Выбор профессии — процесс длительный и сложный, в одну заметку его не утрамбовать. Но зато можно рассказать об одной маленькой детали, которая позволит вашему ребёнку расширить горизонты и выбирать из большего числа возможных вариантов.
Представьте себе, что у вас есть две группы детей (306 маленьких нью-йоркцев, если точнее). Все они под вашим руководством будут заниматься в «Школе юного учёного», но с небольшой разницей в преподнесении материала.
Половине детей будут рассказывать про учёных, как про определённую группу людей. А другой — как про людей, выполняющий определённые действия.
Например, на вводном уроке первой группе скажут: «Учёные ищут факты и закономерности». А второй группе ту же информацию преподнесут по-другому: «Занимаясь наукой, люди ищут факты и закономерности».
Казалось бы — ну и что? А оказалось, что со временем такая мизерная лингвистическая разница привела к заметному изменению.
Изначально все дети, участвовавшие в эксперименте, интересовались наукой — поэтому они и записались в школу юного учёного. Но со временем начался отсев — дети всё меньше интересовались наукой, всё меньше верили в свои силы на этом поприще.
И это нормально — детские интересы изменчивы, ничего страшного.
Но вот тут-то и сыграла свою роль мизерная лингвистическая разница в преподнесении материала — отсев в группах был разный.
В группе, где учёных выставляли как отдельное сообщество, больше детей теряли интерес к науке и убеждённость в своих силах. А в группе, где учёных определяли просто как людей с определёнными занятиями, интерес детей к науке снижался заметно медленнее, они в целом всё так же считали, что у них есть всё, чтобы заниматься наукой.
Почему так? Видимо, потому, что преподнесение учёных, как отдельной группы включает установку на заданность — чтобы быть среди них, нужно быть как они, а я не такой/ая. Ну а раз я не такой/ая, нужно переключиться на что-нибудь более подходящее, где я буду такой/ая.
А использование языка действий («занимаясь наукой, люди…») запускает установку на развитие — наукой занимаются люди, они просто что-то делают, я могу этому научиться.
Как говорят нам многочисленные исследования Кэрол Дуэк и других психологов, установка на развитие (growth mindset) позволяет нам быть настойчивее, сохранять больше интереса и, в конечном итоге, добиваться своего. Так что результаты эксперимента были немного предсказуемы.
Учитывая все это, как же можно помочь ребёнку с выбором профессии? Попробуйте немного напрячься и отказаться от удобных (действительно удобных) формулировок «Врачи лечат», «Учителя учат», «Милиционеры ловят», «Балерины танцуют», «Шахтёры добывают», «Сантехники чинят».
Говорите по-другому, с ориентацией на действие «Работая врачами, люди лечат», «Став учителями, люди учат», «Служа в милиции, люди ловят», «Попав в театр, люди танцуют», «Устроивших на шахту, люди добывают», «Выучившишь на сантехника, люди чинят».
Всё это поможет детям рассматривать профессию как нечто, куда можно попасть благодаря усилиям, а не каким-то там врождённым данностям.
Соответственно, дети будут меньше отказываться от того, что им интересно, и выбрать профессию им будет легче.
Ваш 👍 поможет другим людям увидеть эту новость.
Lei, RF, Green, ER, Leslie, S‐J, Rhodes, M. «Children lose confidence in their potential to “be scientists,” but not in their capacity to “do science”». Dev Sci. 2019