Найти тему
В поисках красоты

🌺 Умелых рук искусная работа — маленькая, но интересная выставка в Эрмитаже.

Со скульптурой у меня всегда были отношения очень сложные — почему-то это направление казалось мне наименее интересным из всех. Единственным исключением всегда была мелкая пластика эпохи ар деко. Отрадно, что именно эрмитажные выставки способствуют моему просвещению в данном вопросе и прививают любовь как к более традиционным, так и к менее известным формам, направлениям и стилям скульптуры.

Совсем недавно в Эрмитаже прошла выставка, посвященная французской художественной бронзе — своеобразному направлению, находящемуся на стыке монументального и декоративного искусства.

Из экспонатов выставки "Умелых рук искусная работа"
Из экспонатов выставки "Умелых рук искусная работа"

Наверное, именно декоративность — главный фактор, который привлек мое внимание. Монументальное искусство практически всегда на слуху, так как представляет собой копилку величайших ценностей человечества. А вот его младший собрат — искусство декоративное, не столь популярно в умах широких обывателей, особенно в нашей стране (чего только стоит полемика к одной из моих первых статей про Эрмитаж, где многие «комментаторы» даже не поняли о чем идет речь и приравняли это выдающееся направление творческой мысли к поделкам из Икеи).

Из экспонатов выставки "Умелых рук искусная работа"
Из экспонатов выставки "Умелых рук искусная работа"

Что, как по мне, крайне несправедливо. Декоративное искусство столь же прекрасно и интересно, а его мастера создают порой исключительные шедевры — не менее ценные, чем их «монументальные» собратья.

Выставка «Умелых рук искусная работа» - еще одно подтверждение этого суждения: маленькие (а некоторые не такие уж и маленькие) изящные скульптуры животных, королей, императора Наполеона I, случайных персонажей, созданные подчас выдающимися французскими скульпторами, служили одной единственной цели — украшению.

Портрет генерала Бонапарта, Пьер-Жан Давид д'Анже, из экспонатов выставки "Умелых рук искусная работа"
Портрет генерала Бонапарта, Пьер-Жан Давид д'Анже, из экспонатов выставки "Умелых рук искусная работа"

Если говорить современным языком, некогда в 17 веке в сфере «дизайна» того времени возникла такая интересная идея — украшать дворцы королей и знати скульптурными композициями из бронзы. А за знатью вскоре последовали буржуа и мещане, и вот художественное литье из бронзы превратилось в часть повседневной жизни — элемент декора, обыденности, обстановки.

Собственно, именно из декоративного искусства в веке двадцатом как раз и вышел дизайн: декоративное искусство так трансформировалось (а точнее сказать выродилось) под нужды более практичной и утилитарной эпохи.

Из экспонатов выставки "Умелых рук искусная работа"
Из экспонатов выставки "Умелых рук искусная работа"

Поскольку 19 век и первые годы 20 века (до окончания эпохи прекрасного модерна) были временем расцвета декоративности (спасибо Уильяму Моррису и его движению «Искусства и ремесла»), то и малая бронза именно в эту эпоху представлена лучше всего. А во всем, что касается декоративности и красоты, лучшими, конечно, являются французы.

Многие из экспонатов, представленных на выставке, экспонировались впервые — какие точно, вряд ли будет очевидно кому-то кроме узкопрофильных специалистов. По большей части мы привыкли видеть в этих маленьких скульптурах лишь элемент декора, который глаз не всегда «выделяет» в сложном хитросплетении украшений и безделушек, часто воспринимаемых как фон.

Здесь же на выставке каждая, даже самая миниатюрная из скульптур получила собственное звучание, собственный голос — возможность заявить о себе как о самоценном, исключительном произведении искусства.

Кстати, о миниатюрности — я нисколько не преувеличиваю: поскольку вкусы у покупателей, равно как и возможности, были разными, производители, мастера и художники старались угодить всем. Поэтому столь разнообразны жанры, качество исполнения, эстетическая и художественная составляющая, ну и конечно размер.

«Аист на черепахе», Антуан-Луи Бари, из экспонатов выставки "Умелых рук искусная работа"
«Аист на черепахе», Антуан-Луи Бари, из экспонатов выставки "Умелых рук искусная работа"

Самая маленькая работа из представленных на выставке - «Аист на черепахе» Антуана-Луи Бари (1795-1875) - такая скромная, наивная и вместе с тем трогательно веселая. В голове невольно начинают возникать предположения о ее истории и судьбе: кому и когда ее подарили, чей дом она украшала? Был ли это всего лишь скромный сувенир?

Не менее интересной кажется и «Любительница чтения» Альбера-Эрнеста Карье-Беллёз (1824-1887): стройная средневековая красавица, задумчиво листающая страницы книги... Странный образ — не так уж много было в средние века "любительниц чтения"... Для кого или чего задумывался этот сюжет, чьи роскошные апартаменты украшала некогда эта строгая статуэтка?

«Любительница чтения» Альбера-Эрнеста Карье-Беллёз, из экспонатов выставки "Умелых рук искусная работа"
«Любительница чтения» Альбера-Эрнеста Карье-Беллёз, из экспонатов выставки "Умелых рук искусная работа"

Люблю, когда экспонаты той или иной выставки дают волю фантазии, правда обычно подобное свойство характерно как раз-таки для произведений монументального искусства — там есть мысль, идея, подтекст, игра символов, ассоциаций, сложные метафоры... А шедеврам искусства декоративного такие изыски ни к чему — оно утилитарно, а значит не должно давать повод для размышления...

Но разве в шедеврах Рене Лалика или Эмиля Галле, или в представленных на выставке скульптурах меньше творческого гения, уникальности, эстетики? Разве в них нет идеи и символичности? Неужели эти маленькие бронзовые фигурки могут восприниматься кем-то как менее ценные, чем их более высокомерные собратья?

Ведь изначальная ценность и значимость любого шедевра декоративного искусства куда важнее — это стремление к красоте, способ сделать ее понятной, достижимой, трансформировать обычную серую повседневность в нечто более прекрасное, интересное и исключительное...Наконец, именно они прививают интерес к своим монументальным собратьям, делают искусство доступным и более понятным...

Франциск I на охоте, Жан-Франсуа-Теодор Жештер, из экспонатов выставки "Умелых рук искусная работа"
Франциск I на охоте, Жан-Франсуа-Теодор Жештер, из экспонатов выставки "Умелых рук искусная работа"

Отрадно, что их история наконец-то потихоньку начинает освещаться маленькими, камерными выставками, еще отрадней, что происходит это благодаря Эрмитажу. Ведь именно здесь хранится самая большая в мире коллекция подобных экспонатов. А следовательно, кому как не этому замечательному музею прививать умение находить красоту даже в самых обычных, утилитарных вещах...

В конце-концов красота — это не только роскошь парадных залов и бесценная исключительность живописных шедевров, созданных величайшими художниками, чаще всего — это лишь росчерк или маленький, но изящный и невероятно тонкий орнамент на хорошо знакомом и привычном предмете... Как говорится: «красота скрыта в деталях»... в деталях, из которых и состоит вся наша жизнь.

🌺Если Вам нравится изучать красоту во всех ее проявлениях, вы можете подписаться на мой канал🌺

Ее больше статей, посвященных Эрмитажу, в специальной подборке:

По закоулкам Эрмитажа | В поисках красоты | Дзен
dzen.ru