В этот музей я хожу редко, почему-то так сложилось. Когда дети были помладше мы несколько раз были в Дарвиновском, Тимирязевском, в музее космонавтики, в палеонтологическом. Потом на смену им пришли Исторический и Третьяковка. А вот Пушкинский как-то остался в стороне. Сегодня я в очередной раз убедилась, что очень зря.
По зрелищности и способности оказывать впечатления этот музей, пожалуй, самый лучший.
И. В. Цветаев сделал великое дело, собрав здесь копии величайших скульптур мира. Подлинников тут немного: только находки из Трои и живопись. Почти все скульптуры - это слепки, что ничуть не умаляет их ценности для нас, посетителей музея.
Кстати, наш экскурсовод порекомендовала нам фильм Леонида Парфенова “Глаз Божий”, он как раз рассказывает о И. В. Цветаеве и о создании Пушкинского музея.
Конечно, в одной статье про музей не расскажешь, к тому же я не искусствовед. Но все же поделюсь с вами несколькими фактами.
Тема нашей экскурсии была “Итальянское возрождение”, поэтому говорили мы о скульптурах Микеланджело, Верроккьо, Донателло. Я расскажу о трех скульптурах Микеланджело.
“Давид” Микеланджело
Конечно, он поражает. Оригинал сделан из куска мрамора, который был забракован скульпторами, в том числе и Леонардо да Винчи. На спине у настоящего "Давида" есть пятно - это и есть брак мрамора. В Пушкинском "Давид" стоит у лестницы, и, поднимаясь по ней, можно почти к нему прикоснуться. "Давид" косит, но когда мы смотрим на него снизу вверх, то этого не замечаем, наоборот, именно это придает взгляду направление и эмоцию, но если мы встанем на одном уровне с его глазами, то увидим это.
В этом же зале есть еще 3 "Давида". Один работы Верроккью, по преданию для него позировал юный ученик скульптора - Леонардо да Винчи. Это, кстати, единственное изображение Леонардо в юности.
Еще один Давид работы Донателло, очень похож на Меркурия, он самый ранний, поэтому и его изображение еще приближено к “божественному”.
Все "Давиды", кроме скульптуры Микеланджело, уже победили Голиафа, у их ног лежит голова поверженного великана. "Давид" Микеланджело только готовиться к битве с Голиафом, вот-вот бросится вперед.
Вообще развитие искусства шло от изображения божественного, идеального к изображению земному, бытовому, реальному. И как иконопись постепенно сменилась жанровой живописью, так и скульптура от статуй богов перешла к изображению реальных людей. Но переход этот был, конечно, не мгновенным.
Статуя Микеланджело “Пьета”
Это изображение момента снятия Иисуса Христа с креста. Изображенной скульптуром ситуации, конечно, быть не могло. Мария держит на своих руках тело сына. В этой скульптуре нарушены пропорции героев. Мария - огромная. Если бы она встала, то ее рост достиг бы 2, 5 метров. Но это вовсе не ошибка Микеланджело. Это прием воздействия на зрителя. Мать, как и много лет назад, снова держит на руках сына. Только сейчас он не младенец, а умерший.
“Моисей” Микеланджело
Тут Моисей изображен в момент возвращения к людям после сорокадневной беседы с богом. Моисей вернулся просветленным, с сиянием вокруг своей головы, награжденным божественными скрижалями и увидел, как люди вновь вернулись к язычеству: они отлили золотого тельца и поклоняются ему. Грозен лик Моисея, в следующую минуту он разобьет скрижали в гневе.
На голове у Моисея рожки, именно так в скульптуре передается сияние Моисея.
Час экскурсии пролетел как один миг. Здорово, что мы можем прикоснуться к мировому искусству. Идемте в музей! Билеты можно купить онлайн на сайте музея, тут же можно заказать экскурсию на группу или узнать расписание сборных групп: https://pushkinmuseum.art/visitors/tickets/index.php?lang=ru