Найти тему
Железный_Феликс

Современные ОБТ разных школ и с чем их едят.

Начиная погружение в тему современных ОБТ (основных боевых танков), первым бросается в глаза сильное отличие западных вариантов ОБТ и отечественных. В чем же причина такого сильного отличия? Отсталость той или иной стороны или наличие своего видения и подхода к применению бронетанковых войск? Давайте разберемся.

Основные боевые танки, или основные танки, являются квинтэссенцией всех предыдущих типов танков — общая, единая машина, способная выполнять задачи как легкого, так и среднего танков, а также тяжелого.

Впервые термин "основных танков" или "основных боевых танков" появился в середине 20-го века, когда страны производящие танки поняли, что предыдущая концепция наличия легких, средних и тяжелых танков является несовершенной и чрезмерно дорогой. Тогда и начались проекты перспективных танков, которые стали являться некой золотой серединой между легкими, средними и тяжелыми машинами.

Первые представители семейства ОБТ выросли из доработки идеи средних танков, как например, американский М60, который фактически являлся продолжением идеи среднего танка М48, так и советские Т-55 и Т-62, выросшие из среднего танка Т-54, который также вырос из танка, разработанного еще в военное время - Т-44.

Американский средний танк М48
Американский средний танк М48
Первый американский ОБТ М60
Первый американский ОБТ М60
Советский средний танк Т-44
Советский средний танк Т-44
Советский средний танк Т-54
Советский средний танк Т-54
Первый советский ОБТ Т-55
Первый советский ОБТ Т-55
Советский ОБТ Т-62
Советский ОБТ Т-62

В начале-середине 60-х в СССР выпустили новый тип ОБТ, превосходящий все предыдущие танки технологически, и сразу запустили серийное производство. Танк впервые в истории получил комбинированную броню, 125-мм пушку с механизмом заряжания и оппозитный двигатель малых габаритов. Таким образом, родился дизайн современных отечественных танков, и родоначальником стал танк Т-64.

Советский ОБТ Т-64А на учениях
Советский ОБТ Т-64А на учениях
Комбинированное бронирование верхней лобовой детали танка Т-64, 80мм стали, 104мм стеклотекстолита, и еще 20мм стали.
Комбинированное бронирование верхней лобовой детали танка Т-64, 80мм стали, 104мм стеклотекстолита, и еще 20мм стали.
Комбинированное наполнение башни состояло из ультрафарфоровых шаров.
Комбинированное наполнение башни состояло из ультрафарфоровых шаров.
Танковый двигатель 5ТДФ.
Танковый двигатель 5ТДФ.
Механизм заряжания танков Т-64 и Т-80.
Механизм заряжания танков Т-64 и Т-80.

Данный танк превосходил все танки западной школы танкостроения, но также имел огромное количество недостатков и сложностей в производстве, что привело к появлению еще двух аналогичных машин - Т-72 и Т-80. Одной из главных проблем танка Т-64 была его ходовая часть. Несмотря на плюсы в виде мягкости хода и легкости, надежность ходовой части вызывала вопросы у военного руководства СССР. Также оппозитный двигатель 5ТД был сложен в производстве и не удовлетворял военных в плане надежности. Все это привело к созданию Т-72 и Т-80.

Советский ОБТ Т-72м
Советский ОБТ Т-72м
Советский ОБТ Т-80.
Советский ОБТ Т-80.

На Т-72 уральские конструкторы пошли по пути взаимозаменяемости и унификации с танками предыдущего поколения. Таким образом, ходовая часть танка и двигатель являются дальнейшим развитием ходовой части и двигателей от танков Т-55 и Т-62. Также на танке Т-72 был реализован другой тип автомата заряжания - горизонтальный, что привело к снижению боекомплекта, но также уменьшило возможность поражения в бортовую проекцию. На танках ленинградских инженеров Т-80 также была пересмотрена ходовая часть и двигатель, но механизм заряжания оставили, как и на танке Т-64. Как итог, танк Т-80 стал первым серийным танком с газотурбинным двигателем в мире.

Танковый двигатель В-84. Из интересного, данный двигатель является глубоким развитием танкового двигателя В-2 устанавливаемого на танк Т-34.
Танковый двигатель В-84. Из интересного, данный двигатель является глубоким развитием танкового двигателя В-2 устанавливаемого на танк Т-34.
Пример взаимозаменяемости опорных катков между танками Т-72 и более ранними Т-54/55 и Т-62.
Пример взаимозаменяемости опорных катков между танками Т-72 и более ранними Т-54/55 и Т-62.
Автомат заряжания танка Т-72.
Автомат заряжания танка Т-72.
Ходовая часть танка Т-80.
Ходовая часть танка Т-80.
Танковый двигатель от танка Т-80 ГТД-1000т.
Танковый двигатель от танка Т-80 ГТД-1000т.

Касательно западной школы танкостроения, после появления так называемого "Т-трио" и запуска его в действительно массовое производство, западные страны увидели сильное отставание в данном разделе военной техники. К примеру, в одно время с танком Т-64 в массовое производство был запущен немецкий танк "Леопард 1". "Леопард 1" на момент выпуска обладал относительно устаревшей 105-мм нарезной пушкой, у него отсутствовал стабилизатор орудия, отсутствовала комбинированная броня, и вес танка превосходил вес того же Т-64 на полторы тонны. В связи с невозможностью догнать Советский Союз по выпуску ОБТ, западные страны решили создать свои новые танки под новую доктрину применения бронетанковых войск, а именно - использование в качестве самоходных противотанковых систем. И вот в начале 80-х появились первые западные танки нового дизайна: "Леопард 2", "М1 Абрамс" и британский "Челленджер".

Немецкий ОБТ Леопард 1 ранний.
Немецкий ОБТ Леопард 1 ранний.
Американский ОБТ М1 Абрамс.
Американский ОБТ М1 Абрамс.
Немецкий ОБТ Leopard 2.
Немецкий ОБТ Leopard 2.
Сравнение габаритов танков Т-72М и Leopard 2A4.
Сравнение габаритов танков Т-72М и Leopard 2A4.
-23
Британский ОБТ Челленджер 1.
Британский ОБТ Челленджер 1.

Данные танки изначально были разработаны исключительно для ведения оборонительного боя против советской бронетехники, желательно с обратных скатов, т.е. на неровной поверхности. Это очень сильно заметно при рассмотрении бронирования западной бронетанковой техники. Основная бронезащита расположена непосредственно в башне, тем временем как большая часть корпуса в случае того же Челенджера не имеет какого-либо комбинированного наполнителя. По причине отсутствия автоматической системы заряжания экипаж данных танков состоит из 4 человек. Также отсутствие автоматической системы заряжания делает невозможной стрельбу на ходу, особенно при движении по неровной поверхности. Также по причине наличия 4 членов экипажа и изначально выбранной доктрине применения, данные танки обладают большими габаритами и значительно большей массой по сравнению с отечественными ОБТ. Высокая масса данных ОБТ привела к необходимости облегчения путем снижения бронирования бортов, кормы и крыши. Так, к примеру, бронирование бортов танков Леопард 2 составляет от 20 до 60 мм, тем временем как бортовая броня менее габаритных отечественных ОБТ составляет 80 мм.

Примеры правильного применения ОБТ западной схемы постройки.
Примеры правильного применения ОБТ западной схемы постройки.
-26
?
?
Пример толщин бортовой проекции западных ОБТ на Леопард 2.
Пример толщин бортовой проекции западных ОБТ на Леопард 2.

Исходя из доктрины применения западной бронетанковой техники, выросли и основные снаряды. В западных странах после принятия на вооружение новых типов ОБТ фактически отказались от осколочно-фугасных выстрелов, что привело к фактическому преобладанию кумулятивных и бронебойных снарядов в их боевых укладках. Так же для увеличения исключительно противотанковых возможностей, немецкие конструкторы увеличили длину орудия танка Леопард 2 с 44 калибров до 55. Данный расклад делает западные танки в разы менее полезными при необходимости поддержать пехоту на поле боя.

Немецкие танковые пушки: Rh 120 L44 устанавливаемая на танк Леопард 2 версий А4 и А5, 
Rh 120 L55, которая начала устанавливаться на версии Леопард 2 A6, A7. И опытная Rh 140.
Немецкие танковые пушки: Rh 120 L44 устанавливаемая на танк Леопард 2 версий А4 и А5, Rh 120 L55, которая начала устанавливаться на версии Леопард 2 A6, A7. И опытная Rh 140.
Пример стандартных боеприпасов на довольствии западных стран. Первым идет базовый кумулятивный снаряд М830, за ним идет кумулятивный снаряд с улучшенными баллистическими характеристиками М830А1, далее шрапнельный снаряд М1028 и заключительным идет бронебойный оперенный подкалиберный снаряд (БОПС) М829 (скорее всего А1 или А2).
Пример стандартных боеприпасов на довольствии западных стран. Первым идет базовый кумулятивный снаряд М830, за ним идет кумулятивный снаряд с улучшенными баллистическими характеристиками М830А1, далее шрапнельный снаряд М1028 и заключительным идет бронебойный оперенный подкалиберный снаряд (БОПС) М829 (скорее всего А1 или А2).

Для сравнения боекомплект отечественных танков.

Начиная со второго снаряда, БОПС 3БМ42 Манго, далее после двух зарядов идет осколочно-фугасный 3ОФ26 и последний 3БК18.
Начиная со второго снаряда, БОПС 3БМ42 Манго, далее после двух зарядов идет осколочно-фугасный 3ОФ26 и последний 3БК18.

Как итог, танки советской школы танкостроения являются более универсальными машинами, разработанными с учетом опыта Великой Отечественной войны и понимания того, что главным врагом на поле боя являются не бронетанковые войска противника, а пехота. Западные танки изначально заточены под узкую роль самоходных противотанковых орудий, чья задача заключается в отстреле наступающих бронемашин и доминировании в танковых дуэлях. Но как показывает практика СВО, танковые дуэли, как и в период Великой Отечественной войны, являются скорее исключением, чем правилом. В общем, современные ОБТ западной школы, как и отечественные ОБТ, способны выполнять поставленные их конструкторами задачи, разница лишь в том, что одни имеют очень узконаправленную специализацию, а другие создавались для решения целого спектра задач.

Южно-корейский Т-80У и М1А2 Абрамс.
Южно-корейский Т-80У и М1А2 Абрамс.