От отца Артему досталось только отчество – Федорович. Как выглядел человек, давший ему жизнь, сын не знал, потому что мать уничтожила все его фотографии. И было за что – через год после женитьбы Федор Маслов собрал свои вещи и, заявив теще и беременной жене, что он еще не готов к семейной жизни, исчез за линией горизонта. Так что Вера рожала своего первенца уже будучи разведенной женщиной.
Когда Артему было девять лет, в их квартире появился дядя Миша – новый мамин муж. А через год родился Никитка.
Дядя Миша был спокойным, молчаливым, неулыбчивым мужчиной. Пасынку он ничего плохого не делал, но и хорошего тоже.
Артем с пониманием относился к тому, что Никитку дядя Миша гладит по голове, сажает к себе плечи, – во-первых, братик еще маленький, а во-вторых, Никита ему родной сын, а Артем нет.
Но мальчик долго не мог понять, почему мама тоже по-разному относится к ним с братом, пока однажды случайно не услышал ее разговор с бабушкой.
– Вера, я понимаю, что Михаилу Тема не родной сын, но тебе они оба родные. Что же ты Тему не приласкаешь хоть иногда, не похвалишь его? А он ведь так старается: ты много мальчишек в двенадцать лет видела, которые и посуду без напоминаний вымоют, и мусор вынесут, и за младшими братьями и сестрами присмотрят? Спроси своих подружек.
– Мам, да отстань ты от меня! – сказала Вера. – Я как посмотрю на него: эти вихры, уши, нос, конопушки, даже жесты – все о Федоре напоминает, глаза бы мои их не видели!
– Но мальчишка не виноват, что он так на отца похож. И если на то пошло – отца ему ты выбирала. Что же теперь ребенка виноватишь?
Самое удивительное, что Артем сделал из всего услышанного абсолютно неправильный вывод. Он решил, что причина такого отношения матери к нему – он сам, его внешность и манеры. А поскольку изменить это было невозможно, мальчик просто смирился.
Шло время. Артем окончил школу, поступил в университет, со второго курса стал подрабатывать в IT-компании. Половину зарплаты отдавал матери.
Правда, он уже не молчал:
– Мама, вы с Михаилом Никиту очень разбаловали – парню десять лет, а он совсем берега потерял – ничего делать не хочет, только шкодничает. Вчера подставку с цветами уронил, земля на палас высыпалась, цветы поломались. Кто все это убирал? Ты.
– Ну, что ты к брату цепляешься? – говорила мать. – Никита еще маленький.
– Помню, когда мне было восемь, я случайно разбил вазу, которую тебе на день рождения подарили. Мне за это так прилетело, что до сих пор забыть не могу, – ответил Артем. – Смотри, мама, намучаетесь вы с ним.
Старший брат был прав: Никита, действительно, вел себя все хуже и хуже, а в подростковом возрасте стал таким неуправляемым, что Михаил однажды схватился за старый армейский ремень. Однако это привело только к скандалу, потому что Вера считала, что все придираются к ее сыну.
В течение года им дважды пришлось общаться с полицией. Первый раз Никиту и его приятеля поймал на краже хозяин соседнего магазина. Ребят поставили на учет, родители заплатили штраф.
А через месяц подростки решили отомстить хозяину, сдавшему их в полицию. Они набрали камней и, когда стемнело, стали кидать их в стеклянную витрину. Разбили три больших стекла. Но попались – только хотели бежать, как почувствовали, что их крепко схватили за плечи. Это были двое полицейских, которые остановились около магазина, чтобы купить воды.
Родителям опять пришлось платить штраф, да еще компенсировать ущерб, который нанесли подростки.
– Никита ни в чем не виноват, это его приятель камни бросал, а наш Никитка просто рядом стоял, – уверяла мать Артема.
Она позвонила старшему сыну, чтобы попросить у него денег. Надо было заплатить за разбитые витрины. У самой Веры такой суммы не было, а Михаилу она побоялась сказать о том, что Никита второй раз оказался в полиции. Муж в это время поехал в деревню навестить своих родителей.
Артем денег дал, но сказал, что делает это в первый и последний раз. К этому времени он уже окончил университет и съехал из дома – решил жить самостоятельно, стал на пару с товарищем снимать квартиру.
Артему повезло, его пригласили работать в ту компанию, где он раньше подрабатывал. Он быстро стал опытным специалистом, получал неплохую зарплату и откладывал деньги на свое жилье.
К тому времени, как Артем собрался жениться, у него уже была собрана сумма, необходимая для первого взноса. Но оказалось, что у его невесты – Яны – есть однокомнатная квартира, которую девушка получила в наследство. И они решили, продав квартиру Яны, добавив то, что скопил Артем, и заняв недостающую сумму в банке, купить трехкомнатную. Так и сделали сразу после свадьбы.
А через два года после этого, когда в семье Артема уже родился сын, cкoнчaлась бабушка – мать Веры. После нее осталась трехкомнатная квартира.
Вера рассчитывала, что, как только она вступит в наследство, они с Михаилом переедут туда, а в своей двухкомнатной оставят Никиту. Молодой человек с грехом пополам окончил колледж, но никак не мог найти себе дело по душе, поэтому жил за счет родителей и сам себе никогда не смог бы купить даже комнату, не что квартиру. «А так у мальчика будет крыша над головой», – подумала мать.
Но все получилось совсем не так, как планировала Вера.
Зная, что дочь обязательно обделит наследством старшего сына для того, чтобы обеспечить жильем любимого Никиту, бабушка завещала свою квартиру не дочери, а внукам – Артему и Никите – в равных долях.
Вера приехала к старшему сыну и стала убеждать его отказаться от бабушкиного наследства:
– Артем, у вас с Яной есть большая квартира. Зачем тебе еще? А так мы бы с Мишей хоть на старости лет пожили нормально. И у Никиты бы была своя жилплощадь. Мальчик скоро, может быть, захочет жениться. Мы же одна семья, прояви в конце концов благородство! Я думаю, что бабушка бы это одобрила.
– Мама, если бы бабушка хотела оставить квартиру тебе, она бы так и сделала. Но она решила по-другому. Давай будем уважать ее волю, – сказал Артем.
– Но зачем тебе столько денег? Это же несколько миллионов! – воскликнула мать.
– Мама, не забывай, у нас еще не закрыта ипотека, а моя жена в декретном отпуске. И ты думаешь, что Никите эти деньги нужнее, чем нам?
Вера обиделась на сына и почти год не общалась с ним, не интересовалась внуком, не отвечала на смс с поздравлениями, сбрасывала звонки. В конце концов Артем перестал звонить.
За счет своей части денег, полученных от продажи бабушкиной квартиры, Яна и Артем закрыли ипотеку – там было совсем немного, а оставшиеся решили вложить в покупку квартиры для сына. Купили, стали сдавать, выплачивая долг банку за счет этих средств.
Как мать узнала, что у Яны и Артема появилась еще одна квартира, они не поняли – никому из общих знакомых об этом не рассказывали. В курсе были только родители Яны – они жили рядом и раз в месяц, по договоренности, заходили проверить квартиру.
В этот раз мать была настроена более агрессивно:
– Ты не имеешь морального права отказать мне. Я твоя мать, я тебя родила, кормила, одевала, воспитывала. А теперь твоя очередь помогать мне. Мы с Мишей не можем больше жить в двухкомнатной квартире. Никита привел туда девушку, которая беременна от него. У твоего брата скоро будет ребенок. Как нам жить впятером на сорока метрах?
– Мама, чего ты от меня хочешь? – спросил Артем.
– Ты должен отдать свою вторую квартиру брату.
– А почему он сам не купил себе жилье? Ведь Никита получил такую же сумму, как я, – удивился Артем. – На эти деньги вполне можно было купить однокомнатную.
– Никита купил себе машину, они поехали на юг, и там он разбил ее, – ответила мать.
– На те деньги, которые у него были, можно было купить несколько машин, – сказал Артем.
– Хорошо, если не хочешь отдать брату всю квартиру, продай ее и половину денег отдай Никите. Я смотрела, сколько стоят двухкомнатные квартиры, подобные вашей.
Артем вздохнул – ему уже давно надоел этот бессмысленный разговор:
– Мама, квартира ипотечная, продать ее можно только с разрешения банка. Но я этого делать не собираюсь. Мы с Яной купили ее для своего сына – твоего внука, между прочим.
– Тогда просто пусти их туда жить, – выдвинула мать следующее требование.
– А Никита сможет платить? – поинтересовался Артем.
– Ну, ты совсем бессовестный! – воскликнула мать. – Твой брат уже полгода не может найти себе работу. Неужели ты не хочешь просто помочь ему по-родственному? Решить его проблемы?
– Не могу и не хочу. Да если бы и хотел, то не смог бы. У нас заключен договор – мы сдали квартиру на три года порядочным людям. А такая удача бывает не очень часто. А все проблемы Никиты начались тогда, когда ты покрывала его, не давала возможности Михаилу воспитывать сына. Теперь пожинайте плоды. А вообще, я бы посоветовал вам перестать содержать его и выставить из дома вместе со всеми девушками. Пусть устраивается на работу, снимает квартиру и учится жить самостоятельно.
– Как я могу выставить Никиту? Он сказал, что четверть квартиры принадлежит ему, и это правда.
– А еще одна четверть мне. Ты об этом помнишь? Но я пока на свою часть не претендую и жить к вам не прихожу.
И снова мать ушла от Артема с мыслью, что ее старший сын – черствый, бездушный, бессовестный человек. И снова перестала общаться с ним. Конечно, Артему это было неприятно, но идти на поводу у матери и содержать брата-бездельника он не хотел.
Автор – Татьяна В.