Мама моя на днях вспоминала, как она стала учителем физики. Я тогда очень много болела, и ей было сложно ездить на другой конец города, возвращаться почти в восемь вечера ле4ить меня и помогать с уроками. Она тогда трудилась на кафедре радиационной химии политеха.
И пришла ей в голову мысль зайти в близлежащие школы, узнать, не нужен ли там химик. В одну зашла - нет вакансий. А в другой, чуть подальше от дома, ответили: "Можем взять учителем физики, если вы согласитесь пройти курсы повышения квалификации. Нам сейчас как раз физик нужен. Был у нас один, молодой, подрался с учеником, стукнул его шваброй, и нам пришлось этого учителя уволить."
И, знаете, мама моя приняла предложение и даже взяла на себя классное руководство в самом сложном неуправляемом классе школы, который назвали спортивным, в шестом "ж".
Там были одни парни, многие из сложных семей, с девиантным поведением. И она этих мальчиков воспитывала, ходила домой во внеурочное время, общалась с родителями.
Так увлеклась, что я её практически не видела, уроки продолжала делать сама или с отцом.
Вела мама физику и в другом классе, в том самом, где обучался мальчик, который дерзил учителю, а у того сдали нервы.
У мальчика этого была коронная фишка, он всем предлагал поиграть в утюг, говорил: "Я сейчас плюну на тебя, а ты будешь шипеть." А потом подходил и плевал. И начал неистово хохотать. Прямо во время урока, совершенно не обращая внимание на учителя.
И ещё много всего творил нехорошего, неприятного.
Но моей маме, у которой не было педагогического образования, удалось найти к нему подход.
Конечно, было очень сложно, иногда приходилось повышать голос. Но этот парень её уважал.
И даже когда он ушёл после девятого класса в училище, кричал на всю улицу: "Здравствуйте!", если они случайно встречались.
Это я к чему всё рассказываю, к тому что в последнее время мне попадаются мне статьи о том, какие сейчас дети сложные, как они никого не уважают. Какие несчастные учителя, над ними издеваются, а они ничем не могут ответить. И надо пожалеть тех, у кого сдали нервы.
Позвольте, и раньше были школьные хулиганы. И раньше были в классах дети с психиатрическими диагнозами и с девиантным поведением.
И они точно так же срывали уроки. И если учителя позволяли себе рукоприкладство в отношении этих детей, их увольняли.
Потому что есть, были и будут другие законные способы воздействия: можно собрать комиссию, отправить ребёнка на пмпк, заставить родителей принести справку от психиатра и даже перевести неугодного ученика в коррекцию, на индивидуальное или домашнее обучение.
Да, это долго. Но это цивилизованный путь.
Но некоторые учителя выбирают другой: таскают учеников за шиворот, кричат на них нецензурно и даже угрожают обрушить что-нибудь на голову.
Как та, учительница из соседнего государства, за которую заступился сам батька, восстановил её в должности и рассказал, чтобы он сделал, если бы был на месте учителя, которому подставили подножку и запустили в спину бумажным стаканчиком.
Столько восторженных отзывов было в комментариях. Столько людей кричали: "Браво! Так с этими (здесь нехорошее слово) и надо, чтобы знали своё место и уважали учителя."
А вчера я прочитала про циркуль. Про то, как у мальчика отбирали дневник, чтобы поставить двойку, а он не давал, а в руках его был инструмент для черчения. И он им кого-то случайно, а может, и не случайно поцарапал.
И тогда учительница вышла из себя и истыкала этим циркулем мальчику руку.
И опять пишут: "Правильно поступила."
Люди, что происходит? Это не мама, не папа. Это учитель. С каких это пор ему позволено таким образом воспитывать чужих детей? Почему, он имея стаж 35-40 лет не может найти подход к ребёнку? Почему не может решить вопрос с его поведением другим образом?
Я понимаю, сдают нервы и всё такое. Но как мать в прошлом очень сложного мальчика и нездорового мальчика, я недоумеваю. Мне бы очень не понравилось, если бы на моего сына в школе постоянно кричали, замахивались, трясли за шиворот.
К счастью, таких инцидентов у нас было мало, потому что Серафим учился в основном дома и большинство педагогов, которые к нам приходили, были добрыми и лояльными.
И вы мне сейчас скажете, что не все родители понимают, что с их ребёнком что-то не так или скрывают диагноз, отправляют своё "чудо" в обычную школу, и оно там устраивает беспредел. И мучайся потом с ним.
Да, бывает и так, что страдают другие дети в классе, учителя. Бывает, что родители, к сожалению, никого не слушают, не идут со своими детьми к психиатру, не занимаются их воспитанием. И что тогда делать в такой ситуации?
Для меня ответ очевиден. Искать подход, искать выход. Отказываться от класса, где есть сложный ребёнок, переводить всех детей в другой класс, и пусть тот, кто не может находиться в коллективе, учится дальше индивидуально.
Но не давать волю эмоциям.
Давно уже прошли те времена, когда с учениками можно было делать всё, что угодно. И они молчали. Помню свою учительницу географии в шестом классе и её длинную тяжелую указку. Для меня это было ненормально.
А для вас? Как считаете, прав учитель, у которого сдали нервы?