В своей практике я часто сталкиваюсь с составлением сметы на проектно-изыскательские работы (ПИР). Есть несколько нюансов, которые я для себя выделила:
🎯 Смета на ПИР достаточно гибкая вещь, которую легко можно
подрегулировать различными коэффициентами
🎯 Сборники, по которым считаются сметы, достаточно устарели и не
учитывают много факторов. По этой причине зачастую приходиться
выкручиваться и импровизировать, что может быть как минусом, так и
плюсом при подсчете сметы
🎯 Лучше под рукой хранить подобие карты по сборникам базовых цен (СБЦ)
чтобы не тратить время на поиски нужного сборника.
Итак, приступим к пошаговому разбору на примере составление сметы на автомобильные дороги.
ШАГ №1.
👉Разбираем исходные данные по техническому заданию (или просто по заданным параметрам)
В качестве примера разберу самый простой случай:
Нам нужно запроектировать кап. ремонт участка автомобильной дороги III категории с пересечениями и примыканиями. Длина участка составляет 8,943км.
ШАГ №2.
👉Выбираем сборник, по которому считаем. Так как в качестве примера мы взяли автомобильные дороги, то наш сборник называется: "СБЦ на проектные работы для строительства. Автомобильные дороги общего пользования. 2007 год"
СБЦ - сборник базовых цен. В данном сборнике базовыми ценами считаются цены на 2001 год. (п.3.3 в нашем СБЦ)
ШАГ №3.
👉Открываем выбранный сборник и внимательно его читаем общие указания к нему.
Теперь нам нужно выбрать категорию сложности нашей дороги согласно Таблице 1 "Категория сложности проектирования" на стр.11.
В моем случае, у меня 1ая категория сложности, так как мой объект находится на ровной и незастроенной территории.
ШАГ №4.
👉Смотрим на п.4.3, в котором приведена формула подсчета сметы
Из него следует, что нам нужно определить показатели a и в, приведенные в Таблице №2 "Показатели для определения базовых цен проектирования автомобильных дорог общего пользования"
Итак, наша дорога III категории и протяженностью 8,943км (в интервале от 5 до 10км), категория сложности: 1, а это значит что нам подходит таблица на стр. 15, где сходятся все наши параметры.
Таким образом, мы нашли параметры a=275,38 и в=73,06.
ШАГ №5.
👉Считаем первый пункт нашей сметы - стоимость капитального ремонта автомобильной дороги
Итак, по формуле ((a*l)/L + b*l)*40%, где 40% - это Кпд (коэффициент стадийности проектирования). То есть весь проект, как правило, делится на две стадии П-проект (40%), Р-рабочка (60%), если мы считаем и проектную документацию и рабочую вместе, то показатель Кпд принимаем за 100%.
Тут важно сделать пометку, что данные процентные соотношения мы имеем право взять как по таблице 2, так и согласно указанному в таблице письму, но актуальность подобных писем всегда нужно контролировать
((275,38 * 8,943)/8,943 + 73,06*8,943) * 40% = 371, 502 - так мы получили базовую цену по сборнику.
Так как протяженность L и l у нас одинаковые, то в формуле они просто сокращаются
ШАГ №6.
👉Считаем стоимость пересечений и примыканий.
Для этого нам нужно изучить Таблицу 3 "Показатели для определения базовых цен проектирования транспортных развязок" и примечание к таблице.
В нашем проекте по техническому заданию у нас были следующие виды пересечений и примыканий, которые необходимо отремонтировать:
1. Пересечение в одном уровне с переходно-скоростными полосами 1шт
2. Примыкание в одном уровне с переходно-скоростными полосами 1 шт
3. Примыкание в одном уровне с переходно-скоростными полосами 1 шт
Внимательно изучив Таблицу 3, делаем вывод, что нам подходит п.1, где a=276,92, так как все наши пересечения и примыкания находятся в одном уровне и имеют 1 категорию сложности в точности как и основная дорога.
Весь подсчет будет аналогичным, но с двумя поправками:
- Отсутствует показатель в
- Согласно примечанию, нам нужно применить коэффициенты ко второму и третьему пункту в данном шаге.
В примечании к Таблице 3 сказано, что базовая цена проектирования примыканий в одном уровне определяется путем применения к ценам пп. 1-3 таблицы коэффициента 0,75. Для всех типов примыканий в одном уровне без устройства переходно-скоростных полос при расчете цены следует применять коэффициент 0,35.
Обращаем внимание, что в п.3 данного расчета у нас примыкание с переходно-скоростной полосой, поэтому применяем коэффициент Kприм=0,75, а в п.4 примыкание без переходно-скоростной полосы, поэтому берем оба коэффициента согласно примечанию Kприм=0,75 и Кпсп=0,35
После перемножения всех показателей получаем базовые стоимости.
ШАГ №7.
👉Финальный шаг.
На этом этапе нам нужно просуммировать все полученные базовые цены.
Итак, мы получили базовую стоимость на 2001 год. Но данная цена не актуальна на текущий момент, теперь нам предстоит перевести ее с помощью переводных коэффициентов.
В данной смете расчет делался на 2018 год, но поскольку на момент написания статьи актуален 1 квартал 2024 года, то коэффициенты будут другими.
Я всегда смотрю коэффициенты по данной ссылке https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_39473/ здесь есть как действующие коэффициенты, так и архивные.
В 2018 году этот коэффициент был равен 3,83.
В начале статьи я упоминала, что смета на ПИР очень гибкая вещь, которую можно подрегулировать коэффициентами, чем воспользовался Заказчик в нашей смете, то есть он велел применить понижающий коэффициент, который равен К=0,8700420. Такие странные коэффициенты применяются чтоб можно было выйти на нужную Заказчику сумму и на этом можно не акцентироваться. Я закрою глаза на этот коэффициент, чтобы показать чистый подсчет наших результатов.
Далее умножаем полученную нашу сумму в 594,423 на коэффициент 3,83
Цена проектных работ на 2018 год равна 594,423*3,83 = 2 276,640 тыс.руб, что значит 2 276 640 рублей.
В самом конце высчитывается НДС 20% - 2 276,640*0,2 = 455,328
И считается финальная стоимость с учетом НДС - 2276,640+455,328 = 2731,968 тыс.руб, что значит 2 731 968 рублей.
❤️Готово!
Общая стоимость наших проектных работ равна 2 731 968 рублей