В середине 1950х годов в мире было известных на весь мир лидера, имевшие высшие воинские звания государств, которыми они правили. Генералиссимус Франко в Испании, маршал Тито в Югославии и " четырехзвездочный" генерал армии США Дуайт Эйзенхауэр. А в Советском Союзе был маршал Жуков. Хотел ли он высшей власти?
В годы Великой Отечественной отношения Верховного главнокомандующего и его первого заместителя внешне отличались полным взаимопониманием. Именно Жукову вождь поручил подписывать с советской стороны акт о капитуляции Германии. Именно Жуков принимал Парад Победы, а Сталин стоял на Мавзолее. Советские военочальники и многие штатские руководители после войны, чувствуя себя победителями, начали демонстрировать чрезмерную самостоятельность.
Жуков в качестве командующего Группой советских войск в Германии вёл себя этаким проконсулом и даже имел собственный "двор". Что бы показать, кто в доме хозяин, Сталин прибегнул к испыьанной тактике, приказав министру госбезопасгости Виктору Абакумову покопать компромат на Жукова. Имелся ещё один тревожный момент. У Жукова сложились тёплые отношения с командующим американскими войсками в Европе Дуайтом Эйзенхауэром. И они сохранились даже на фоне ухудшающихся отношений между бывшими союзниками.
Понятно, что подозрительность Сталина только усилилась. Весной 1946 года грянуло " авиационное дело" о непорядках в ВВС и авиапромышленности. В 1948 году Жукова с подрезанными крыльями задвинули в Уральский военный округ. В Москве он появился в октябре 1952 года в качестве делегата 19 съезда. Считается, что Сталин готовил чистку, и Жукова, разумеется, с подачи вождя, выбрали в кандидаты в члены ЦК. Однако из-за кончины Сталина чистка так и не состоялась. У государственного руля утвердилось "коллективное руководство", члены которого готовились к дележу власти и были крайне заинтересованы в поддержке знаменитого полководца. Первым попытался заполучить его в сторонники Лаврентий Берия,добившийся назначения Жукова министром обороны.
Но пиком его политической карьеры стал день 18 июня 1957 года, когда на очередном заседании Президиума Хрущев подвергся резкой атаке со стороны Меленкова, Молотова, Кагановича, Булганина, Ворошилова. На защиту Хрущева ринулись Брежнев, Фурцев и Жуков. В итоге Хрущев свою должность сохранил. Это была главная политическая битва маршала Победы. И одновременно шаг к падению.
Решив отплатить за спасение чёрной неблагодарностью, Хрущев думал о собственном выживании. Его напугал использованный Жуковым приём, когда для дискредитации "аньипартийной группы" маршал поднял материалы об участии её членов в репрессиях. Считается, что аналогичные компрометирующие материалы в отношении самого себя Хрущев уничтожил с помощью председателя КГБ Ивана Серова. Однако выяснилось, что в архивах Минестерства обороны тоже было немало интересного. Жукова же замазать в репрессиях не удалось бы никак :в 1937 году он сам был на волосок от гибели и уцелел только потому, что удачно разослал жалобы и протесты по инстанциям.
Странно выглядит то, что Хрущев провел расправу над маршалом лишь четыре месяца спустя. Приговор был очевиден. Снять с должности и отправить в отставку.