Начиная погружение в тему современных ОБТ (основных боевых танков), первым бросается в глаза сильное отличие западных вариантов ОБТ и отечественных. В чем же причина такого сильного отличия? Отсталость той или иной стороны или наличие своего видения и подхода к применению бронетанковых войск? Давайте разберемся.
Основные боевые танки, или основные танки, являются квинтэссенцией всех предыдущих типов танков — общая, единая машина, способная выполнять задачи как легкого, так и среднего танков, а также тяжелого.
Впервые термин "основных танков" или "основных боевых танков" появился в середине 20-го века, когда страны производящие танки поняли, что предыдущая концепция наличия легких, средних и тяжелых танков является несовершенной и чрезмерно дорогой. Тогда и начались проекты перспективных танков, которые стали являться некой золотой серединой между легкими, средними и тяжелыми машинами.
Первые представители семейства ОБТ выросли из доработки идеи средних танков, как например, американский М60, который фактически являлся продолжением идеи среднего танка М48, так и советские Т-55 и Т-62, выросшие из среднего танка Т-54, который также вырос из танка, разработанного еще в военное время - Т-44.
В начале-середине 60-х в СССР выпустили новый тип ОБТ, превосходящий все предыдущие танки технологически, и сразу запустили серийное производство. Танк впервые в истории получил комбинированную броню, 125-мм пушку с механизмом заряжания и оппозитный двигатель малых габаритов. Таким образом, родился дизайн современных отечественных танков, и родоначальником стал танк Т-64.
Данный танк превосходил все танки западной школы танкостроения, но также имел огромное количество недостатков и сложностей в производстве, что привело к появлению еще двух аналогичных машин - Т-72 и Т-80. Одной из главных проблем танка Т-64 была его ходовая часть. Несмотря на плюсы в виде мягкости хода и легкости, надежность ходовой части вызывала вопросы у военного руководства СССР. Также оппозитный двигатель 5ТД был сложен в производстве и не удовлетворял военных в плане надежности. Все это привело к созданию Т-72 и Т-80.
На Т-72 уральские конструкторы пошли по пути взаимозаменяемости и унификации с танками предыдущего поколения. Таким образом, ходовая часть танка и двигатель являются дальнейшим развитием ходовой части и двигателей от танков Т-55 и Т-62. Также на танке Т-72 был реализован другой тип автомата заряжания - горизонтальный, что привело к снижению боекомплекта, но также уменьшило возможность поражения в бортовую проекцию. На танках ленинградских инженеров Т-80 также была пересмотрена ходовая часть и двигатель, но механизм заряжания оставили, как и на танке Т-64. Как итог, танк Т-80 стал первым серийным танком с газотурбинным двигателем в мире.
Касательно западной школы танкостроения, после появления так называемого "Т-трио" и запуска его в действительно массовое производство, западные страны увидели сильное отставание в данном разделе военной техники. К примеру, в одно время с танком Т-64 в массовое производство был запущен немецкий танк "Леопард 1". "Леопард 1" на момент выпуска обладал относительно устаревшей 105-мм нарезной пушкой, у него отсутствовал стабилизатор орудия, отсутствовала комбинированная броня, и вес танка превосходил вес того же Т-64 на полторы тонны. В связи с невозможностью догнать Советский Союз по выпуску ОБТ, западные страны решили создать свои новые танки под новую доктрину применения бронетанковых войск, а именно - использование в качестве самоходных противотанковых систем. И вот в начале 80-х появились первые западные танки нового дизайна: "Леопард 2", "М1 Абрамс" и британский "Челленджер".
Данные танки изначально были разработаны исключительно для ведения оборонительного боя против советской бронетехники, желательно с обратных скатов, т.е. на неровной поверхности. Это очень сильно заметно при рассмотрении бронирования западной бронетанковой техники. Основная бронезащита расположена непосредственно в башне, тем временем как большая часть корпуса в случае того же Челенджера не имеет какого-либо комбинированного наполнителя. По причине отсутствия автоматической системы заряжания экипаж данных танков состоит из 4 человек. Также отсутствие автоматической системы заряжания делает невозможной стрельбу на ходу, особенно при движении по неровной поверхности. Также по причине наличия 4 членов экипажа и изначально выбранной доктрине применения, данные танки обладают большими габаритами и значительно большей массой по сравнению с отечественными ОБТ. Высокая масса данных ОБТ привела к необходимости облегчения путем снижения бронирования бортов, кормы и крыши. Так, к примеру, бронирование бортов танков Леопард 2 составляет от 20 до 60 мм, тем временем как бортовая броня менее габаритных отечественных ОБТ составляет 80 мм.
Исходя из доктрины применения западной бронетанковой техники, выросли и основные снаряды. В западных странах после принятия на вооружение новых типов ОБТ фактически отказались от осколочно-фугасных выстрелов, что привело к фактическому преобладанию кумулятивных и бронебойных снарядов в их боевых укладках. Так же для увеличения исключительно противотанковых возможностей, немецкие конструкторы увеличили длину орудия танка Леопард 2 с 44 калибров до 55. Данный расклад делает западные танки в разы менее полезными при необходимости поддержать пехоту на поле боя.
Для сравнения боекомплект отечественных танков.
Как итог, танки советской школы танкостроения являются более универсальными машинами, разработанными с учетом опыта Великой Отечественной войны и понимания того, что главным врагом на поле боя являются не бронетанковые войска противника, а пехота. Западные танки изначально заточены под узкую роль самоходных противотанковых орудий, чья задача заключается в отстреле наступающих бронемашин и доминировании в танковых дуэлях. Но как показывает практика СВО, танковые дуэли, как и в период Великой Отечественной войны, являются скорее исключением, чем правилом. В общем, современные ОБТ западной школы, как и отечественные ОБТ, способны выполнять поставленные их конструкторами задачи, разница лишь в том, что одни имеют очень узконаправленную специализацию, а другие создавались для решения целого спектра задач.