Найти тему

Сюжет и раскрытие персонажей – или бесконечное мочилово?

Есть только Война!
Есть только Война!

Так получилось, что нередко мне писали в комментариях о том, что «Ваха» - это не про сюжет, и не про персонажей. «Ваха» - это мочилово, мочилово и ещё раз мочилово! Более того, один из комментаторов, на самой заре канала, писал и вовсе, о том, что нужны только именные герои, и всё. А остальным имена и вовсе не нужны, так как они всё равно будут умирать на первом десятке страниц. Понятное дело, что лично я с таким подходом просто не могу согласиться – я как-то больше люблю книги с сюжетом и тому подобными вещами. Но, наверное, мне это простительно – я, как говорится, человек ещё старой, советской закалки, люблю хорошие книги и всё такое. Кстати, мне очень интересно, как с этим у тех, кто сейчас читает «Ваху»? Ну, а я попробую всё же, более интересно расписать свою точку зрения…

Материал создан при поддержке моих подписчиков на платформе Boosty: Arti, Belsnickel, Arti, Belsnickel, Igor Sablin, Lorgar Balthasar, Squatterbloat, Starletter, Анатолий Ломовцев, Вадим Юрков, Василий, Дмитрий, Ильдар Арасланов, Олег, Павел Павлов, Петр Усов, Сергей Ряховский, Таня Топилина, Madshmax, Marina Kushak, MetaModern671games, Nikolausta, Olov Viking, Pavel Bosenko, Ven Berg, Александр Барышников, Алексей Гнитько, Алексей Попов, Архидемон из Герои 5, Виктор Айрон, Илья Фертиков, Ольга Суханова, Михаил Яшин, Егор, Стас Крюков, matty@yandex.ru и Птица Птица! Огромное им за это спасибо!

Итак, что же интересно – сюжет и всё такое, или «война, бесконечная стрельба над головой»? Вот смотрите, как-то раз мне написали о том, что можно, конечно, написать книгу, в которой не будет орд врагов, рек крови, груд мяса и «вот этого вот всего». Можно написать книгу, в которой герои прибыли воевать, выполнили задание и вернулись на базу – но, ведь этого просто не будет никто читать! Ну что сказать тут…

Примитивно. но смотрибельно...
Примитивно. но смотрибельно...

Для начала, я хотел бы поделиться своим мнением на этот счёт. Вот, к примеру, смотрел я в бурном молодости, сериал «Солдаты удачи». Не скажу, что он мне безумно нравился, но определённое удовольствие я от просмотра получал. Там небольшой отряд выполнял задания от Пентагона. И, знаете, я переживал за всех героев, потому что сериал старался как-то раскрывать их характеры. Или – «Золотые крылья Пенсаколы», тоже, примерно в то же время я смотрел – и точно так же, переживал за каждого персонажа, так как сериал показывал их реальными живыми людьми…

Хорошая книга, на самом деле...
Хорошая книга, на самом деле...

Ладно, понимаю, что кому-то пример с сериалами может показаться некорректным. Хорошо. Отечественный роман про лётчиков, что летали на Ил-2 в годы Великой Отечественной, «Суровый воздух», о котором я как-то писал тут. Опять же – за всех героев романа переживаешь, всех реально жалко. То, как погибли Борода и его стрелок, то, как Вася Черенок приходил в себя после ранения – я про историю с морфием, то, как сильно Оленин летать хотел… Опять же, каждый из героев романа – живой человек, за которым интересно следить, и за которого ты реально переживаешь, как за живого человека. И, кстати говоря, если автор книги смог написать так – значит, он реально хороший писатель!

Гарвель Локен. "Сферический хороший парень в вакууме"...
Гарвель Локен. "Сферический хороший парень в вакууме"...

Нельзя сказать, что в «Вахе» ничего такого нет. Если взять творчество даже нелюбимого мной Дэна Абнетта – то у него получилось создать, на самом деле, интересных и запоминающихся персонажей. Это и Гарвель Локен, конечно же, и Тарик Торгаддон. Кстати говоря, за Локена – огромное спасибо Абнетту. Почему? Да потому, что Локен получился именно «сферическим хорошим парнем в вакууме». И нет, я не ругаю этого персонажа, так как он получился именно таким, каким и был задуман. С одной стороны, у нас Астартес, «машина для убийства», очень, кстати, умная машина – Астартес вообще глупым быть не имеет права, так как у него работа такая – быть на поле боля умнее противника. И, при всём при этом, Локен вообще ничего не знает о людях вне Легиона. И вот, на этом контрасте Абнетт и выстраивает как самого Локена, так и всю линию его поведения. А в результате, получился персонаж, которого знают и любят поклонники «Вахи» по всему миру – вы сами посмотрите, сколько картинок рисовали разные художники про Локена…

Лиза Биквин...
Лиза Биквин...

И ведь, не Локеном единым, если говорить о творчестве Абнетта. Тут и Гриша, и Рейвенор, и остальные члены команды Гриши и Гидеона, и даже Черубаэль получились такими, за кем, на самом деле интересно наблюдать. Интересно думать, с кем из них было бы интересно пообщаться. Например, пригласить в кафе Лизу Биквин. Да, она пария, но – на всех ли это действует? И как именно это подействовало бы, например, на меня? Может, Лиза – отличный собеседник? Или что-то ещё, не менее интересное? Ведь она, если разобраться, очень несчастная женщина, если вы понимаете, о чём я. Кстати, сам Абнетт, лишь немного касался этой темы – кажется, в самом первом романе, но он больше думал об Эйзенхорне, который, будучи слабым псайкером, даже дотронуться до Лизы не мог без отвращения. А ведь она ему нравилась!

Каин очень хорош... Для тех, кто понимает троллинг...
Каин очень хорош... Для тех, кто понимает троллинг...

Можно поговорить и про комиссара Каина, которого тоже автор старается раскрыть, как персонажа и человека. Но, Сэнди Митчелл использует другие приёмы и пишет немного про другое. Если кто-то пока что не в курсе, то книги про Каина – это такой, своего рода, троллинг фанатов «Вахи». Автор подсовывает им персонажа, которого они заранее считают невозможным в сеттинге «Вахи». Мол, как это так – комиссар, который всего боится! Ведь такого просто не может быть! И, соответственно, дальше они уже не читают – а ведь, именно при чтении книги, мы видим, что Каин, на самом деле, довольно храбрый и ответственный человек, глубоко и искренне верующий в Императора… А то, что он говорит, что он трус и ему страшно – так, ему, знаете, на самом деле страшно. Потому, что это нормально – бояться. Просто одни, испытывая страх, стараются убежать прочь (и, они будут убиты страшными способами, коих в «Вахе» целых сорок тысяч), а другие – сжимают известно что в кулак, и делают своё дело. Как можно понять, Каин – как из из вторых. Он боится, что понятно. Но не бежит, а делает то, что и должен делать адекватный человек в такой ситуации, который понимает, что от него зависят жизни других людей. Собственно, этим-то, книги про Каина и ценны.

Тут можно сказать ещё несколько слов о романе «За Императора». Дело в том, что многие, кто признаёт книги про Каина, склонны говорить о том, что «Так Каину никогда не попадалось таких ситуаций, как остальным комиссарам, когда против них идут полчища врагов, которые запросто могут смять Гвардию просто числом!». С одной стороны, это так. С другой… А ничего, что мы, вообще-то, имеем дело с «авторским произволом»? То есть, что автор захочет, с тем герои и столкнутся. И, знаете, не всегда это хорошо. Это первое. Второе – в романе «За Императора», показана самая страшная война, которая только на самом деле может быть. Война в городе, да ещё и с элементами войны гражданской. То есть – непонятно, «откуда вообще может прилететь», непонятно, кто за тебя, а кто против, и всё такое прочее. Например, те, кто поддерживали тау, вовсе не обязательно будут стрелять в гвардейцев, а те, кто тау ненавидели, могли и в гвардейцев пострелять… А солдатам 597-го, надо было со всем этим разбираться. И они с честью выполнили это задание. И по таким вот причинам, книги про Каина будут, как минимум, интереснее, условных книг про Гаунта, где Абнетт, честно говоря, даже не пытается рассказать, как бойцы «Первого-и-Единственного» оказались на том или ином ТВД…

Кадианцы там были показаны очень хорошо...
Кадианцы там были показаны очень хорошо...

Так вот, это я всё к чему? Это я к тому, что книга о том, как подразделение Гвардии, или Астартес, получившее задание, выдвинулась на позиции, нашла там врага, выполнила задание и вернулась на базу, почти не понеся при этом потерь – может быть вполне себе интересной. Если там будет сделан упор на раскрытие героев и персонажей, на их взаимоотношения и тому подобные вещи – это на самом деле, будет интересно читать. Кстати говоря, у некоторых авторов, всё же, такое получается. Вот, я только что дочитал «Кадия стоит». Казалось бы, в романе описана война за Кадию, не так ли? Но – война там описана грамотно, показаны именно люди, которых автор старается максимально полно и грамотно раскрыть. Например, генерал Грубер – такое типичный «Потрошиллинг», готовый ради выполнения задачи отправить на смерть тысячи своих солдат. Но, даже он меняется под действием харизмы Крида, даже он начинает вести себя, как положено настоящему командиру. И его беседа с комиссаром – показатель этого. И то, как Грубер принимает решение отвлечь на себя хаоситов, чтобы дать возможность кораблю уйти на Терру – тоже показатель того, что он – Настоящий Командир…

Опять же то, как правильно описывать боевые действия… Я как-то раз читал «наставления для фикрайтеров», на Фикбуке. Как раз, одна из глав была о том, как «живописать» эти самые боевые действия. И там было сказано, что не надо стараться описать всю битву – как правило ничего хорошего из этого не выйдет. Лучшим вариантом будет «разбить» битву на несколько стычек, которые можно будет описывать «от лица» персонажей, которые в них участвуют. И да, некоторые авторы, как мне кажется, всё же, стараются следовать этому правилу. Но, увы, лишь некоторые. Большая часть пишет именно по принципу «непонятно, кто на ком стоял».

Так что, с книгами по «Вахе», конечно, ситуация не самая простая. Конечно, те, кто пишут книги сейчас, вроде как стараются писать лучше, интереснее и грамотнее, и, конечно, это на самом деле радует…

Канал отчаянно нуждается в поддержке читателей. Стараюсь писать каждый день, но средств не хватает... Жизнь тут... дорогая.

Визитка для сбора денег — ЮMoney