация "Дюны", но он якобы все еще работает и планирует выпустить фильм под названием "Важное путешествие". Однако на данный момент его фильмография насчитывает 10 названий, и они ранжированы ниже, примерно от худшего к лучшему.
10. "Бивень" (1980)
В ролях: Сириэль Клэр, Антон Диффринг, Серж Мерлен
Не путать с одноименным фильмом режиссера Кевина Смита "twisted" 2014 года, "Бивень" 1980-х годов был снят режиссером Алехандро Ходоровски и, возможно, по понятным причинам канул в относительную безвестность. В нем рассказывается о молодой девушке и ее связи со слоном, который родился в тот же день, что и она. Это странный фильм, но не в том смысле, в каком странны большинство фильмов Ходоровски, учитывая, что в нем в значительной степени отсутствуют фантастические элементы любого рода.
"Бивень" - это драма, и, предположительно, Ходоровски считал, что она предназначена для детей. Он также высказался против готового продукта, будучи недовольным им и надеясь однажды получить права на него и переделать / переиздать его. Если бы это когда-нибудь произошло, возможно, "Бивень" превратился бы во что-то стоящее, но в нынешнем виде его, вероятно, стоит найти и посмотреть только тем, кто чувствует себя обязанным смотреть все, что когда-либо снимал Ходоровски.
9. "Психомагия, искусство для исцеления" (2019)
В ролях: Алехандро Ходоровски, Артур Х.
"Психомагия, искусство исцеления" - единственный документальный фильм, снятый режиссером Алехандро Ходоровски, и хотя отдельные его части оказываются несколько интригующими, в целом это не лучший пример жанра / формата. Психомагия - это собственный вид терапии Ходоровски, предназначенный для того, чтобы помочь людям справиться с различными травмами, заставляя их участвовать в том, что можно было бы мягко назвать уникальными мероприятиями, и в том, что менее мягко можно было бы назвать причудливыми и, возможно, даже эксплуататорскими ритуалами.
Ладно, может быть, последнее и жестоко; может быть, странные вещи, которые просят делать людей в этом документальном фильме, действительно каким-то образом помогли им. Трудно знать наверняка, когда человек, освещающий психомагию в документальном фильме на эту тему, является тем же человеком, который также является ее основным сторонником. Если бы режиссером "Психомагии, искусства исцеления" был посторонний человек, узнавший об этой необычной форме терапии, возможно, это было бы интереснее и более сбалансировано, но в нынешнем виде документальный фильм кажется своекорыстным и более чем немного неудовлетворительным.
8. "Похититель радуги" (1990)
В ролях: Питер О'Тул, Омар Шариф, Берта Домингес Д.
Для такого малоизвестного фильма довольно удивительно странно, сколько громких имен каким-то образом привлек "Похититель радуги". В фильме снимались Питер О'Тул и Омар Шариф, и он был выпущен почти 30 лет спустя по мотивам другого, чуть более известного фильма, в котором они оба снялись: "Лоуренс Аравийский". Кроме того, икона фильмов ужасов Кристофер Ли также появляется в начале "Похитителя радуги", демонстрируя дурацкое представление, которое во многих отношениях подготавливает почву для оставшегося фильма.
Технически "Похититель радуги" рассказывает о воре, пытающемся получить часть (или все) состояния, подружившись с человеком, который должен его унаследовать, но, как это типично для фильмов Ходоровски, то тут, то там все сходит с рельсов, как правило, в развлекательной форме. Это не один из самых сильных фильмов режиссера, но местами он удивительно приятен, и в нем нет таких напряженных / ужасающих образов, как во многих других его фильмах, что делает его несколько доступным… по крайней мере, по стандартам Ходоровски.
7. "La Cravate" (1957)
В ролях: Раймонд Девос, Дениз Броссо, Роланда Поля
Кажется уместным, что режиссер, чьи фильмы часто получаются странными и жестокими, дебютировал в качестве режиссера с фильмом под названием "La Cravate". Это короткометражный фильм, который, возможно, не входит в число величайших в этом формате, но это концентрированная доза ранних странностей от Алехандро Ходоровски, и это короткометражный фильм с захватывающей историей, учитывая, что он был утерян на десятилетия, прежде чем был обнаружен заново.
"La Cravate" также является немым фильмом и рассказывает о женщине, которая продает титульные части тела, чтобы заработать на жизнь. Легко увидеть, что этот короткометражный фильм наводит на мысль о некоторых направлениях, в которых будут развиваться более поздние фильмы Ходоровски, поскольку, несмотря на то, что здесь ограничены масштаб и продолжительность, есть необычные и привлекающие внимание образы наряду с мрачным / причудливым чувством юмора; позже такие вещи станут фирменными знаками режиссера.
6. "Фандо и Лиз" (1968)
В ролях: Серхио Кляйнер, Диана Марискал, Мария Тереза Ривас
Если "La Cravate" был короткометражным фильмом-разминкой для Алехандро Ходоровски, то "Фандо и Лис" (вышедший на экраны 10 лет спустя и ставший его полнометражным дебютом) делает примерно то же самое, но более продолжительным. Справедливости ради, это очень грубый фильм, и его тоже следовало бы отнести к числу наименее понятных фильмов режиссера, содержащих расплывчатое повествование о паре влюбленных, ищущих мифический город.
Ну, ладно, это может показаться прямолинейным, но если пункт назначения ясен, то путешествие совсем не такое, поскольку "Фандо и Лиз" - дикий и безумный фильм о серии странных злоключений и постоянных необычных персонажах, которые появляются так же внезапно, как и исчезают. Это представитель жанра фэнтези в его самом странном проявлении, но это бескомпромиссный фильм Ходоровского и одна из его важнейших работ, на которой в конечном счете могли бы основываться последующие фильмы.
5. "Танец реальности" (2013)
В ролях: Бронтис Ходоровски, Памела Флорес, Херемиас Херсковиц
Биографические фильмы - это одно, но биографический фильм, в котором режиссер также является центральным персонажем, - это совсем другое. В "Танце реальности" Алехандро Ходоровски снимает фильм о ранних годах жизни… Алехандро Ходоровски, сосредоточив внимание на своем детстве на протяжении 1930-х и 1940-х годов, особенно на трудностях, с которыми он сталкивался, и отношениях, которые у него были с родителями.
Однако, учитывая, что это фильм Ходоровски, он далек от обычного биографического фильма, и, как и подобает его названию, он танцует вокруг реальности или объективной правды во всем, становясь чем-то одновременно личным и слегка фантастическим. Это интересный эксперимент с фильмом, и хотя кому-то может показаться, что он немного потакает своим желаниям и повторяется, те, кто интересуется жизнью Ходоровски, найдут "Танец реальности" незаменимым для просмотра.
4. "Бесконечная поэзия" (2016)
В ролях: Адан Ходоровски, Бронтис Ходоровски, Памела Флорес
С бесконечной поэзией Алехандро Ходоровски, по сути, снял продолжение, и этот фильм продолжает с того места, где закончился Танец Реальности. Это продолжение истории жизни самого человека, причем эта часть изначально задумывалась как серия из пяти частей, посвященная жизни Ходоровски в молодости, хронология перескакивает вперед, чтобы охватить оставшуюся часть 1940-х годов, прежде чем перейти в 1950-е (однако останавливается, прежде чем сможет охватить становление- из первого фильма Ходоровски).
Те, кому не понравился "Танец реальности", не обратятся к этой серии (в некотором роде) благодаря "Бесконечной поэзии", но те, кому понравился, найдут это продолжение привлекательным во многом по тем же причинам. Этот этап жизни режиссера тоже оказывается немного более интересным, и хотя печальная реальность может заключаться в том, что серия из пяти фильмов так и не будет реализована, по крайней мере, "Танец реальности + Бесконечная Поэзия" получается хорошим автобиографическим двойным фильмом.
3. "Санта Сангре" (1989)
В ролях: Аксель Ходоровски, Бланка Гуэрра, Гай Стокуэлл
Во многих фильмах Алехандро Ходоровски есть сказочные или кошмарные эпизоды, но ни в одном из них нет такого обилия ужасов, как в "Санта-Сангре". В центре сюжета - молодой человек, оглядывающийся назад на свое ужасное детство, определяемое непростыми отношениями между его родителями-цирковыми артистами, и его сегодняшними попытками воссоединиться со своей столь же травмированной матерью.
"Санта-Сангре" - очень жестокий и напряженный фильм, содержащий, пожалуй, самое большое количество тревожных образов из всех, что снимал Ходоровски (что действительно о чем-то говорит). Это выходит за рамки даже фильмов ужасов с рейтингом R, так что, хотя это, конечно, не для брезгливых, те, кто не против ужасов, отправляясь в некоторые особенно темные и причудливые места, могут по достоинству оценить поездку, в которую их возьмет Санта Сангре. Все остальные, возможно, захотят держаться подальше от этого очень хорошо снятого, но очень конфронтационного фильма.
2. "Крот" (1970)
В ролях: Алехандро Ходоровски, Бронтис Ходоровски, Хосе Легаррета
После двух причудливых, но в то же время несколько беззаботных фантастических фильмов "Эль Топо" стал фильмом, который в конечном итоге заставил Алехандро Ходоровски стать культовым режиссером с именем нарицательным. Это один из самых странных и психоделических вестернов всех времен, в котором рассказывается о мужчине, путешествующем по странному ландшафту Старого Запада со своим сыном на буксире, и все это время становящемся свидетелями странных и жестоких зрелищ.
Это фильм, который настолько бескомпромиссен, что даже спустя более полувека после его выхода в прокат в нем есть эпизоды, которые все еще кажутся травмирующими и расстраивающими при просмотре. "Эль Топо", возможно, и не совсем фильм ужасов, но он успешен, по крайней мере, в том, что большую часть времени ощущается как кинематографический лихорадочный сон. Это противоречивый фильм, и он определенно не для всех, но было бы преуменьшением назвать его уникальным, и, несомненно, его трудно забыть, посмотрев один раз.
1. "Святая гора" (1973)
В ролях: Алехандро Ходоровски, Орасио Салинас, Замира Сондерс
Определяющий фильм в рамках всего артхаусного жанра / движения, "Святая гора" - исключительное достижение, не похожее ни на что другое в кинематографе, к лучшему это или к худшему (в зависимости от того, насколько вам нравится Алехандро Ходоровски и его уникальный стиль). Это амбициозный фильм, который стремится бросить вызов устоявшимся жанрам и исследовать природу жизни, вселенную и смысл, размахиваясь по-крупному, пытаясь охватить некоторые монументальные темы и более или менее преуспевая в этом.
Мне кажется правильным назвать "Святую гору" лучшим фильмом режиссера, поскольку в нем есть что-то неземное и самобытное, а также попытка отличить себя практически от любого другого существующего фильма. Смотреть этот фильм непросто, но он приносит удовлетворение и, безусловно, является одним из примеров фильма, в котором пересматривать не просто рекомендуется, но, по сути, оказывается необходимым. Словами невозможно должным образом описать Святую гору, но, возможно, в этом и нет необходимости. Он слишком загадочный и смелый, чтобы его можно было так просто описать, и в результате от просмотра становится еще более захватывающим.