Сначала питерский коллектив громко проехался по нескольким странам со спектаклем «Потерянное зеркальце», теперь снова гастролирует, но уже с концертами. А нам всё мало. Поэтому разузнали у Кирилла Иванова и Жени Борзых, что было, есть и ещё будет.
текст: Маша Т.
- Ребята, во-первых, хочу сказать вам огромное спасибо за «Потерянное зеркальце» — мы были на постановке в январе. Успели посмеяться, попеть и даже немножко поплакать. Сейчас у вас концертный тур, а что дальше будет со спектаклем?
Кирилл Иванов: Сейчас перерыв. На гастроли мы поедем в конце мая, потом летом и осенью. Просто спектакль изначально задумывался как штука, которая играется блоками. Надо же всех собрать. Ну, и невозможно бесконечное количество спектаклей подряд сыграть. Нужно иногда отдыхать.
- У вас Ереване выступление, а днём позже в Тбилиси целых два. «Отдыхать» — это поехать в тур с концертами, получается?
Кирилл: Ну, нам не надо отдыхать, а артистам надо.
Женя Борзых: Я дипломированный артист, между прочим!
- А как удалось в наше непростое время собрать команду артистов, которые живут сейчас в разных странах?
Женя: Мы не только участники этого проекта, но ещё и друзья. А собрать людей на то, что они хотят вместе делать, не так сложно. Не надо никого уговаривать, упрашивать. Наоборот, все стараются подстроить свои рабочие графики и дела, чтобы мы могли встретиться и заняться любимым делом.
Но технически сборкой людей занимаются два человека. А ещё один вместе с ними строит графики. Это большая команда людей, которая занимается как раз тем, чтобы всех собрать, а потом еще отвезти туда, где они живут. Но мы, артисты, этим не занимаемся.
- А где, кстати, все живут сейчас? Вы, я так понимаю, в Берлине, а остальные?
Кирилл: Мы осторожно говорим про других людей, потому что, как бы парадоксально это ни звучало, но даже обсуждение того, кто где находится, может быть иногда опасным. К тому же всех перечислить будет сложно. Кто-то на Кипре, кто-то в Москве, в Тбилиси, Бишкеке.
- Ого, как же вы репетировали?
Кирилл: У нас было два репетиционных блока. Один в Берлине, другой на Кипре. Все собирались в одном месте и работали очень интенсивно и в очень сжатые сроки. А параллельно с этим ещё много чего делалось — графика, например. Дальше у нас прошёл первый гастрольный блок, перед которым было пару дней, чтобы что-то повторить, собрать спектакли.
- Группа примерно так же работает перед туром?
Кирилл: Ну, типа того. Но у нас много концертов, так что мы хорошо друг друга чувствуем. А вообще, мы стараемся где-то долго вместе побыть вне концертов. Вот сейчас сочиняем новый альбом, и у нас будет несколько таких сессий. И работаем много по зуму.
- Чему посвящён концертный тур?
Кирилл: У нас вышли две новые песни.
Женя: Я узнала, это называется maxi single.
Кирилл: Да, это такой предвестник нашего нового альбома. Но вот в Тбилиси будут особенные концерты, потому что там живёт наш барабанщик, который оттуда не может уезжать. Каждый раз в Тбилиси вмы играем вместе с ним, и всегда получаются очень воодушевляющие концерты. Такие специальные выступления, которых мы ждём.
Женя: Как и всех выступлений мы очень ждём!
Кирилл: Как и всех выступлений ждём мы. Нас. Всегда.
- В Тбилиси у вас sold out уже.
Кирилл: Да, добавили второй концерт: ждём, что на него тоже все придут. Два выступления пройдут в один день: в 17-00 и в 20-00 в Sine Club. В прошлом году мы приезжали с альбомом «Ничего больше нет», и это грустная запись, мрачная. В ней есть ощущение какой-то безысходности. В этом году у нас другое настроение, мы хотим играть более воодушевляющие вещи.
Женя: В первую очередь воодушевляющие нас самих.
Кирилл: Да. И обычно такие вещи хорошо транслируются со сцены. Так что это будут концерты, лишенные безнадёги.
- То есть и новый альбом можно назвать воодушевляющим, может быть, радостным?
Кирилл: Даже не знаю ещё.
Женя: Во-первых, ещё нет какого-то определённого количества песен, собранных в альбом. Чтоб мы смотрели на него и думали: «Хм, а это воодушевляющая, по ходу, песня!» Пока что просто настрой на создание альбома такой.
При том даже в самых радостных записях моя ниша — это лиричное что-то, а ниша Кирилла наоборот — что-нибудь жизнеутверждающее долбануть. И этот альбом не исключение. Но наша грусть с оттенком надежды.
Это осознание и принятие того факта, что ты не единственный человек на планете, который сталкивается с трудностями. И, возможно, с взрослением их всё больше, возможно, они становятся более значимыми, но все через это проходят. И лучше делать это с верой, надеждой и радостью, чем с постоянным осознанием того, как сложно идти по жизни.
- Получается?
Женя: Всё зависит от того, как ты себя настроишь, Маш. У меня каждый день по-разному. Иногда просто всё ужасно... Иногда думаешь: «Класс! Я сделала, написала два слова на иностранном языке и отправила».
Кирилл: Возвращаясь к альбому — наверное, он такой bitter sweet. Ну и там много каких-то новых вещей. Мы со Стасом (Станислав Астахов, басист и саундпродюсер СБПЧ — прим.) много чего для себя сейчас открываем. Это сугубо музыкальные вещи, связанные с новыми синтезаторами, новыми возможностями, нашим пониманием музыки. И в этом смысле альбом ощущается как, может быть, более экспериментальный и одновременно с этим более естественно-песенный, что ли.
- Звучит интригующе.
Женя: Звучит как экспедиция.
- А когда планируется выход?
Кирилл: Мы точно не знаем, но, наверное, осенью. И тогда мы поедем на гастроли с новым альбомом, но это произойдёт уже в следующем году. Надо, чтобы люди его расслушали, привыкли.
- Давайте ещё немножко про «Зеркальце» поговорим? Я читала несколько интервью, но ни в одном не было сказано, кто придумал такие крутые костюмы. Кто?
Женя: Идея костюмов пришла в голову режиссёру Олегу Глушкову. А сделаны и додуманы они были Машей Левиной и Полиной Гречко. Но изначально именно у Олега было много мыслей, как это должно выглядеть. Ну, и у Кирилла немножко, и у меня.
Кирилл: Нет, у меня, пожалуй, не было идей особо. В смысле, это была совместная работа по придумыванию и довольно длительная, с кучей созвонов. Потому что мы понимали, что спектакль будет гастролировать, и мы не можем таскать за собой фуру. Поэтому у нас нет особо декораций, зато есть видео всё время на экране и вот такие костюмы. В итоге получилось 15 чемоданов.
Женя: Да, и спасибо за это можно сказать Маше и Полине, которые придумали, как всё так технологически сделать.
- Костюмы действительно потрясающие, для меня это отдельная и очень важная часть спектакля. Я почему-то думала, что вам с ними помогал Павел Пепперштейн.
Кирилл: Паша написал первоисточник, который мы потом переработали. И Паша нарисовал портреты персонажей, которые не появляются на сцене, но их показывает Зеркальце. Например, потенциальных женихов Веры.
Женя: И Игоря ещё.
- А кто придумал секретного персонажа Саши Гудкова, [тут мог бы быть спойлер, но не такие мы люди]?
Кирилл: Саша сам придумал, и дальше мы вместе стали героя развивать: сделали костюм, написали песню. Когда Саша просит нас что-то сочинить, он часто приносит референсы из мира поп-музыки нулевых. Я, к счастью, уже забыл как на этот раз называлась группа, но мы сели и стали переделывать трек в пронзительную песню неудачника, отверженного инди-музыканта. Нам очень понятны эти эмоции, поэтому песня сочинилась легко.
- …сказала группа, не раз признанная лучшей GQ и много кем ещё. А планируется ещё какой-нибудь спектакль?
Кирилл: Пока нет. Мы верим, что этот спектакль будет жить своей жизнью долго, лет пять, а то и сто пять.
Женя: Пока что много сил расходуется, чтобы его обжить. Мы постоянно что-то в нём модифицируем. Поэтому бросать силы на то, чтобы что-то новое выдумывать, даже не приходит в голову.
- А будет диск с песнями именно из спектакля? Ведь они отличаются по звучанию от аудиосказки.
Кирилл: Мы написали несколько новых песен для постановки, и вот их мы хотим записать и издать. Но нужен подходящий момент.
Женя: Да, вот будет сотый спектакль у нас.
Кирилл: Тысячный.
Женя: Пройдёт тысячный спектакль, и мы выпустим пластинку.
Кирилл: Да, есть такой план. А ещё мы сделали виниловую пластинку со сказкой. Давно мечтали сделать, и она получилась красивая. Будет продаваться онлайн, на наших концертах и спектаклях.
- Кирилл, ты в одном из интервью сказал, что терпеть не можешь назидательные произведения, и сказку вы старались сделать максимально не такой. Можешь поделиться произведениями, которые тебя в последнее время вдохновляли? Книжками, например.
Кирилл: Ну вот я сейчас прочитал книгу «Настройщик» Дэниела Мейсона и всем её горячо рекомендую. Она невероятная и рассказывает о путешествии настройщика фортепиано из Англии, откуда он никогда не выезжал, в Бирму. Это не совсем приключенческий плутовской роман, он с ощущением утерянного рая, которое герой испытывает, едва попав в новую страну. И «Зимний солдат» того же Мейсона очень классная книга, но ещё более грустная и страшная. Она про Первую мировую войну.
- Жень, а ты?
Женя: Я сейчас читаю очень классную книжку, которую мне посоветовал опять-таки Кирилл. «Террор» Дэна Симмонса. Моя подружка Маша смеётся, когда я говорю, что «в восторге от террора».
Я читаю эту книгу с наслаждением. Давно не испытывала чувства, когда обламываешься, отрываясь: вот надо интервью давать, а могла бы прочитать ещё пару глав. А из детских могу порекомендовать «Пакса» Сары Пеннипакер. Это история взросления мальчика и лисёнка. Невероятно трогательная и даже душераздирающая книга о дружбе, расставании, войне. Мы с сыном читали её вдвоем. я даже подумала, может, ему рановато испытывать такие чувства? Но жизнь не бесконечный праздник. И классно, что такие истории существуют. Это очень-очень крутая книжка.
График ближайших выступлений СБПЧ:
18/02 Тбилиси (два концерта)
22/03 Осло
24/03 Варшава
25/03 Прага
26/03 Берлин
28/03 Амстердам
29/03 Белград
30/03 Петровац (Черногория).
Билеты на концерты и спектакль «Потерянное зеркальце» можно купить тут: https://linktr.ee/sbp4