В этой статье я попытаюсь рассказать о 8 смертных грехах или страстях в православном вероучении. Их знание поможет не попасть в ловушки соблазнов, которые с ними связаны и осознать их опасность воздействия на нашу жизнь.
Первой страстью является чревоугодие, которое проявляется в излишестве в пище и в вине. Святые отцы по поводу этой страсти говорили, что в еде необходимо соблюдать умеренность и разумность, а не совсем отказываться от пищи и питья, так как полный отказ также вреден, как и излишества. Еще святые отцы Церкви говорят нам о том, что сдерживание плоти является необходимым условием, для тех, кто хочет начать свой путь борьбы со страстями, так как из чревоугодия происходит следующий грех - блуда, а само чревоугодие порождает бесчувственность к другим людям.
Второй страстью является любодеяние, которое проявляется похотью, нарушением чистоты тела и души. Под блудом понимается желание плотских удовольствий и их исполнение. Святитель Василий Великий говорил по поводу этой страсти то, что мало не прелюбодействовать с женщиной, но нужно еще и отказаться от блудных помыслов и мечтаний, так как они и подталкивают нас на совершение греха. Так же стоит помнить, что блудная страсть порождает гнев.
Третьей страстью является сребролюбие, которое проявляется в любови к деньгам и богатству, в желании роскошной жизни, в желании стать богатым и иметь дорогие вещи. Так сребролюбие порождает жадность, корыстолюбие, скупость и алчность, а так же немилосердие. Святитель Иоанн Златоуст говорил нам, что те кто живет в роскоши, всегда заболевают тяжкими болезнями. Грех сребролюбия так же может порождать в нас страсть гнева.
Четвертой страстью является гнев, который проявляется раздражительностью, вспыльчивостью и собственно гневом и яростью. Гнев сеет вражду между людьми и как и остальные страсти удаляет нас от Бога. Святые отцы говорят нам, что все сделанное во гневе, не бывает благоразумным. Гнев порождает памятозлобие, клевету и зависть. Так же святые говорят, что единственный гнев, который мы можем иметь - это гнев на дьявола и гнев на наши грехи.
Пятой страстью является печаль. Но не та печаль которая появляется в нас после раскаяния и осознания своей греховности и смертности, а та которая проявляется в неверии в Бога, в неверии в людям и в их обещания, в малодушии, в нетерпении и в неблагодарности Богу за Его благодеяния и в ропоте на свою судьбу. Нужно понимать, что печаль рождается от каких-либо внешних жизненных обстоятельств. Святые отцы говорят нам, что необходимо удалять от себя дух печали, так как печаль является сестрой гнева и сомнений.
Шестой страстью по учению отцов Церкви является уныние, которое может проявляться в ленности к добрым делам и к молитве. Причины уныния всегда внутренние, в отличии от печали. Уныние это расслабление души, которое вызывает нечувствие к другим людям, непослушание Богу и лень. Человек находящийся в унынии много спит, а ум его дряхлеет. Преподобный Исаак Сирин говорил, что уныние рождается от безделья и чревоугодия.
Седьмой страстью является тщеславие, которое проявляется в жажде похвалы от людей, в хвастовстве, в сокрытие грехов перед священниками, а так же лукавством и лестью. Святые отцы говорят нам, что любовь к тщеславию рождает ложь. Так же нужно помнить, что эта страсть порождает гордость.
И наконец, восьмой страстью является гордыня, которая проявляется в презрении к другим людям и к Богу. Еще гордость порождает греховные помыслы, лицемерие, осуждение, блуд и гнев, а так же страх и боязливость. Так же святые отцы говорят, что гордость есть начало и причина всех грехов. Если тщеславный человек ищет похвалы от других, то гордый уже считает, что другие слишком глупы, чтобы по достоинству оценить его. И в конце концов, гордый человек считает себя более премудрым чем Господь и тем самым отпадает от Него.
Из этих страстей мы можем сделать вывод о том, что чревоугодие является отправной точкой всех страстей в человеке и является как бы их корнем. Можно составить следующую цепочку грехов:
- Чревоугодие рождает блуд
- Блуд рождает сребролюбие
- Сребролюбие рождает гнев
- Гнев рождает печаль
- Печаль рождает уныние
- Уныние рождает тщеславие
- Тщеславие рождает гордыню, которая так же по святоотеческому учению является первой страстью и источником, так как мы знаем, что сатана пал именно от этой нее.
Спасибо за то, что дочитали статью до конца! Если она была вам интересна и полезна, пожалуйста поставьте лайк или напишите комментарий, это очень поможет развитию каналу!