Родители уже Анфиске выговаривали, а той, как с гуся вода - смеётся и всех в обратный путь отсылает. Мол, как захочет сынок единственный и любимый, так и будет. Так Лёшка и до Вари дошёл! Но здесь у него другой интерес - жениться надумал! А у Вари жених в армии служит! Анфиске на это начхать!
Пришла к Пелагее, сына сватать, никакие доводы слушать не хочет. Или отдаёшь девку за Лексея моего, или так осрамлю её на всё село, что за много километров слава пойдёт. Дала месяц на раздумье, вот что хочешь делай!
Одни они с Варей на свете! Был бы муж, сыновья, встали бы на защиту. А ещё Алексей повадился к дому приходить. Сядет на скамейку, Варя и выходить боится! Пелагея к Анфиске пошла:
- Ты месяц дала на раздумье, что Лёшка ходит к нам каждый день?
Анфиса усмехнулась.
- Добро своё охраняет, чтобы не увёл никто!
- Убери сына от ворот, не доводи до греха, Анфиска! Я не побоялась внучку одна воспитывать, и тебя не побоюсь! Найду на вас управу, больно много о себе возомнила!
Наверное, мелькнуло что-то в глазах Пелагеи, неприятный холодок пробежал у Анфиски по спине.
- Ладно, скажу сыну, не будет ходить. А ты думай, не забывай, что я сказала!
- Не пугай! Тоже напугать могу! Ты знаешь, что жених у внучки есть, она и решать будет. А по мне - так твоему Лексею бабу с детьми надо, а не девчонку невинную! Нашлись тут - пугает ещё!
Сверкнули глазами друг на друга и разошлись! Анфиса криво усмехнулась, уходя, а Пелагея за голову схватилась - что делать, как внучку спасать? К кому обращаться? Игната в армии не стоит беспокоить - дел таких понаделать может, что всю жизнь себе испортит!
Оставалась только мать! Не верила Пелагея, что Катерина ей чем-то помочь сможет, но другого выбора не было у неё. Адрес она знала, Катерина не скрывала его, когда переводы присылала. Но как? Письмом долго, а по другому - не знает как! Телефона нет.
Соседка подсказала позвонить в почтовое отделение, откуда переводы идут. Посёлок там небольшой, все друг друга знают. Пелагея так и сделала! Через несколько дней дочь позвонила на её телефон. Всё рассказала Пелагея! Катерина Анфиску знала, как облупленную, в одной деревне росли.
Это последнее время Катерина свой характер сдерживала, но раньше бойкой была, ни кому не уступала. И подозревала Пелагея - что-то произошло между её дочерью и Анфисой, по молодости, за что Анфиса обязана Катерине. Что именно, не знала Пелагея, но что-то серьёзное, о чём не говорили они никогда, но помнили и на этот "долг" рассчитывала Пелагея. Катерина выслушала мать:
- Мама, я ничем, кроме денег помочь дочери не могла, и то, не слишком большие это деньги. Рада я, что смогу помочь ей в другом! Жди нас, приедем!
- С кем приедешь?
- Увидишь, мама! Сейчас долго объяснять.
Через неделю приехала Катерина. С ней трое мужчин, как говорится - косая сажень в плечах!
- Знакомься, мама! Это Михаил, мой муж. А это его племянники. Он один их воспитывал, потом мы.
- А...?
- Ты хочешь про Николая спросить? Михаил знает про него, не переживай. Да, уехали мы тогда вместе, жить стали неплохо, не пили. Но от прошлой жизни болезнь нехорошая прицепилась к Николаю, так и сгорел. Два года лишь пожил нормально! Благодарна я ему! А с Михаилом уже позже мы познакомились. Сначала хотела я дочь забрать, но поняла, что останешься ты одна, поэтому ничего менять не стала.
- Ты правильно сделала, дочка! Не отдала бы я Вареньку, да и она уже большенькая была, вряд ли согласилась. Ну ладно, прошу вас в дом, проходите! Рада, что приехали.
- Завтра сходим к Анфисе. Думаю, что после нашего с ней разговора всё решится. Только, мама - прошу не спрашивай, столько лет я молчала и сейчас ничего не скажу. Это только наше дело, моё и Анфисы! Надеюсь, что не забыла она своё обещание!
- Хорошо, дочка! Не буду спрашивать, не моё это дело. Мне лишь бы от Вареньки они отстали, постылые!
На следующий день Катерина отправилась к Анфисе. Та не ожидала её увидеть, рот открыла и на лавку плюхнулась.
- Вижу, подруга, что рада ты мне! Очень рада!
- Конечно, Катюша, давно ведь не виделись!
- И ещё бы столько же не виделись, если бы ты подлость сотворить не задумала!
- Что ты, Катя, что ты! Да я никогда...
- Что? Думала, что сгинула я, спилась совсем и тебе всё можно? Матери моей угрожать вздумала! Ловеласу своему, на котором пробу негде ставить, дочку мою сватать вздумала? Для твоего хлыща мама моя в одиночку Варю растила? Что скажешь? Не ожидала, что я появлюсь? Не думала я, что ты такой неблагодарной под@кой окажешься!
- Катюша, прости! Бес попутал! Все мозги Лёшка вынес - сосватай мне Варю и всё!
- А по человечески посватать нельзя было? Хотя понимала ты, что не получится по хорошему, никогда бы мамка не согласилась отдать внучку за твоего сына, да и Варя не согласилась бы. Жених тем более есть у неё. И что делать теперь будем? Миром решим или не получится? Ты же знаешь, что в итоге будет? Я же могу и сюда переехать! Я перед своей дочерью вину знаю, теперь мне и исправлять её, всё сделаю, но не позволю тебе жизнь дочери загубить!
Анфиса помолчала, вздохнула:
- Отступлюсь я, Катя! Ты прости меня.
- Не только ты отступишься, а чтобы Алексей даже близко к дому не подходил. Племянники мужа останутся здесь, поживут чуток, ты уж прости, но доверия тебе мало! Не дай бог, хоть волосок с головы дочери упадёт - и за это ответишь, и за прошлое!
- Поняла я, Катя, поняла! Алексея отправлю куда - нибудь, пусть живёт своей жизнью, надоело мне за него выслушивать!
- Вот! Сама ведь понимаешь, что твой сын из себя представляет! Разве ж ему такую девушку в жёны отдавать? Баб одиноких много, найдёт себе ровню! Смотри, Анфыиса, я предупредила.
Ранним утром следующего дня из дома Анфисы вышел мужчина с рюкзаком за плечами и быстрым шагом пошёл в сторону трассы. Пелагея видела, как прошёл Алексей мимо их дома, даже не взглянув на окна. Перекрестилась и облегчённо вздохнула.