Со скульптурой у меня всегда были отношения очень сложные — почему-то это направление казалось мне наименее интересным из всех. Единственным исключением всегда была мелкая пластика эпохи ар деко. Отрадно, что именно эрмитажные выставки способствуют моему просвещению в данном вопросе и прививают любовь как к более традиционным, так и к менее известным формам, направлениям и стилям скульптуры.
Совсем недавно в Эрмитаже прошла выставка, посвященная французской художественной бронзе — своеобразному направлению, находящемуся на стыке монументального и декоративного искусства.
Наверное, именно декоративность — главный фактор, который привлек мое внимание. Монументальное искусство практически всегда на слуху, так как представляет собой копилку величайших ценностей человечества. А вот его младший собрат — искусство декоративное, не столь популярно в умах широких обывателей, особенно в нашей стране (чего только стоит полемика к одной из моих первых статей про Эрмитаж, где многие «комментаторы» даже не поняли о чем идет речь и приравняли это выдающееся направление творческой мысли к поделкам из Икеи).
Что, как по мне, крайне несправедливо. Декоративное искусство столь же прекрасно и интересно, а его мастера создают порой исключительные шедевры — не менее ценные, чем их «монументальные» собратья.
Выставка «Умелых рук искусная работа» - еще одно подтверждение этого суждения: маленькие (а некоторые не такие уж и маленькие) изящные скульптуры животных, королей, императора Наполеона I, случайных персонажей, созданные подчас выдающимися французскими скульпторами, служили одной единственной цели — украшению.
Если говорить современным языком, некогда в 17 веке в сфере «дизайна» того времени возникла такая интересная идея — украшать дворцы королей и знати скульптурными композициями из бронзы. А за знатью вскоре последовали буржуа и мещане, и вот художественное литье из бронзы превратилось в часть повседневной жизни — элемент декора, обыденности, обстановки.
Собственно, именно из декоративного искусства в веке двадцатом как раз и вышел дизайн: декоративное искусство так трансформировалось (а точнее сказать выродилось) под нужды более практичной и утилитарной эпохи.
Поскольку 19 век и первые годы 20 века (до окончания эпохи прекрасного модерна) были временем расцвета декоративности (спасибо Уильяму Моррису и его движению «Искусства и ремесла»), то и малая бронза именно в эту эпоху представлена лучше всего. А во всем, что касается декоративности и красоты, лучшими, конечно, являются французы.
Многие из экспонатов, представленных на выставке, экспонировались впервые — какие точно, вряд ли будет очевидно кому-то кроме узкопрофильных специалистов. По большей части мы привыкли видеть в этих маленьких скульптурах лишь элемент декора, который глаз не всегда «выделяет» в сложном хитросплетении украшений и безделушек, часто воспринимаемых как фон.
Здесь же на выставке каждая, даже самая миниатюрная из скульптур получила собственное звучание, собственный голос — возможность заявить о себе как о самоценном, исключительном произведении искусства.
Кстати, о миниатюрности — я нисколько не преувеличиваю: поскольку вкусы у покупателей, равно как и возможности, были разными, производители, мастера и художники старались угодить всем. Поэтому столь разнообразны жанры, качество исполнения, эстетическая и художественная составляющая, ну и конечно размер.
Самая маленькая работа из представленных на выставке - «Аист на черепахе» Антуана-Луи Бари (1795-1875) - такая скромная, наивная и вместе с тем трогательно веселая. В голове невольно начинают возникать предположения о ее истории и судьбе: кому и когда ее подарили, чей дом она украшала? Был ли это всего лишь скромный сувенир?
Не менее интересной кажется и «Любительница чтения» Альбера-Эрнеста Карье-Беллёз (1824-1887): стройная средневековая красавица, задумчиво листающая страницы книги... Странный образ — не так уж много было в средние века "любительниц чтения"... Для кого или чего задумывался этот сюжет, чьи роскошные апартаменты украшала некогда эта строгая статуэтка?
Люблю, когда экспонаты той или иной выставки дают волю фантазии, правда обычно подобное свойство характерно как раз-таки для произведений монументального искусства — там есть мысль, идея, подтекст, игра символов, ассоциаций, сложные метафоры... А шедеврам искусства декоративного такие изыски ни к чему — оно утилитарно, а значит не должно давать повод для размышления...
Но разве в шедеврах Рене Лалика или Эмиля Галле, или в представленных на выставке скульптурах меньше творческого гения, уникальности, эстетики? Разве в них нет идеи и символичности? Неужели эти маленькие бронзовые фигурки могут восприниматься кем-то как менее ценные, чем их более высокомерные собратья?
Ведь изначальная ценность и значимость любого шедевра декоративного искусства куда важнее — это стремление к красоте, способ сделать ее понятной, достижимой, трансформировать обычную серую повседневность в нечто более прекрасное, интересное и исключительное...Наконец, именно они прививают интерес к своим монументальным собратьям, делают искусство доступным и более понятным...
Отрадно, что их история наконец-то потихоньку начинает освещаться маленькими, камерными выставками, еще отрадней, что происходит это благодаря Эрмитажу. Ведь именно здесь хранится самая большая в мире коллекция подобных экспонатов. А следовательно, кому как не этому замечательному музею прививать умение находить красоту даже в самых обычных, утилитарных вещах...
В конце-концов красота — это не только роскошь парадных залов и бесценная исключительность живописных шедевров, созданных величайшими художниками, чаще всего — это лишь росчерк или маленький, но изящный и невероятно тонкий орнамент на хорошо знакомом и привычном предмете... Как говорится: «красота скрыта в деталях»... в деталях, из которых и состоит вся наша жизнь.
🌺Если Вам нравится изучать красоту во всех ее проявлениях, вы можете подписаться на мой канал🌺
Ее больше статей, посвященных Эрмитажу, в специальной подборке: