Информационная культура уже завладела современным миром. Эпоха индустриализации прошла, и теперь мир охвачен явлением пост-индустрии. Откуда же человеку черпать новые смыслы, чрезмерно для собственного комфорта занимаясь преобразованием мира?
Задача человека постиндустриальной эпохи - не терять себя, а по возможности так вообще заново найти. Вот и я, пребывая в вечном потоке сознания дел, мыслей и взаимодействий настоятельно упрашиваю себя - Не теряй себя, постой, оглянись, будь собой, говори то, что ждут от тебя люди.
Иллюстрации картин моей жизни лежат на поверхности, отныне и теперь связанных с нижними слоями нашей дзен-"культуры", если таковая имеет место быть. А она есть, и наполнена множеством идей, смысловых находок, а порой и целых новых научных теорий. И это всё мы, неугомонная каста дзеновцев, со своими потоками мыслей, можем смело заявить об эксперименте, и сделать эдакий вброс смыслов в поток житейского знания современного человека. Подобный искрометный вброс был однажды сделан прямо в тему:
Пусть от правды остались лишь крохи,
И молчание заведомо ложь,
На краю безысходной эпохи,
Всё надеждой бесплодной живёшь.
Жизнь бессмысленна и убога,
Под пятой золотого тельца,
Всё проходит, - терпение Бога,
Не имеет, как видно конца!
(с) Алексей
Для всей оригинальности восприятия современных смыслов имеет значение сама подача информации - тот самый постмодернистский поток сознания. Механизм его прост до основания: транслируемый материал через текст или разговор сводится к важным практическим действиям человека.
Постмодернизм в действии
Всей культуре с её пластом современных знаний и чувств о мире, о практике его освоения и даже общественной психологии, внимает постмодернизм с его технологичной "охотой на Власть". Счастливый случай властвовать по природе над людьми - "управлять миром" - ныне принадлежит деньгам. За стеной "техноструктуры" денег стоят менеджеры, маркетологи, финансисты. И как говорится, после эффективных менеджеров обычно приходят конкурсные управляющие.
Из современности в древность умело глядят менеджеры и маркетологи, пытаясь там найти ориентир для установления властных отношений, и находят его - главного "управленца" человеческими страстями -"золотого тельца".
Библейский образ и современный смысл эпохи торговых властителей смыкаются в точке общих идей: «золотой телец» стал править миром в эпоху постиндустриализма более усердно.
По библейской версии
Золотой телец - это идол, для древних - божество, предмет поклонения; изображение быка из золота. По сюжету, сотворил Аарон (брат Моисея) образ золотого быка и даровал его людям, по требованию народа у подножия горы Синай. Он стал объектом культа, поклонения в условиях выживания. Во время исхода, когда Моисей был на горе Синай, народ, оставшийся без него, стал роптать. Аарон для успокоения народа сделал из золотых украшений, собранных у евреев, золотого тельца (Исх. 32:1—4), олицетворяющего спасение всему народу. С тех пор Золотой телец - собирательный образ всего, что несёт или даёт людям деньги, не дает покоя.
Для евреев всего мира история события исхода евреев из земли египетской (и Исхода как библейского сюжета) имеет глубокое религиозное и культурное значение. Это повествование служит напоминанием об их истории, и борьбе, с которой столкнулись их предки. Быть рабами в Египте не пристало, да и надоело великому народу, и пошли они искать "своего счастья" по миру. Эта история преподает уроки веры, искупления и свободы. И по сути является источником вдохновения и надежды для всего еврейского народа.
Для современного же сознания "золотой телец" - это ассоциация со всем материальным, денежным, имеющим свою оценочную стоимость. Служить ему, значит отдавать предпочтение материальным ценностям, исключая духовные.
Это проза жизни, а если бы это была сказка нашего времени, то она до конца была бы написана "управленцами торговых площадей", ибо отображает "золотоносный" взгляд на вещи современной эпохи:
«Итак, дорогие коллеги, вы должны помнить о том, что главная ваша задача и смысл всей вашей деятельности – это приносить компании прибыль...прибыль. Вот ваш главный ориентир в народе».
Тут и сказки конец, и начало обучающего вебинара "про деньги, про предназначение, про контракты на изобилие", и всё такое прочее.
Лозунг эпохи – это «превращать деньги в главную цель своей жизни», что означает – «поклоняться золотому тельцу». Плохо это, или хорошо сейчас, решают люди, и преимущественно, каждый сам для себя. История о библейском Золотом тельце показывает, как легко можно переубедить людей, навязав им чужое мнение, поставив неубедительную точку зрения во главе угла.
Культурное самосознание людей с некоторых пор зиждется на культуре потребления и массового действия. По пути от состояния дикости до состояния цивилизованности само-Сознание человека прошло исторический путь от традиционной эпохи к постиндустриальной. Ныне, где информация и технологии - главные рули в руках посвященных, культура и общения, и взаимодействия "технологична" сама по себе. Скажете, что, мол, мышление наших предков было иным? Предполагается, что да. Образцы нового цивилизационного развития сформировались на втором этапе человеческой истории - становлении индустриальной эпохи, и они были недоступны древним по определению.
Главными в культуре информационной среды стали средства, технологии и методики работы. Они и рулят общественными изменениями, мировоззренческими принципами, да и вообще, самим, так сказать, "гомо сапиенс" в современном обличье - человеком массовой культуры.
Про маркетологов и не только
С появлением индустриальной цивилизации стали править миром люди из мира эффективных управленцев. Человеку эпохи постиндустриализма стало конкретно не хватать разумности человека эпохи древности, так сказать, "периода первоначального накопления природных смыслов".
Технократия и тот самый идол понимаются сейчас как целая общественная формация, у руля которой стоят технические специалисты и эксперты. Кто как не они "правят", если не Вселенной, то миром человеческих страстей. Они выявляют, предугадывают потребности клиентов, формируют покупательскую способность - совершенствуют по линии вверх кривую продаж. Учат бизнес привлекать и удерживать клиентов маркетологи. Цель их - прибыль и её извлечение из всего.
В 1941 г. американский социолог Джеймс Бёрнем в своей концепции наступающего "общества управляющих" утверждал, что технократия в лице менеджеров стала политической реальностью в ряде экономически развитых стран. Так вот кто пришел к нам из мира политики.
Знакомство с методом мифозрения
Идеи постмодернизма (постинтдустриализма) все более проникают в нашу жизнь, и они не делают нас более разумными. В постиндустриальную эпоху человеческим обществам и личностям нужны новые смыслы. Обретение их - дело благородное, но трудоёмкое.
Смыслы культуры раскроются сами собой, если более вдумчиво размышлять о родовом предназначении нас самих - русских людей, славян, - сущностно, по жизни. В помощь исследователю предлагаю книгу талантливого автора, профессора, Михаила Юрьевича Черненко под названием "Мифозрение". Разработанный им новый термин Мифозрение - из ареала общественных наук, подлежащий изучению. Применяя его к текстам можно проследить весь процесс формирования нужных нам смыслов.
Как верно в начале своего исследования отмечает М.Ю. Черненко, «они (наши предки) были ближе к Природе, их мышление не было отзомбировано технократическими знаниями, то есть знаниями «по власти техники». Они понимали, что в основе выживания народа (нашего Рода) лежит различение «свой – чужой», и передали по наследству нам мудрость в виде сказок».
В любой сказке вырисовывается соотношение персонажа сказки к определённому роду древних знаний. О нём и следует знать современному человеку.
Предлагаю окунуться в мир сказочной культуры и смыслов с помощью нового метода - мифозрения. Сказка Царевна-Лягушка - наилучший пример для раскрытия глубинных смыслов народной культуры и понимания мироустройства. "Прочитав" глубинные смыслы, заложенные народным сознанием, в ней отобразятся новые, не лежащие на поверхности, догадки о нашем цивилизационном предназначении. Только лишь читать нужно внимательно.