Найти тему
Рожденная в 1970-е

Блат как одна из основ советской жизни

gas-kvas.com
gas-kvas.com

У Дины Рубиной в романе «На Солнечной стороне улицы» есть песенка «По блату». Она — некоторое определение советской жизни.

Вспомнило об этом, когда в просоветской группе в социальных сетях мне доказывали, что в СССР никакого блата при поступлении в институты не были, и любой житель села мог поступить, куда хотел. Да, конечно. Особенно в МГИМО, где традиционно учились «мажорские» дети или в Иняз, куда нужен был приличный иностранный язык, который в сельских школах (да и в значительной части городских) не давали. И вообще, с гуманитарными ВУЗами все было сложнее, чем с техническими. Филфак МГУ был весьма блатным местом, не говоря уж об Институте стран Азии и Африки. В Литинституте ковали писателей из народа и национальных кадров. И какие бы не были претензии к современной системе ЕГЭ, она более объективна. Тогда если хотели завалить кого-то на устном экзамене, делали это запросто. То есть поступление по блату было со всех сторон осуществить легче.

tyuiu.ru
tyuiu.ru

Блат присутствовал и во всех других сферах советской жизни. Знакомый продавец в продуктовом магазине, знакомый официант в кафе, который еще и пропустит в обход очереди, знакомый мясник. И билеты в театр, по блату, и направление в гостиницу (вспомним фильм «Мимино», где герой Басова устраивает Валико в гостиницу «Россия» в обмен на обещание билетов на свой спектакль). Все по знакомству.

m.imdb.com
m.imdb.com

По блату получали и хорошую работу, и работу за границей зачастую. Многое шло «в обмен». У Галины Щербаковой в повести «Ах, Маня», герой думает, как выбить своей тетке из провинции квартиру с удобствами в обмен на личный автомобиль для местного председателя горисполкома.

И фраза: "Я от Ивана Иваныча" была в своем роде классикой, пусть и не все вспоминали, кто такой этот Иван Иваныч.

А еще было хорошо иметь знакомого врача, у той же Щербаковой в произведениях не раз проскальзывает тема удачного наличия «знакомого гинеколога». К стоматологу мама в юности вообще ходила в «кабинет на дому», о котором знали «свои». Многие были готовы делиться все-таки своими «блатными» контактами.

Не говорю, что сейчас блат отсутствует, но все-таки он не такой тотальный, как в советское время. Ну, и большая доступность ряда вещей диктует свои правила.