Найти в Дзене
Сельский учитель

“А учителя физики в школе есть?”. Почему после 90-х такой важный предмет стал скучным

Оглавление

Возможно, это произошло и раньше, но я сам окончил школу в 90-е и мне всегда нравилась физика. Кто-то скажет, что тебе повезло с учителем и будут правы. От педагога и сегодня очень много зависит, но давайте выясним, почему же школьную физику многие школьники считают скучной.

Хорошо, что моей дочери так не кажется😊

Что многих бесит в физике

1. Слишком всё сложно из-за математики

Здесь я всегда вспоминаю слова своего любимого преподавателя по физике в вузе, который всегда говорил: «Физика без математики – это философия». И если внимательно посмотреть на содержание, то при решении задач, например, физика заканчивается на составлении Дано, рисунке (при необходимости) и записи основной формулы. Ну а дальше, начинается математика, которую судя по результатам экзаменов у нас в школе не очень любят.

Спросите у своих детей, когда они последний раз описывали на уроке физическое явление.

Плюс мне надоело, что сегодня математика не успевает за физикой или наоборот. И почему я должен каждый год объяснять семиклассникам, что такое вектор или проекция.

2. Материал учебника не всегда соответствует времени

Если сравнить современный учебник и тот, по которому занимался я 30 лет назад, то практически ничего не изменилось. Вы также не найдёте в нём современных достижений науки и техники, например, 21 века.

3. Задачи далеки от реальности

С одной стороны, это связано с тем, что многие учителя до сих пор используют при работе задачники Лукашика или Рымкевича. Но если вы не занимается олимпиадниками, то брать другие и смысла нет, тем более что хорошей альтернативы пока ещё не придумали. Как это устранить? Либо менять текст задачи, либо идти на улицу и находить, например, скорость тел в реальных условиях.

4. Мало практики

Отсюда вытекает следующая проблема, что задачи мы учимся решать, но как эти знания применять на практике, непонятно. Здесь, безусловно, могут помочь кружки по робототехнике или прототипированию, но разве они есть во всех школах?

Тот самый учебник Перышкина по физике для 7 класса
Тот самый учебник Перышкина по физике для 7 класса

5. Неоткрытые учебники

И это, пожалуй, самая сложная задача, ведь учебники дети мало читают и если педагог не может привить любовь к своему предмету, то скорее всего, все параграфы школьники будут читать по диагонали. Плюс по физике параграфы всегда маленькие, а значит, их легко можно прочитать перед уроком. Да и учитель по физике уже давно на пенсии и нас гуманитариев сильно мучать не будет.

И что мы тогда хотим от наших детей?

А учителя физики в школе есть

Достаточно вспомнить недавнюю встречу Владимира Путина и нашего министра Кравцова, где президент довольно прямо спросил чиновника о кадровом дефиците в школах. Сергей Сергеевич, как опытный чиновник, вырулил ситуацию, но от этого больше педагогов по нашему предмету не стало.

А знаете, что меня радует в этой ситуации? Я никогда не останусь без работы. Тем более, что в дипломе в графе «Квалификация» у меня прописано: учитель физики и учитель информатики.

Как эту проблему решить? Либо делать обязательную отработку (3-5 лет) после окончания педвуза, либо при устройстве на работу гарантировать жильё, с последующим выкупом по низким процентам или оформлением всех необходимых документов по истечению какого-то срока. По-другому, скорее всего, эту проблему уже никак не решить, потому что я не знаю ни одного человека, который бы пожалел, что ушёл из школы.

Почему физика стала скучным предметом

Причин довольно много, но я назову лишь три. Остальные предлагаю написать вам в комментариях.

Давайте вспомним середину 20 века, где профессия «инженер» была очень важной. Страна активно строилась после Великой отечественной, и школьная программа была ориентирована на то, чтобы воспитать будущие кадры, которые окончат профильный вуз и принесут благо обществу. Надо сказать, что особой мотивации никому не требовалось, все, итак, всё прекрасно понимали.

Я у мамы инженер😊
Я у мамы инженер😊

Инженер – профессия была престижной, высокооплачиваемой и для многих выпускников из регионов это был отличный социальный лифт. Да и если вернуться к тем же ученикам, то уверен, что вы тоже занимались физикой по Перышкину. Сильно он изменился, по вашему мнению?

Плюс сюда же можно отнести и то, что в прошлом веке был введён всеобуч и физика стала обязательным предметом для всех. Мой отец до сих пор вспоминает закон Кулона, который он очень “любил” в школе.

Сегодня также физику изучаю абсолютно всё и неважно, будешь ли ты работать переводчиком в будущем или играть на сцене театра.

Вторая причина такой нелюбви кроется в преемственности. Вспомните, когда изучают “Окружающий мир”? Правильно, в начальной школе. Получается, что с 5 по 7 классы, дети никак, за редким исключением, не соприкасаются с физикой. К тому же, в началке дети всегда любят что-то сделать своими руками, провести эксперимент, а в 5 или 6 классе у них начинается совсем другая жизнь.

Приходя в 7 класс на урок физики, все эти лабораторные работы или демонстрационные эксперименты кажутся многим слишком банальными и скучными. Здесь выплывает другая проблема – отсутствие физического оборудования в школе и замена реального опыта компьютерным (видео).

Здесь, возможно, кто-то скажет, что эта проблема учителя и так далее. Вы правы, но зачем напрягаться, если дети все выросли, пенсия, пусть и маленькая, медленно идёт, да и вообще меня позвали, чтобы никто не задавал лишних вопросов. Другими словами, мотивации работать, как после пединститута, у коллег просто нет.

Если в вашей школе по-другому, то я рад за ваших детей и привет коллеге👋

И последняя причина кроется в той же практике, а именно, мы слишком много решаем теоретических задач. Но здесь многие могут обвинить ЕГЭ, где как раз и проверяется умение решать, а не делать. Хотя, если честно, я бы не хотел видеть эксперимент на ЕГЭ по разным причинам. На ОГЭ, по моему мнению, его предостаточно.

Как будут решаться все вышеобозначенные проблемы, не знаю, но за короткий срок их точно не выполнить. Уж слишком много времени прошло…

И да, если кто-то считает, что со сменой министра просвещения что-то глобально изменится в изучении физики, то надеяться не стоит.

Пишите в комментариях, есть ли в вашей школе учитель физики и как проводятся уроки по этому предмету.

Вы меня очень поддержите, если напишете комментарий и подпишетесь на мой канал.