Найти тему
Психолог с лопатой

Базовые техники вежливой настойчивости

Оглавление

Как научиться выжимать максимум из ситуации и справляться с «наездами»
в свой адрес

В психологии для «вежливой настойчивости» существует специальный термин – ассертивность.

Ассертивность – крайне важное качество, ибо в этом мире нас особо никто
не ждал (разве, что родители), а посему, для того, чтобы получить желаемое иногда приходится упорство.

Более того, мир довольно жесток и порою агрессивен. И чтобы не сломаться хорошо бы уметь реагировать на его выпады.

Об этом и поговорим.

Стучим. Пока не откроют

Этот метод называют методом «заезженной пластинки» или «попугая».
У нас он больше известен под названием «зануда».
Суть его в многократном повторении (желательно, всё-таки в разных формах) своего желания.

Принцип работы основан на статистических исследованиях, показывающих,
что обычный человек склонен отказать3-4 раза, а далее соглашается полностью или идет на компромисс. 😉

Пример:

На Вашу просьбу ответили отказом, сославшись на какую-то причину.

Вы: я понимаю, что (повторяете причину), но мне нужно… (повторяете просьбу). И так несколько раз.

Если Ваш оппонент тоже окажется «упёртым» и тоже будет повторять одну и ту же причину, попробуйте «расшатать» его аргументацию уточняющими вопросами и вывести на поиск решения.(Как в анекдоте «Пусть теперь Мойша не спит» 😊)

Пример:

Оппонент: «я же сказал, что мы не можем этого сделать по (такой-то) причине…»

Вы: «Да, я понял(а). А КАК можно устранить причину? КТО может устранить… ЧТО ВАМ надо сделать, чтобы проблема решилась? И т.д.

Безусловно, есть ситуации, когда техника "заезженной пластинки" не позволяет получить желаемое в полном объеме по объективным причинам.

В этом случае имеет смысл «выжать максимум» из ситуации, то есть попробовать договориться хотя бы о частичном выполнении ваших условий.

Да, в последнее время «провинившиеся» сами предлагают какие-то варианты компенсаций: скидки на следующие покупки, небольшие подарки и т.д.
И тут уже на Ваше решение, согласиться с предложением, или при помощи данного метода попытаться получить чуть больше.

Если стучат в Вашу дверь

Теперь немного о том, как реагировать на агрессию в свой адрес.

Техника «Отвода удара»

Суть техники – в переводе персонального выпада в абстрактную сферу.

Пример:

Оппонент: где ты взял(а) такой(е) ужасный(ое) костюм/платье?
Вы: Согласен(на). Есть вещи и покруче…

(То есть, Вы принимаете критику не на свой счёт, а переводите её
на предмет одежды и «вообще»).

Техника «Контратака»

Эта техника очень простая, но весьма эффективная.
Вы соглашаетесь с оппонентом и переходите в активную позицию в диалоге.

Пример:

Оппонент: «Ты толстый(ая). Или «Ты ничего не понимаешь в …»
Вы: (соглашаетесь): «)Да, я такой(такая)». (и переходите в контратаку): «И что?»
Оппонент: «Это плохо»....

(И тут у Вас просто открывается простор для импровизаций:
Вы можете просто утопить оппонента в вопросах типа:
«КТО сказал, что это плохо», «ПОЧЕМУ это плохо», «С КАКОЙ СТАТИ надо зависеть от того, что думают другие» и т.д.

Дисклеймер: эта техника хороша в ситуации общения
с малознакомыми людьми.
Если же в качестве оппонента выступает близкий Вам человек, лучше использовать чуть более конструктивную технику, о которой ниже.

Техника встречных вопросов

Это более конструктивный вариант предыдущей и вот почему.
В данном случае целью является не столько перевод оппонента
в обороняющуюся позицию, сколько прояснение его мотивов
(
а это может стать основной для поиска компромиссных решений).

Суть ей проста: Вы используете в своих вопросах только два вводных слова: «Почему» и «И что».

Пример:

- я не хочу, что бы ты это делал(а)…
- Почему?
- Потому, что тогда….
- И что? ..

Таким образом Вы сможете выяснить истинную причину недовольства
и, скорее всего, найти устраивающее всех решение.

***

Небольшой дисклеймер: Настойчивость не означает упрямство. 😉