Найти тему
HISTHORY | ИСТОРИЯ

Как менялась религия Древнего Египта на протяжении тысячелетий

Оглавление

Публикация из подборки:

Древний Египет | HISTHORY | ИСТОРИЯ | Дзен

Предисловие

Несмотря на то, что древнеегипетская религия часто представляется статичной, она продолжала меняться и развиваться на протяжении пяти тысячелетий древнеегипетской истории.

Религия Древнего Египта
Религия Древнего Египта

Сегодня известны имена почти 2000 древнеегипетских богов. Трудно представить, как одна культура могла поклоняться такому количеству божеств, и в этом-то и проблема. Древнеегипетская культура и религия были далеки от единства, поскольку у каждой местной общины были свои боги и верования. После объединения Египта в единое царство фараоны попытались привести богов страны в некий порядок. Это означало, что религиозные решения часто были скорее политическими, чем теологическими. Верховные боги зависели от того, какой город в данный момент политически доминировал. Давайте узнаем немного больше об эволюции древнеегипетской религии от доисторических до христианских времен.

Додинастический и раннединастический Египет

Костяная фигурка с инкрустированными глазами из лазурита. Около 4000 год до н.э.
Костяная фигурка с инкрустированными глазами из лазурита. Около 4000 год до н.э.

Считается, что религия в додинастическом Египте была анимистической. Важные природные явления, влиявшие на жизнь египтян, были одушевлены богами и представлены тотемами (священными предметами). Чтобы завоевать благосклонность этих одушевленных божеств для процветания или защиты, в окрестностях были построены храмы. Жрецам было поручено заботиться о нуждах богов. В этот период по всему Египту появились сотни божеств.

Хапи был богом разлива Нила, ежегодно приносящим плодородие. Его главный культовый центр находился на острове Элефантина недалеко от Асуана. Как важное божество плодородия, Хапи приобрёл национальную известность. Его иногда называли отцом богов и связывали с творением.

Рельеф бога Себека из храма Ком Омбо, ок. 4 век до нашей эры.
Рельеф бога Себека из храма Ком Омбо, ок. 4 век до нашей эры.

Крокодилы Нила были одушевлены богом Себеком. Хотя он был грозным богом, его также призывали для защиты от опасностей, связанных с Нилом. В Старом царстве культ Себека существовал главным образом в Фаюме, регионе примерно в 100 километрах к юго-западу от Каира. Популярность Себека росла на протяжении веков. В 4 веке до нашей эры в Ком-Омбо недалеко от Асуана для него был построен главный храм, который стоит до сих пор.

Примерно в 3150 году до нашей эры Верхний и Нижний Египет были объединены под властью новых династических правителей, известных как фараоны. Это изменило религию. Могущество фараона было усилено за счет того, что он стал важным посредником между смертным и божественным мирами. Это придало фараону полубожественный статус благодаря его особым отношениям с богами.

Поклонение предкам и культ мертвых также приобрели значение, поскольку фараоны оправдывали свое положение своей родословной.

Одной из первых столиц недавно объединенного Египта был Тинис. Считалось, что это место упокоения Онуриса, человека-воина, которого посмертно обожествили как бога войны. Его имя означает «носитель неба», и он также ассоциировался с солнцем. Его считали защитником фараона и Египта.

Древнее царство Египта: Ра и пирамиды

Стелла Ра-Горахти, ок. 8-4 века до нашей эры
Стелла Ра-Горахти, ок. 8-4 века до нашей эры

Древнее царство (2686-2181 гг. до н. э.) также является временем строительства пирамид. Это отражало возросшее внимание к фараону и культу мертвых в древнеегипетской религии. Пирамиды были памятниками и заупокойными храмами, обеспечивавшими переход фараона в загробную жизнь.

Пирамиды также были тесно связаны с культом бога Солнца Ра. Его первоначальным культовым центром был Гелиополис, расположенный недалеко от места расположения пирамид. К 2400 годам до нашей эры он стал самым важным национальным божеством.

Ра принимал множество форм. Чаще всего его представляли в виде человека с головой сокола и солнечным диском, позже названного Ра-Хорахте. Но его также представляли в человеческом облике как Атум-Ра и как жука, который толкал солнце по небу, по имени Кефри.

Ра считался божеством-творцом и царем богов. В течение дня Ра управлял небом и землей, что привело к тесной связи с правящим фараоном. Ночью он возил солнце через подземный мир на своей барже. Каждую ночь на него нападал божественный змей Апоп. Но Ра победил демона и на следующий день солнце снова восходило.

Считалось, что форма пирамид представляет собой лучи солнечного света, нисходящие на Землю. Ориентированные пирамиды с востока на запад также должны были соответствовать важному циклу восхода и захода солнца.

Надписи внутри пирамид предполагают, что фараон после смерти стал единым целым с богом Ра и присоединился к нему в его ночном путешествии по подземному миру.

Египет Среднее царство: Великая Эннеада Гелиополя

Шу поддерживает Нут, а Геб лежит внизу, Гроб Ньюпавершефти. 1550-1069 годы до н. э.
Шу поддерживает Нут, а Геб лежит внизу, Гроб Ньюпавершефти. 1550-1069 годы до н. э.

Ра был не единственным богом, главный культовый центр которого находился в Гелиополе. В эпоху Среднего царства (2055–1650 гг. до н.э.) культ Великой Эннеады Гелиополя приобрел известность.

Ра был частью этой Эннеады в форме бога Атума. Он был божеством-создателем, который появился на свет независимо, выйдя из Нун, первобытных вод. Он создал Шу и Тефнут, олицетворения воздуха и влаги. Шу и Тефнут, в свою очередь, породили Геб, землю, и Нут, ночное небо.

У Геба и Нут было четверо детей: Осирис, Исида, Сет и Нефтида. Осирис и Исида олицетворяли плодородие и порядок и получили власть над миром. Сет и Нефтида представляли собой хаос, необходимый для равновесия.

Известная легенда гласит, что Сет завидовал своему брату Осирису и убил его. Он разрезал тело и распределил куски по Египту. Затем Сет занял трон своего брата. Исида с помощью своей сестры Нефтиды смогла собрать осколки и оживитт Осириса.

Но Осирис не был полностью воскрешен. У него был период полураспада. Вот почему его изображали с зеленой кожей. Поэтому Исида и Нефтида использовали свою могущественную магию, чтобы создать подземный мир под названием Дуат, которым мог бы управлять Осирис. Это стало мифом о происхождении подземного мира и изменило взгляды на жизнь после смерти.

Церемония взвешивания сердца из «Книги мертвых», ок. 1050 год до нашей эры.
Церемония взвешивания сердца из «Книги мертвых», ок. 1050 год до нашей эры.

В текстах пирамид только фараон может наслаждаться вечной жизнью. Начиная со Среднего царства, доступ к загробной жизни демократизируется. Возникла мифология о взвешивании сердца человека пером истины Маат.

Исида родила бога Гора с головой сокола. Он отвоевал трон своего отца у Сета и восстановил естественный порядок вещей.

Эта Эннеада богов стала политически заметной. Фараон при жизни стал ассоциироваться с Гором, а после смерти - с Осирисом. Жена и мать фараона стали тесно ассоциироваться с Исидой.

Конкурирующие культовые центры: Мемфис

Статуэтка бога Птаха, ок. 1070–712 до нашей эры
Статуэтка бога Птаха, ок. 1070–712 до нашей эры

Хотя важность Эннеады Гелиополя очевидна в сохранившихся текстах, начиная со Среднего царства, они не были повсеместно признаны верховными божествами.

Мемфис также был важным религиозным и политическим центром на протяжении всей истории Египта, и его боги часто занимали видное место.

Главным богом Мемфиса был Птах, покровитель ремесленников, мастеров по металлу, ремесленников и архитекторов. В отличие от Осириса, он изображался в виде мумифицированного человека. Его культ был тесно связан с культом быка Аписа, считавшегося проявлением Птаха.

Его считали самосформировавшимся божеством-создателем, создавшим все своими мыслями и устным словом. Иногда, когда жрецы Мемфиса хотели поставить своих богов выше богов Гелиополя, они заявляли, что Атум был создан губами и зубами Птаха.

Птаху часто поклонялись в триаде с богами Сехмет и Нефертум. Сехмет была львицей с разрушительными и защитными аспектами и женой Птаха. Нефертем был их сыном, представленным цветком лотоса и связанным с исцелением и красотой.

Конкурирующие культовые центры: Фивы

Статуя Амона-Ра, ок. 747–664 гг. до н.э.
Статуя Амона-Ра, ок. 747–664 гг. до н.э.

Фивы, расположенные недалеко от современного Луксора, - еще один город, который часто приобретал политическое значение. Главным божеством там признавался Амон. Солнечное божество, также называемое Амон-Ра, он был частью фиванской триады вместе со своей женой Мут, богиней-матерью, и их сыном Хонсу, богом луны, который уравновешивал своего отца как бога Солнца.

Амон был самым доминирующим богом в древнем Египте во времена Нового царства (1550-1070 гг. до н.э.), а жрецы Амона было одним из самых богатых и влиятельных людей в древнем Египте. Знаменитый храм в Карнаке, построенный при знаменитых фараонах Рамсесах (1292-1077 гг. до н.э.), был посвящен Амону, Мут и Хонсу.

Долина царей - некрополь города Фив. Многие из гробниц находились под сильным влиянием фиванской религии.

Конкурирующие культовые центры: Амарна

Домашний алтарь Эхнатона, ок. 1340 г. до н.э.
Домашний алтарь Эхнатона, ок. 1340 г. до н.э.

Печально известный период Амарны (1353-1336 гг. до н.э.) произошел во время Нового царства (1550-1070 гг. до н.э.) и считается экспериментом с монотеизмом.

Фараон Аменхотеп IV решил отвернуться от основных культов и жрецов, известных в то время, и сосредоточить свои религиозные обряды на Атоне. Атон - божественный солнечный диск. Хотя раньше ему поклонялись, в основном его считали одной из форм бога Ра.

Фараон изменил свое имя на Эхнатон в честь бога и построил новую религиозную столицу Амарну, посвященную богу. Это был важный политический шаг, поскольку он перенес королевскую семью и двор в Амарну, лишив их влияния могущественного жречества Амона. Похоже, это было сделано намеренно, поскольку Эхнатон поддерживал международные дипломатические отношения без обычной поддержки жрецов.

Это был весьма необычный период. Искусство изменилось, и королевская семья больше не изображалась как идиллическая, а скорее в естественном и непринужденном стиле. Семья также изображалась в более доступной форме, выполняя повседневные задачи, такие как рыбалка и сельское хозяйство, а не ведя войны и общаясь с богами.

Хотя жрецы уже были обеспокоены потерей своей власти, новая религия Атона стала серьезной проблемой, когда Эхнатон запретил поклонение другим богам и использование идолов.

Преемник Эхнатона, мальчик-фараон Тутанхамон, быстро добился возвращения к традиционным религиозным практикам, вероятно, под влиянием своих советников. Его сменил у власти его визирь Эйе, а затем военный генерал Хоремхеб.

Птолемеевский Египет: греко-египетская религия

Бюст бога Сераписа, ок. 75-150 гг. н.э.
Бюст бога Сераписа, ок. 75-150 гг. н.э.

В 332 году до нашей эры Александр Македонский завоевал Египет. Один из его генералов, Птолемей , провозгласил себя новым фараоном после смерти Александра. Это было начало периода Птолемеев, периода, когда греческие религиозные идеи были импортированы в страну.

Птолемей создал новую синкретическую религию, которую он активно намеревался заручиться поддержкой как своих македонских последователей, так и народа Египта. Он сосредоточил свою новую религию на боге Сераписе, чья мифология сочетала в себе элементы Птаха и Осириса, а также элементы греческих богов Зевса, Аида, Асклепия, Диониса и Гелиоса. Он был связан с плодородием, солнцем, загробным миром и медициной.

Сделать этого нового бога центром религии было важно для передачи власти. Это сместило фокус с Мемфиса на новую столицу Птолемея Александрию. Однако Птолемей старался сохранить уважение к могущественному жречеству и не оттолкнуть египетскую элиту.

Интересно, что многие женщины династии Птолемеев поклонялись греческой богине Афродите, но носили египетские одежды. Клеопатра IV выделялась тем, что она поклоняласть египетской богине Исиде. Вероятно, это было сделано для того, чтобы выделиться среди своей сестры Арсинои, которая также была ее политической соперницей, и понравится к местной элите.

Римская эпоха: Расцвет христианства

Статуэтка Исиды-Афродиты из римского Египта, ок. 2 век нашей эры.
Статуэтка Исиды-Афродиты из римского Египта, ок. 2 век нашей эры.

Когда в 31 г. до н.э. Египет перешел под контроль Рима , Александрия продолжала оставаться главным политическим центром страны, и оттуда правили представители римского императора.

Местная религия в основном могла продолжать свое существование, а культы Сераписа и Исиды также стали популярными во всем римском мире. Есть свидетельства существования храмов Исиды даже в Британии.

Египтяне привыкли ассоциировать своих фараонов с богами и поклоняться им как полубожественным фигурам. Теперь на эту должность был назначен римский император, что удовлетворяло римских политиков.

Христианство закрепилось в Александрии, хотя в римском мире оно все еще считалось религией-изгоем. Александрийский Патриархат был основан апостолом Марком в 33 году н.э. и непрерывно функционировал в последующие столетия, несмотря на гонения на христиан по всей Римской империи.

Украшенная христианская ниша из монастыря Аполлона в Бавите, ок. 6-7 века нашей эры.
Украшенная христианская ниша из монастыря Аполлона в Бавите, ок. 6-7 века нашей эры.

Римская религия на самом деле была очень открытой и принимающей и часто включала в свою религию местных богов из завоеванных ими регионов, чтобы облегчить адаптацию. Например, в своем описании германского мира римский автор Тацит предположил, что Один был эквивалентом Меркурия, Тор это Геркулес и Тир это Марс.

Но христианство было объявлено вне закона в римском мире в 1 и 2 веках нашей эры, поскольку оно отрицало существование других богов, кроме христианского бога, и запрещало поклонение ложным божествам, таким как Юпитер.

Принесение жертв Юпитеру, главному богу римского государства, и отвергнутым римским императорам считалось необходимым для поддержания благосклонности Рима среди богов и демонстрации лояльности римскому порядку.

Следовательно, христиан преследовали не потому, что они верили в слово Иисуса Христа. Их преследовали за то, что они отказывались участвовать в ожидаемой в социальном и политическом практике принесения жертвоприношений римским богам.

Когда христианство утвердилось в римском мире, оно жило и здравствовало в Александрии, где жили несколько важных христианских мыслителей, таких как Климент Александрийский и Ориген. Когда Римская империя официально обратилась в христианство в 313 году нашей эры, Александрия была одним из ведущих центров новой религии.

Эволюционирующая египетская религия

Погребальная стела, принадлежащая Нахтмонту, ок. 3 век до нашей эры
Погребальная стела, принадлежащая Нахтмонту, ок. 3 век до нашей эры

В отношении древнеегипетской религии ясно одно: она была динамичной и реагировала на то, как люди и общество менялись на протяжении тысячелетий.

Некоторые современные неоязычники предполагают, что древнеегипетская религия была основана на нетеризме. Это говорит о том, что во Вселенной существует некая сверхъестественная сила. Боги - это искусственные концепции, созданные для понимания этой силы и связи с ней таким способом, который доступен человечеству.

Следовательно, нет ограничений на количество богов, которые могут существовать, и нет «правильных или неправильных», когда дело доходит до понимания богов.

Мы не знаем, существовала ли эта философия в древнеегипетском мире, но современный нетеризм, или кеметизм, возник в 20 веке.

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ