3,3K подписчиков

Как улучшить свою память. Урок 3.

Изображение взято из открытых источников
Изображение взято из открытых источников

Первая статья:

Предыдущая статья:

На прошлом урокея рассказал, как Гарибян предлагает запоминать последовательности слов. Сегодня расскажу, как он советует изучать иностранные языки.

Для начала автор «Школы памяти» предлагает научиться запоминать бессмысленные выражения. Например, вот такие: «1) зэк; 2) шег; 3) дах; 4) фис; 5) кош; 6) хук; 7) дуд; 8) муз; 9) цуб; 10) кав; 11) бах; 12) кар; 13) топ; 14) бац; 15) огу; 16) шва; 17) вед; 18) гуж.»

Методика состоит в том, чтобы найти эквиваленты этим бессмысленным наборам букв, а уже потом составить из них рассказик, как на прошлом уроке. Например:

«1) ЗЭК — уголовник (общеупотребительно); 2) Шэг — по-армянски означает — русый; 3) Дах — звук, вызываемый разбитием стекла; 4) Фис — импортная наклейка на куртке; 5) Кош — первые три буквы слова — кошка; 6) Хук — прием в боксе; 7) Дуд — первые три буквы музыкального инструмента — дудук; 8) Муз. — «-» музыка; 9) Цуб — звук при чокании стаканами; 10) Кав — глина по-армянски; 11) Бах — композитор Бах; 12) Кар — первые три буквы слова — кара; 13) Топ — «-» топка; 14) Бац — восклицание; 15) ОГУ — Одесский Государственный университет; 16) Шва — первые три буквы французского слова шваль — лошадь; 17) Вед — «-» слова — веды; 18) Гуж — «-» слова — гужевой».

И вот такой у Гарибяна получился рассказ: «1) уголовник 2) русоволосый (но не русоволосый уголовник, т.к. нарушается порядок) 3) разбил витрину магазина и пытался бежать. На его куртке была какая-то импортная 4) наклейка, поцарапанная 5) кошкой. Но его догнал полицейский и сделал ему 6) хук справа, от которого тот скончался. На его похоронах играли на 7) дудуке грустную 8) музыку. Там, согласно обычаю, 9) чокались 10) глиняными чашками, а также слушали музыку 11) Баха. И все-таки это была справедливая 12) кара. После они захотели играть в теннис. И кто-то сделал хорошую 13) топку и 14) бац — набрал очко. Победила сборная 15) Одесского государственного университета и получила в приз 16) коня. Это было официально удостоверено в 17) ведах. В них говорится также о 18) гужевом транспорте.»

На первый все это взгляд, кажется довольно сложным. Однако, если попробовать, то внезапно можно обнаружить, что таким вот образом запоминать становиться быстрее и веселее, чем тупо зубрить. Особенно хорошо работает методика, если все это ярко представить.

Я решил протестировать методику, для этого сгенерировал генератором случайных чисел такую вот последовательность: «гер-мен-ион-эли-за-хам-аса-ки-уир-ниа-лайн-лази». Вот такой вот получился рассказ: «Германский человек (мен) собирал ионы, которые добавил в банку с элем (эли), и оставил ее на заре. Банку подобрал какой-то хам, его укусила оса(аса), от нее он отбивался и кричал «киий-й-аа». Тут пришел странный человек, которого звали Уир, он посмеялся над всем этим и отправился смотреть ниагарский водопад (ниа). Он летел на лайнере, по которому лазил какой-то придурок».

Затем автор описывает непосредственную методику запоминания иностранных слов. Как он утверждает, ему были продиктованы 1000 слов из 9-ти языков, из которых он запомнил почти все. Методика следующая: разбиваем иностранное слово на слоги или иные кусочки, и запоминаем их так же, как мы запоминали бессмысленные выражения из второго шага. Плюс, еще нужно увязать все это с переводом. Все, поехали.

Вот что предлагает Гарибян для запоминания английский слов (пример):

1. Кисс – поцелуй.

2. Плейт – пластинка.

3. Тейбл – стол.

4. Рилейшн – связь.

5. Кооз – причина».

Мнемотехника:

1. Он поцеловал свою кису (кисс).

2. Пастух плетью (плейт) разбил пластинку.

3. Мой сын пил за столом тей (в переводе с армянского означает чай), бил рукой по столу и дурачился, булькая чаем во рту, в результате чего и издавался звук б-л-л-л. Получается тей-бл-л-л (тейбл).

4. Рельсы (рилейшн) являются связью между городами.

5. Один лысый козел (кооз) стал причиной наших бед.

Эти слова, если честно, мне знакомы и для их запоминая никакая мнемотехника мне не потребовалась. Но над «он поцеловал свою кису» поржал.

Вот мой список слов для проверки методики:

1. Fraudulent (фродулент) – мошеннический.

2. Precaution (прекошен) – меры предосторожности.

3. Deterioration(детериорэйшен) – ухудшение.

4. Simultaneously(симултениосли) – одновременно

5. Burden(бёден) – груз.

Сочиняем мнемоники:

1. Фродо улетел к мошенникам.

2. У него было перекошено лицо, когда он читал о мерах предосторожности.

3. Дети проводили какой-то ритуал и громко орали, что привело к ухудшению отношений с соседями.

4. Сима улетел играть в теннис с ослами, и это происходило одновременно с его командировкой.

5. Жак был беден и всегда носил с собой груз.

Надо сказать, неплохо сработало.

Идем дальше. Арабские слова. Вот пример от Гарибяна:

1. Молабат – любовь.

2. Араис – президент.

3. Сахара – пустыня.

4. Ислам – покорность.

5. Китоб – книга.

Что придумал автор для первого слова, я приводить не буду, иначе меня обвинят в оскорблении чувств верующих. Лучше придумаю свой вариант: «На моле сидел Абрам, говорил: атата и вспоминал свою первую любовь». Да, звучит, коряво, но, к сожалению, для данного слова сложно придумать прикол без оскорблений верующих.

Остальные примеры нейтральные, их, думаю, можно привести:

2. Раиса (араис) является женой президента.

3. Сахара (сахара) является пустыней.

4. Истинный далай-лама (ислам) проповедует покорность.

5. Кит заплыл в реку Обь (китоб) и за это его ударили по лбу книгой.

Теперь мой пример (с арабским языком):

1. Стул – курсиюн.

2. Хлеб – хубзон

3. Женщина – эмроэ

4. Инженер – мухендис

5. Переводчик – мутэржим

Вот мои мнемоники:

1. Курица сидела на юноше, который украл стул.

2. Худой бизон ел хлеб.

3. Эмиссар роет яму для женщины.

4. Муха кончила на искусственного инженера.

5. Мутный Эр зажал в углу переводчика.

Как видим, мнемоника неплохо так подходит для запоминания слов арабского языка. И не только. У автора есть пример и для греческого:

1. Неро — вода.

2. Токсо —лук.

3. Икос — дом.

4. Карвуно — уголь.

5. Парафиро — окно.

И вот его мнемоники:

1. Кровожадный Нерон (неро) был утоплен в воде.

2. Он спрятал яд, т.е. токсин (токсо) в луке.

3. На иконе (икос) нарисован дом.

4. Кара, сидя на куче угля, пьет дешевое вино (карвуно).

5. Пар, выдыхаемый аферистом (парафиро) на окно.

Если честно, про последнее я бы придумал другую мнемонику, например: «Окно измазано парафином».

Теперь мои примеры (для греческого языка):

1. Стол – трапези.

2. Стул – карэкля.

3. Огонь – фотья.

4. Книга – библио.

5. Женщина – инэка»

Мнемоника:

1. Они трапезничали на столе.

2. На стуле сидела девушка со стрижкой «карэ», которая была зафиксированная паклей

3. Он сфотографировал огонь.

4. Библия – это книга.

5. Женщина-индивидуалка делала эко.

В заключение Гарибян приводит мнемонику для китайских слов:

1. Сяо — маленький.

2. Цуо — ошибка.

3. Хайдзы — ребенок.

4. Шуй — школа.

5. Шуйшен — ученик.

Вот его мнемоника:

1. Один из лидеров Китая Ден сяо Пин (сяо) ростом маленький.

2. Министр иностранных дел Японии Мао цуо ка (цуо) совершил ошибку.

3. Армяне (хай) катают детей на дзы (лошади по-армянски).

4. Словосочетание из трех букв, близкое по звучанию с (шуй).

5. В школе (шуйшен), что близко по звучанию с армянским шун (собака) укусила ученика.

Здесь, надо сказать, мнемоники так себе. Я бы использовал другие:

1. Сорок якудза обиделись (сяо) на маленького мальчика.

2. Цирк уехал обратно (цуо), и это была его ошибка

3. Ребенок кричал «Хай» и чем-то дзинькал.

4. Если в матерном слове из трех букв заменить первую букву на «ш» то это будет по-китайски «школа».

5. В школе (шуй) ученики учили аббревиатуру шен: шея енота нервная.

Ну, и свой пример:

1. Миенбао – хлеб

2. И-и-и – рыба.

3. Чуодзы – стол

4. И-ицзы – стул

5. Чши – курица.

Ну и мнемоника:

1. Миша [нецензурное слово, обозначающее акт любви] хлеб.

2. Рыба выпрыгнула из реки и издала возглас «и-и-и».

3. Чудак одолжил стол, чтобы написать PS, но вместо этого написал ЗЫ.

4. Ирод икнул (и-и) и пригласил сесть за стул Лао Цзы.

5. Чукча шипел и икал (ЧШИ) на курицу.

Да, это конечно, труднее, чем запоминать просто ряд несвязных слов, тут еще надо активно использовать припоминание.

Сейчас я решил создать компьютерную программу, которая составляет списки слов для тренировки и тренироваться. Потом напишу, что из этого получилось.