Недавно в гостях сказала 12-ти летнему Марку: «Молодец, маме помогаешь». Марк на кухне загружал посуду в посудомоечную машину после нашего чаепития.
На ту фразу он так странно среагировал. Удивленно возразил:
– Я никому не помогаю. На этой неделе, я – директор кухни.
Чтобы прояснить ситуацию, передала наш диалог его отцу. Тот, усмехнувшись, сказал:
– В нашей семье действительно никто не помогает маме. При этом все довольны.
– Что, и мама довольна? – интересуюсь с сомнением.
– Так она в особенности. У неё сейчас с шесимесячной Алькой хлопот много.
– Но если вы ей не помогаете, как она все успевает с маленьким ребенком на руках?
В этой семье четверо детей. Старшей Ане – 15 лет, Марку – 12, Антону– 7. И вот еще малышка Алина недавно появилась.
– Это вы в плену шаблона, что «МАМЕ НУЖНО ПОМОГАТЬ». Слышу в вашем голосе нотки осуждения. А мы вот разорвали этот шаблон еще лет 5 назад, когда еще Антон был маленький.
Далее папа этой интересной семьи рассказал об их подходе в выполнении домашних дел. Мне он показался разумным. Хотелось бы узнать ваше мнение на этот счет.
– Понимаете, – объясняет многодетный папа, – общество привыкло к тому, что нужно приучать детей в семье кому-то помогать из взрослых. При этом ребенок чувствует, что он:
- не главный в этом деле. Ответственный все равно кто-то другой (папа, мама), его роль второстепенная – помощник;
- помощь – дело не системное. Попросят – ребенок поможет, не попросят, может сделать вид, что это дело его не касается, если не хочет помогать;
- помощник трудится не ради дела, а ради отношений. Чтобы бабушка не ворчала, мама не сердилась и т.п.
Вот моет ребенок, приученный помогать, на кухне посуду. Он делает это не для того, чтобы семья могла потом из чистой посуды есть-пить, а потому что он маме помогает. Чтобы мама была довольна. Получается такой сдвиг мотива в сторону межличностных отношений.
Мы решили в своей семье убрать посредника между человеком и делом. У нас никто никому не помощник. Просто есть дело, и есть твоя очередь его делать.
Работа на кухне не воспринимаемся как мамина. И мама не ищет себе помощника. Мы все по очереди директора кухни. Еду готовлю я, Аня, Марк и Оля (мама этой многодетной семьи).
По нашим семейным правилам директором кухни можно стать с 12 лет, сдав «директорский минимум».
- Составить список продуктов на определенную сумму;
- Уметь закупить эти продукты в магазине;
- Приготовить обед из трех блюд;
- Рассказать и показать, как пользоваться бытовыми приборами на кухне: мультиваркой, посудомоечной машиной, плитой, блендером, холодильником.
- Разработать рецепт своего фирменного блюда.
– Что и Марк готовит? – спрашиваю с любопытством.
– Конечно. Во время его директорства питаемся супами и кашами из мультиварки, часто макароны готовит, закупается варениками, пельменями. Вполне нормально неделю питаемся. Сейчас активно салаты осваивает. Потом я заступаю на этот пост. Мы стараемся чередовать «директорство» между детьми и взрослыми.
Оказалось, что «директору» за его неделю правления разные «плюшки» полагаются:
- он вправе оставить себе самые лакомые кусочки, и никто не будет с ним спорить.
- первая тарелка на стол ставится именно «директору».
- оставляет себе сдачу от покупок (остаток на карте, которой расплачиваются именно за еду).
- если он набрал в конце дежурства хороший балл (дети потом показали чек-лист на холодильнике, в котором подсчитываются эти баллы) имеет право на «премию» – заказать себе пиццу или что-то в интернет-магазине на сумму до 500 руб.
В чек-листе запомнились такие критерии, как:
- еда подавалась вовремя,
- стол накрыт в соответствии с меню,
- после приёма пищи все чувствуют себя хорошо, никто не отравился.
– Ну а если много гостей, а дежурит Марк, как он с готовкой справится?
– Увеличение объёма работы – увеличение рабочих рук. «Директор» набирает себе команду. Решает, кто и в чем ему поможет.
– А, значит, в определенное время у него все же есть помощники?
– Ну не совсем, – задумчиво произносит папа. Вот на производстве работники же не помогают директору работать. Просто каждый имеет свою должность и делает свою работу ради общего дела.
– А если «директор» заболел или у него неотложные дела по работе, учебе?
– Ну, на производстве то это как решается? – отец возвращается к производственным примерам: – больничными, взаимоподменой. Если, к примеру, один день всего лишь не может готовить – вообще не паримся. В холодильнике обычно находится, что пожевать или в кафе идем. Если больше – согласовываем подмену. Подменный «директор» уже имеет право на премию в 800 рублей. Даше Антон рвется в «директора». Но правила неизменны, стать кухонным директором можно с 12-ти лет.
Наш диалог длился больше часа. Весь его смысла нет пересказывать. Отмечу только моменты, которые показались ключевыми:
- папа вспоминал, как его в детстве заставляли помогать папе и маме, и он ненавидел большую часть домашней работы. Это не работает, как воспитательский приём;
- деньги за директорство ему давать не стыдно. «Общество, почему то считает правильным давать карманные деньги ребенку просто так. Приучает его к мысли, что деньги могут появляться ниоткуда, что родителям ничего не стоит дать ему 1000 рублей в неделю на карманные расходы. Мои дети получают эти же деньги за четко регламентируемую, оцениваемую самостоятельную работу;
- за последние 20 лет быт значительно облегчился: роботы-пылесосы, кухонные электрические помощники, стиральные-машины-автоматы. Дети легко учатся управлять ими, а значит делегировать им домашние обязанности совсем не сложно. Важно только мотивировать ребенка, чтобы он прошел этап обучения, иметь четкие критерии для отметки его качества работы, умело награждать «плюшками».
- еду готовить сейчас тоже легче: в магазинах много полуфабрикатов, большой разнообразный выбор продуктов. «Овсяные хлопья, молоко, тосты - вот и готов завтрак».
- не отлынивать взрослым от подобных обязанностей. «Я давно убедился, наблюдая за другими семьями, что взрослые часто ленивее детей. Они спихивают на подростков многие дела по дому, а сами, жалуясь на какую-то мифическую бесконечную усталость, часами сидят в телефонах».
***
Если вам понравился этот опыт «Без маминых помощников» все же не спешите его слепо копировать.
Во-первых, в этой семье харизматичный, энергичный отец – такой организует любой производственный процесс в два счета. Но не каждому это дано.
Во-вторых, у этой семьи хороший достаток. Сходить в кафе, если ужин вдруг сорвался, для них действительно не проблема. Но не каждая семья может себе это позволить.
Однако каждый может продумать более эффективное распределение обязанностей в семье. Было бы желание.
С уважением, ваш Психолог из детсада.
Еще из интересного общения с семьями: