Найти в Дзене

Что мы знаем о Льве Сергеевиче Голицыне

Примечание: в этой статьей сохранен оригинальный стиль изложения, в том числе слово "шампанское". В воспоминаниях историков Голицын происходит от древнего княжеского рода (ветвь Алексеевичей), близкого к царскому престолу, давшего ряд крупных государственных деятелей своего времени. Лев Сергеевич родился в 1845 г. Сначала учился в Сорбонне, затем в Московском университете. Получил диплом магистра римского права. За счет хорошего образования, знания нескольких иностранных языков и приличных средств, которыми располагал - он мог свободно выбрать себе любое занятие по душе. И выбрал виноделие. Глубоко изучил виноделие Франции и других стран, хорошо знал состояние виноградарства и виноделия в России. Стоит отметить, что в 80-е годы ХIX века общее производство вина в России составляло 11 000 дал (1 дал = 10 литров). Спрос был сильно выше, поэтому в основном удовлетворялся за счет импорта. Его товарищ по учебе Н.В. Давыдов оставил такие воспоминания: “Занимался он урывками, запоем… и раб

Примечание: в этой статьей сохранен оригинальный стиль изложения, в том числе слово "шампанское".

В воспоминаниях историков Голицын происходит от древнего княжеского рода (ветвь Алексеевичей), близкого к царскому престолу, давшего ряд крупных государственных деятелей своего времени.

Лев Голицын
Лев Голицын

Лев Сергеевич родился в 1845 г. Сначала учился в Сорбонне, затем в Московском университете. Получил диплом магистра римского права. За счет хорошего образования, знания нескольких иностранных языков и приличных средств, которыми располагал - он мог свободно выбрать себе любое занятие по душе.

И выбрал виноделие.

Глубоко изучил виноделие Франции и других стран, хорошо знал состояние виноградарства и виноделия в России. Стоит отметить, что в 80-е годы ХIX века общее производство вина в России составляло 11 000 дал (1 дал = 10 литров). Спрос был сильно выше, поэтому в основном удовлетворялся за счет импорта.

Его товарищ по учебе Н.В. Давыдов оставил такие воспоминания:

“Занимался он урывками, запоем… и работая днем и ночью, а там внезапно совсем исчезал из Москвы, занимался своими материальными делами, уезжал за границу…
Экзамены держал он в университете всегда удачно…, но я не вполне уверен в том, что его ответы точно совпадали с вопросами…”

Про папаху Голицына - неизменную часть его экстравагантного облика, существует такая легенда. Дело было на Кавказе. Князь участвовал в погоне за известным преступником. Л. С. Голицын убедил его добровольно сдаться, и это спасло бандиту жизнь. В знак благодарности разбойник подарил Льву Сергеевичу свою папаху, сказав, что она принесет ему удачу. По этой причине князь всегда носил этот головной убор.

Деятельность

Всю свою деятельность Лев Сергеевич направил на то, чтобы Россия производила высококачественные вина, которые могли бы успешно соперничать с винами зарубежными и стали бы предметом российского экспорта.

В конце 80-х годов Голицын приобрел в Феодосии небольшой участок земли и развел на нем виноградник, засадив преимущественно сортами Мурведр и Саперави. Здесь он впервые начал заниматься виноделием, сбывая вина сначала в Крыму, а затем и в Москве. Позже, его деятельность развернулась под Судаком, в "Новом свете" - имении площадью 230 га. Были заложены образцовые виноградники на площади свыше 20 га, сооружены: винодельня, подвал с нишами для хранения коллекционных вин. Тоннельные подвалы были разделены на отдельные помещения: для белых и красных столовых вин, для крепких и десертных вин, и для шампанского. Наземные помещения служили для переработки винограда, купажирования, розлива кюве шампанского и его выдержки в бутылках.

Много сил Голицын тратил на руководство виноделием удельных имений, закладке новых виноградников, приведению в образцовое состояние старых. Появились виноградники на больших площадях в Ай-Даниле, Массандре, Абрау-Дюрсо.

В 1897 г. по инициативе Голицына построен новый Массандровский подвал на 300 тыс. дал вина, что положило начало знаменитой Массандровской коллекции вин. В нее и по сей день закладываются лучшие вина (сейчас это почти миллионная коллекция вин многих стран мира).

Известный винодел Таиров писал:

"На коллекционных образцах мы должны учить нашу молодежь, посвящающую себя виноделию. Они должны знать, что давали лучшие наши винодельческие районы в прошлом. Князю Голицыну мы обязаны тем, что можем учить молодых виноделов, какие вина они должны производить теперь, укрепляя позиции высокой качественности продукции."

До Голицына в Крыму вырабатывались и столовые вина, не отвечающие в полной мере этому понятию. Он вслед за специалистами "Магарача" подтвердил, что Южный берег Крыма по своим почвенно-климатических условиям предназначен для таких сортов, которые могут быть с успехом применены для приготовления крепких и десертных вин.

По мнению Голицына, вина, приготовленные из сусла с добавленным свекловичным сахаром, нельзя считать натуральными и пускать в продажу наравне с винами, приготовленными из подсахаренного сусла. Он выступал поборником чистоты и натуральности русских виноградных вин, против попыток узаконить их фальсификацию. Боролся против иностранных названий. Вина из его подвалов носили в основном названия по происхождению: "Феодосия", "Куш-Кая", "Новый Свет" и т.д.

Велики заслуги Голицына в организации отечественного шампанского производства. Широкие опыты по шампанизации, которые он организовал в имении "Новый свет", дали блестящие результаты.

В 1900 г. Голицынское шампанское в Париже получило высшую награду - Гран-при. Однако для организации крупного шампанского производства при его непосредственном участии было выбрано Абрау-Дюрсо.

На международных выставках и дегустациях Лев Сергеевич выступал как представитель русского виноделия. За точность и изящество формулировок при оценке вин его прозвали "князем экспертов".

Еще одной гранью деятельности Голицына была забота о будущем виноградарства и виноделия. Сознавая, что успех зависит от полноценных кадров, он учредил на собственные деньги (100 000 руб.) фонд, проценты от которого шли на поощрение лучших виноградарей, виноделов и учеников Никитского училища.

Хотя Голицын и оказался в среде виноторговцев в меньшинстве, заслуги его перед российским виноделием были в сентябре 1903 года отмечены в честь 25-летия его деятельности в Новом Свете. Поздравительная телеграмма от Николая II, приветственная речь от представителя Уделов В.Н. Мартынова наметили некоторое сближение.

К 1912 г. Голицын добился спасения от банкротства своего детища – "Нового Света", передав часть виноградников и часть подвалов в дар Николаю II. Этот “подарок” встретил значительное сопротивление чиновников, поскольку за счет казны Голицын еще построил потом в Новом Свете водопровод (из соседней долины, достаточно сложный и затратный), проложил дорогу из Судака, а также значительно улучшил условия для своей коллекции, сохраняя долгое время над ней полный контроль.

Личная жизнь

Не смотря на всю свою образованность, характером Лев Сергеевич, судя по всему, не блистал.

Князь Феликс Юсупов писал:

"Князь Лев Голицын, колосс с львиной гривой, был и впрямь как лев. Благороден, но страшен. Вечно пьян, ищет повода побуянить. Мало ему пить в одиночку, спаивает всё своё окружение винами собственных винокурен. Приезжал всегда с ящиками шампанского. Не успеет вьехать во двор, слышен его бас: «Гости прибыли!». Выйдет из кареты и пустится жонглировать бутылками."

У Голицына была длительная ссора с бывшим муромским предводителем Засецким, закончившаяся дракой и судебным разбирательством, причем Голицын был признан виновным. Конфликт был вызван тем, что Голицын увёл у Засецкого жену, дочь Керченского градоначальника князя Херхеулидзева. Именно у Херхеулидзева Лев Голицын позднее приобрел его крымское имение Парадиз. Поскольку Засецкий отказался дать жене развод, брак Голицына и Херхеулидзевой никогда не был оформлен официально, однако во многих текстах Херхеулидзева всё-таки именуют тестем князя Голицына.

Дочери Голицына (Софья Львовна и Надежда Львовна) были рождены от Надежды Захаровны Засецкой (1837-1881). Эта связь стала причиной краха юридической карьеры Голицына. Царским указом от 6 сентября 1890 года его дочерям было разрешено принять фамилию Голицыных.

Вторая жена (с 24 апреля 1883 года) - графиня Мария Михайловна Орлова-Денисова (1856-1909), дочь графа Михаила Васильевича Орлова-Денисова.

Ушел из жизни Лев Сергеевич в 1915 году в Феодосии, но был похоронен в своём склепе на виноградниках в Hовом Свете, ушел разорившимся. Ему было 70 лет.

Источники: