Неутешна и безгранична об уходящих от нас была бы скорбь, если бы Господь не даровал нам Вечную жизнь. Как было бы всё бессмысленно, если бы жизнь кончалась со смертью. Своим воскресение Христос разверз врата Небесного Царства. Земная жизнь - всего лишь подготовка к будущей, но со смертью эту подготовка заканчивается, как и заканчивается существование нашего тела. Оно тлеет, распадается, чтобы однажды восстать в общее воскресение. Но душа она всегда жива, она ни на минуту, ни на миг не прекращает своего существования. После смерти уже не могут видеть наши душевные очи, но в этот момент нам откроется духовное зрение, гораздо тоньше и значимее.
И когда душа выходит из тела, то остаётся в окружении добрых и злых духов. Даже некоторые их видят еще до того как уйти в иной мир, кто-то из них даже разговаривает с ними находясь в теле. А потом с кем из них она сродни была при жизни, остается и выйдя из тела, каким неприятными они не оказались при встрече. "Много может молитва праведного» - так считал святой Иоанн Кронштадский. Молитв об упокоении немало, но есть одна довольно хорошая и совсем небольшая. Текст её можно найти вот здесь: https://t.me/molitvaikona/3983.
Но самое страшное даже не это, а тот путь который ей предстоит еще пройти. Везет тем, кто умирает в три дня после Причастия или же для некоторых праведных, для которых часто мытарства минуются, но их для тех грешников, бОльших или меньших, ни миновать.
Сначала душа три первых дня путешествует по тем местам, которые ей были дороги в земной жизни. Она может посещать их, миновать сквозь стены и пространства. Потом же она направляется в иные пространства. И проходит через полчища злых духов, преграждающих ей путь и обвиняющих в разных грехах, присущих ей и пойманный в той жизни. Согласно откровениям есть 20 таких преград, в различных грехах, в которых они соблазнялись на земле. Страсти никуда не уходят и остаются с душой, и после смерти ими же и берут умерших бесы.
Так вот на каждом из этих 20 мытарств испытуется тот или иной вид греха; пройдя через одно, душа попадает на следующее, и, лишь благополучно пройдя через все, душа может продолжать свой путь, а не быть сразу ввержена в геенну.
Эта картина столько ужасна, а бесы столь мерзки, что сама Богородица просила Архангела Гавриила, который пришел известить ее о предстоящей, чтобы избавил ее Господь видеть тех бесов.
И вот нам нужно поступать также, как сделала Матерь Божия, просит о том же Господа, помиловать наших усопших близких. Избавить наших родных, чтобы и они не видели их. Сам Господь спустился и принял душу своей Пречистой Матери и везнес Её на небо. Мы может тоже почти так. Если будем не забывать о них, просить смиловаться над ними.
Ничего лучшего и большего не можем мы сделать для усопших, как молиться о них, подавая за них поминовение на Литургии. Душа, как была живой, так ее и остаётся. Это знает и понимает Церковь, и потому, как мать молится об ушедших. Приносит за них бескровную жертву о упокоении их душ. Вот, кстати, короткая, но очень важная молитва об упокой души. Текст читайте, проходя по ссылке: https://t.me/molitvaikona/4006.
Как мы провожаем родственника в путь, когда живем и молимся, чтобы он благополучно вернётся, так и нам нужно молиться, пока он доберётся до третьего дня, пройдет эти страшные его дни, часы, минуты (мы не знаем ведь там нет времени), подойдет к третьему дню. Очень важному, ведь в этот день душа первый раз поклоняется Господу Иисусу Христу.
Потом он посещает с 3 по 9 день райские селения, а позже видит 31 день вплоть до 4 дня адские пропасти и наверно духовные состояния чувствуют этих грешников. И от нас зависит какое месте займут наши родные. Как помолимся искренне, как долго не будет оставлять молитвы, как будем делать во имя и добрые дела, как раздавать милостыню, заказывать сорокоусты, службы об их упокоении, как молиться непрестанно, читать Псалтырь, как сами будем меняться. Конечно, лучше это делать при жизни, но если уж не успели, то хотя бы посмертно стараться бороться за лучшее место, грубо говоря, для них под солнцем у Бога, ведь именно в 40-й день будет определяется ее место до Воскресения мертвых.
После этого дня мы можем тоже еще исправить, ведь их душа будет находится или в предвкушении Вечной радости и блаженства или же в страхе Вечных мучений, которые наступят во всей их красе после Страшного Суда.
До того дня его возможно перемены их состоянии души.
И они будут зависеть полностью от нашего труда, молитвенного или деятельного добром.
Очень важна бескровная жертва, Литургия, в которой нужно не просто принимать участие через записочки, поданные в этот день, хоть и это тоже важн, ,но и самим желательно вместе сними разделять радость причастия.
Поминовение за Литургией очень важно.
Это видно из истории с одним священником. Он перед тем как открыть его мощи совершал Литургии перед святого Феодосия Черниговского (1896 г.), он устал и задремал. А во вне он явился ему, поблагодарил за труды в отношении его души и очень просил помолитесь и за его родителей, иерея Никиту и Марию. На что священник удивился сказав ему:
«Как ты, святитель, просишь у меня молитв, когда сам стоишь у престола небесного и подаешь людям милости Божий?» – спросил священник. «Да, это верно, – ответил св. Феодосий, – но приношение за литургией сильнее моей молитвы».
Так вот очень полезны молитвы и добрые дела, творимые в их память, милостыни, жертвы на храм, людям тоже угодны Богу. Но очень важно именно поминовение их имени за Литургией. Очень много случаев которые подтверждали это усопшие. Многие умерли без покаяния, или умерли покаявшись, но не успев принести достойные плоды покаяния, и когда он них молятся родные, они освобождаются от мук и получают упокоение.
В Церкви всегда возносятся молитвы об упокоении усопших, и даже в день сошествия Святого Духа в коленопреклоненных молитвах, на вечерне, есть особое моление «о еже в аде держимых». Каждый же из нас, желая проявить свою любовь к усопшим и оказать им действительную помощь, лучше всего это может сделать через молитву о них, в особенности поминовением их на Литургии, когда вынимаемые за живых и усопших частицы опускаются в кровь Господню со словами «Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею честною, молитвами святых Твоих». Ничего лучшего и большего не можем мы сделать для усопших, как молиться о них, подавая за них поминовение на Литургии. В этом они нуждаются всегда, а особенно в те сорок дней, в которые душа усопшего проходит свой путь до вечных обителей. Не чувствует ничего тогда тело, не видит собравшихся близких, не обоняет благоухание цветов, не слышит надгробных речей. Но ощущает душа возносимые о ней молитвы, благодарна бывает тем, кто творит их, и духовно бывает близка им.
Святитель Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский о необходимости поминовения усопших советовал всем живущим помнить о родных. Для них усопших делать все возможное чтобы облегчить им загробную участь.
"Делайте для них все что только можете – советовал он всем. - Делайте, что им нужно и что в ваших силах.
Тратьте деньги не на украшение гроба и могилы, а на помощь нуждающимся, на Церкви, на требы, благодаря которым возносятся молитвы о них.
Окажите милость усопшему, позаботься о его душе.
Всем нам предстоит этот путь. И быть может кто то и о нас душей позаботится.
Чтобы так случилось нужно и самим быть милостивым к усопшим.
Как только кто преставится, немедленно зовите или извещайте священника прочитать «Последование по исходе души», которое должно читать над всеми православными сразу по их кончине. Или читайте его сами. Но лучше вместе.
Хорошо бы чтобы отпевание родного человека проходило в Церкви, а до этого все эти три над над ним читался Псалтырь. И вы вместе со священником тоже его читайте.
Отпевание не должно быть праздноваться пышно, но обязательно без сокращений, а полностью.
Думает не о своих в этот момент удобствах, а об усопшем с которым прощаетесь навечно.
Если даже в Церкви покойников несколько, не отказывайтесь, чтобы отпевание было для всех совместным. Лучше, больше и горячее значит будет о них молитвы от всех близких собравшихся там. Это будет лучше ем их будут отпевать по очереди, сокращая службу из-за нехватки времени и сил у батюшки. А будет каждое слово произносится от всей души, ведь молитвы для усопшего, как капля воды жаждущему".
Обязательно позаботьтесь сразу о совершении сорокоуста, т.е. ежедневном поминовении в течение 40 дней на литургии. Обычно в Церквах, где происходит ежедневное священнослужение, отпетые там усопшие поминаются в течение сорока дней и больше. Если же отпевают в церкви, где нет ежедневной службы, близкие должны сами позаботиться и заказать сорокоуст там, где ежедневная служба. Хорошо посылать также на поминовение в монастыри и в Иерусалим, где постоянная служба у святых мест. Но нужно сорокоуст начинать сразу после кончины, когда душа особенно нуждается в молитвенной помощи, и посему начать поминовение в ближайшем месте, где ежедневная служба.