Найти тему

Как составить смету на ПИР?

В своей практике я часто сталкиваюсь с составлением сметы на проектно-изыскательские работы (ПИР). Есть несколько нюансов, которые я для себя выделила:

🎯 Смета на ПИР достаточно гибкая вещь, которую легко можно
подрегулировать различными коэффициентами

🎯 Сборники, по которым считаются сметы, достаточно устарели и не
учитывают много факторов. По этой причине зачастую приходиться
выкручиваться и импровизировать, что может быть как минусом, так и
плюсом при подсчете сметы

🎯 Лучше под рукой хранить подобие карты по сборникам базовых цен (СБЦ)
чтобы не тратить время на поиски нужного сборника.

Итак, приступим к пошаговому разбору на примере составление сметы на автомобильные дороги.

Так выглядит смета, которую мы будем разбирать.
Так выглядит смета, которую мы будем разбирать.

ШАГ №1.

👉Разбираем исходные данные по техническому заданию (или просто по заданным параметрам)

В качестве примера разберу самый простой случай:

Нам нужно запроектировать кап. ремонт участка автомобильной дороги III категории с пересечениями и примыканиями. Длина участка составляет 8,943км.

ШАГ №2.

👉Выбираем сборник, по которому считаем. Так как в качестве примера мы взяли автомобильные дороги, то наш сборник называется: "СБЦ на проектные работы для строительства. Автомобильные дороги общего пользования. 2007 год"

СБЦ - сборник базовых цен. В данном сборнике базовыми ценами считаются цены на 2001 год. (п.3.3 в нашем СБЦ)

ШАГ №3.

👉Открываем выбранный сборник и внимательно его читаем общие указания к нему.

Теперь нам нужно выбрать категорию сложности нашей дороги согласно Таблице 1 "Категория сложности проектирования" на стр.11.

В моем случае, у меня 1ая категория сложности, так как мой объект находится на ровной и незастроенной территории.

ШАГ №4.

👉Смотрим на п.4.3, в котором приведена формула подсчета сметы

-3

Из него следует, что нам нужно определить показатели a и в, приведенные в Таблице №2 "Показатели для определения базовых цен проектирования автомобильных дорог общего пользования"

Итак, наша дорога III категории и протяженностью 8,943км (в интервале от 5 до 10км), категория сложности: 1, а это значит что нам подходит таблица на стр. 15, где сходятся все наши параметры.

-4

Таким образом, мы нашли параметры a=275,38 и в=73,06.

ШАГ №5.

👉Считаем первый пункт нашей сметы - стоимость капитального ремонта автомобильной дороги

-5

Итак, по формуле ((a*l)/L + b*l)*40%, где 40% - это Кпд (коэффициент стадийности проектирования). То есть весь проект, как правило, делится на две стадии П-проект (40%), Р-рабочка (60%), если мы считаем и проектную документацию и рабочую вместе, то показатель Кпд принимаем за 100%.

Тут важно сделать пометку, что данные процентные соотношения мы имеем право взять как по таблице 2, так и согласно указанному в таблице письму, но актуальность подобных писем всегда нужно контролировать

((275,38 * 8,943)/8,943 + 73,06*8,943) * 40% = 371, 502 - так мы получили базовую цену по сборнику.

Так как протяженность L и l у нас одинаковые, то в формуле они просто сокращаются

ШАГ №6.

👉Считаем стоимость пересечений и примыканий.

Для этого нам нужно изучить Таблицу 3 "Показатели для определения базовых цен проектирования транспортных развязок" и примечание к таблице.

В нашем проекте по техническому заданию у нас были следующие виды пересечений и примыканий, которые необходимо отремонтировать:

1. Пересечение в одном уровне с переходно-скоростными полосами 1шт

2. Примыкание в одном уровне с переходно-скоростными полосами 1 шт

3. Примыкание в одном уровне с переходно-скоростными полосами 1 шт

Внимательно изучив Таблицу 3, делаем вывод, что нам подходит п.1, где a=276,92, так как все наши пересечения и примыкания находятся в одном уровне и имеют 1 категорию сложности в точности как и основная дорога.

Весь подсчет будет аналогичным, но с двумя поправками:

  • Отсутствует показатель в
  • Согласно примечанию, нам нужно применить коэффициенты ко второму и третьему пункту в данном шаге.

В примечании к Таблице 3 сказано, что базовая цена проектирования примыканий в одном уровне определяется путем применения к ценам пп. 1-3 таблицы коэффициента 0,75. Для всех типов примыканий в одном уровне без устройства переходно-скоростных полос при расчете цены следует применять коэффициент 0,35.

-6

Обращаем внимание, что в п.3 данного расчета у нас примыкание с переходно-скоростной полосой, поэтому применяем коэффициент Kприм=0,75, а в п.4 примыкание без переходно-скоростной полосы, поэтому берем оба коэффициента согласно примечанию Kприм=0,75 и Кпсп=0,35

После перемножения всех показателей получаем базовые стоимости.

ШАГ №7.

👉Финальный шаг.

На этом этапе нам нужно просуммировать все полученные базовые цены.

371,592+110,768+83,076+29,077 = 594,423
371,592+110,768+83,076+29,077 = 594,423

Итак, мы получили базовую стоимость на 2001 год. Но данная цена не актуальна на текущий момент, теперь нам предстоит перевести ее с помощью переводных коэффициентов.

В данной смете расчет делался на 2018 год, но поскольку на момент написания статьи актуален 1 квартал 2024 года, то коэффициенты будут другими.

Я всегда смотрю коэффициенты по данной ссылке https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_39473/ здесь есть как действующие коэффициенты, так и архивные.

Ориентируемся по шапке таблицы, нам нужен индекс для проектных работ, для цен 2001 года
Ориентируемся по шапке таблицы, нам нужен индекс для проектных работ, для цен 2001 года

В 2018 году этот коэффициент был равен 3,83.

В начале статьи я упоминала, что смета на ПИР очень гибкая вещь, которую можно подрегулировать коэффициентами, чем воспользовался Заказчик в нашей смете, то есть он велел применить понижающий коэффициент, который равен К=0,8700420. Такие странные коэффициенты применяются чтоб можно было выйти на нужную Заказчику сумму и на этом можно не акцентироваться. Я закрою глаза на этот коэффициент, чтобы показать чистый подсчет наших результатов.

Далее умножаем полученную нашу сумму в 594,423 на коэффициент 3,83

Цена проектных работ на 2018 год равна 594,423*3,83 = 2 276,640 тыс.руб, что значит 2 276 640 рублей.

В самом конце высчитывается НДС 20% - 2 276,640*0,2 = 455,328

И считается финальная стоимость с учетом НДС - 2276,640+455,328 = 2731,968 тыс.руб, что значит 2 731 968 рублей.

❤️Готово!

Общая стоимость наших проектных работ равна 2 731 968 рублей