Как научиться выжимать максимум из ситуации и справляться с «наездами»
в свой адрес
В психологии для «вежливой настойчивости» существует специальный термин – ассертивность.
Ассертивность – крайне важное качество, ибо в этом мире нас особо никто
не ждал (разве, что родители), а посему, для того, чтобы получить желаемое иногда приходится упорство.
Более того, мир довольно жесток и порою агрессивен. И чтобы не сломаться хорошо бы уметь реагировать на его выпады.
Об этом и поговорим.
Стучим. Пока не откроют
Этот метод называют методом «заезженной пластинки» или «попугая».
У нас он больше известен под названием «зануда».
Суть его в многократном повторении (желательно, всё-таки в разных формах) своего желания.
Принцип работы основан на статистических исследованиях, показывающих,
что обычный человек склонен отказать3-4 раза, а далее соглашается полностью или идет на компромисс. 😉
Пример:
На Вашу просьбу ответили отказом, сославшись на какую-то причину.
Вы: я понимаю, что (повторяете причину), но мне нужно… (повторяете просьбу). И так несколько раз.
Если Ваш оппонент тоже окажется «упёртым» и тоже будет повторять одну и ту же причину, попробуйте «расшатать» его аргументацию уточняющими вопросами и вывести на поиск решения.(Как в анекдоте «Пусть теперь Мойша не спит» 😊)
Пример:
Оппонент: «я же сказал, что мы не можем этого сделать по (такой-то) причине…»
Вы: «Да, я понял(а). А КАК можно устранить причину? КТО может устранить… ЧТО ВАМ надо сделать, чтобы проблема решилась? И т.д.
Безусловно, есть ситуации, когда техника "заезженной пластинки" не позволяет получить желаемое в полном объеме по объективным причинам.
В этом случае имеет смысл «выжать максимум» из ситуации, то есть попробовать договориться хотя бы о частичном выполнении ваших условий.
Да, в последнее время «провинившиеся» сами предлагают какие-то варианты компенсаций: скидки на следующие покупки, небольшие подарки и т.д.
И тут уже на Ваше решение, согласиться с предложением, или при помощи данного метода попытаться получить чуть больше.
Если стучат в Вашу дверь
Теперь немного о том, как реагировать на агрессию в свой адрес.
Техника «Отвода удара»
Суть техники – в переводе персонального выпада в абстрактную сферу.
Пример:
Оппонент: где ты взял(а) такой(е) ужасный(ое) костюм/платье?
Вы: Согласен(на). Есть вещи и покруче…
(То есть, Вы принимаете критику не на свой счёт, а переводите её
на предмет одежды и «вообще»).
Техника «Контратака»
Эта техника очень простая, но весьма эффективная.
Вы соглашаетесь с оппонентом и переходите в активную позицию в диалоге.
Пример:
Оппонент: «Ты толстый(ая). Или «Ты ничего не понимаешь в …»
Вы: (соглашаетесь): «)Да, я такой(такая)». (и переходите в контратаку): «И что?»
Оппонент: «Это плохо»....
(И тут у Вас просто открывается простор для импровизаций:
Вы можете просто утопить оппонента в вопросах типа:
«КТО сказал, что это плохо», «ПОЧЕМУ это плохо», «С КАКОЙ СТАТИ надо зависеть от того, что думают другие» и т.д.
Дисклеймер: эта техника хороша в ситуации общения
с малознакомыми людьми.
Если же в качестве оппонента выступает близкий Вам человек, лучше использовать чуть более конструктивную технику, о которой ниже.
Техника встречных вопросов
Это более конструктивный вариант предыдущей и вот почему.
В данном случае целью является не столько перевод оппонента
в обороняющуюся позицию, сколько прояснение его мотивов
(а это может стать основной для поиска компромиссных решений).
Суть ей проста: Вы используете в своих вопросах только два вводных слова: «Почему» и «И что».
Пример:
- я не хочу, что бы ты это делал(а)…
- Почему?
- Потому, что тогда….
- И что? ..
Таким образом Вы сможете выяснить истинную причину недовольства
и, скорее всего, найти устраивающее всех решение.
***
Небольшой дисклеймер: Настойчивость не означает упрямство. 😉