Обычно когда говорят "постперестроечное кино", то обычно намекают на то, что фильм получился не таким "как раньше". Оно и понятно - время было такое, когда снимали при минимальных бюджетах. Да еще сценарии чаще были рассчитаны на "зрелищность" нежели на "художественные диалоги".
Когда-то в середине 90-х я посмотрел фильм "Не будите спящую собаку" 1991 года. Уж не помню, какие эмоции вызывал этот фильм, но спустя почти 30 лет я пересмотрел этот фильм. Могу сказать, что это неплохое кино для своего времени из жанра "авантюрная комедия".
В главных ролях сыграли известные актеры - Алексей Жарков, Виктор Павлов, Владимир Этуш, Эммануил Виторган. Главную женскую роль сыграла Елена Попова.
Сюжет фильма "Не будите спящую собаку"
Один и тот же сюжет нам показывают с двух точек зрения. Действие происходит в Москве и Ялте.
Вадим Алексеевич (Виктор Павлов) - сотрудник похоронной фирмы и крупный расхититель социалистической собственности. Он наслаждается своим законным отпуском на берегу Черного моря в Ялте. Там он знакомится с молодой особой, которая является сотрудницей парикмахерской, но представилась дочерью прокурора республики Адой (Елена Попова).
Когда отпуск закончился, Виктор Алексеевич вернулся домой в Москву. К его удивлению, дверь квартиры оказалась опечатана прокуратурой. А еще в в почтовом ящике ждала повестка к следователю. Виктор Алексеевич понимает, что помочь самому себе он может только при помощи взятки.
На его счастье, среди знакомых любовницы Ады есть очень влиятельный человек - референт министра, который вполне мог бы уладить проблему. Для этого Вадиму Алексеевичу приходится расстаться со всей своей незаконно нажитой наличностью.
А в чем же тут афера?
Теперь всё это мы смотрим с другой стороны.
Рецидивист Чибис (Алексей Жарков) покинул места заключения. Вместе с аферистом Гришей (Владимир Этуш) они решили провернуть большое дело. Для этого им был нужен подпольный миллионер, коим и оказался Вадим Алексеевич.
Для "обработки" подпольного миллионера была использована практически та же схема, которую использовал Остап Бендер.
Только вот преступники и не догадывались, что находятся под наблюдением милиции, которая только и ждала, когда на свет появится дипломат, набитый деньгами.
Особенности
Хотелось бы выделить, как минимум, пять положительных моментов этого фильма.
1. Сюжет в некотором роде напоминает сюжет "Золотого теленка", но ни в коем случае его не повторяет. Если бы за основу фильма был взят роман - получилось бы плохо. Нам бы пришлось сравнивать и говорить - "Фу, как плохо получилось!". Здесь же получилась авантюрная комедия, действие которой происходит именно где-то в конце 80-х годов, а не в 20-е годы.
2. Редко встретишь в комедийных фильмах конце 80-х и начала 90-х годов захватывающий продуманный сюжет, который не построен на "примитивных клише", кои использовались в "кооперативном кино", здесь уже сам прием подачи аферы вызывает интерес.
3. Как хорошо, что в этом фильме не так много известных лиц. Почему-то - чем их больше, тем получается хуже. Наверное, это объясняется тем, что при помощи звезд кино пытаются вытащить заведомо провальный сценарий. Здесь же этого было не нужно. А Жарков, Этуш и Павлов просто придали дополнительной "изюминки" фильму.
4. Нельзя назвать эту комедию семейной, но все же она вполне годится для "взрослого просмотра", когда хочется посмотреть "назаезженную" комедию.
5. В фильме я не нашел каких-то моментов, которые бы портили впечатление. Вполне себе комфортное сочетание и смешных моментов, и курьезных ситуаций, и достойной актерской игры (если таковую можно отметить).
Конечно
Конечно, не забываем, что фильм снят в 1991 году, а потому в фильме имеются сцены "не для детских глаз". Но они хотя бы "относительно в тему", а не для того, чтобы "развлечения ради".
Если посмотреть на средние оценки, выставленные этой комедии, то можно увидеть, что зрители считают ее одной из лучших для своего времени. К примеру, на Кинопоиске выставлена оценка 7,6, которая является очень высокой, если сравнивать другими комедиями.