Сегодня мы продолжаем читать расшифровку очень важного доклада дипломата, ученого и политика Николая Платошкина. Он разоблачил высказывания Путина, который любит говорить о том, как нас США и их партнеры нас все время "обманывали", "обводили вокруг пальца" и "посылали подальше". По словам Платошкина, ничего подобного не было даже при Горбачеве больших успехов, чем сейчас!
Первую часть читайте здесь:
А мы продолжаем:
"К моменту распада Советского Союза – опять-таки это был 90-й год, – нам удалось вообще эпохальное достижение в области нашей безопасности.
Итак, май 1990 года. Варшавского договора уже нет. И мы понимаем, что бывшие социалистические страны наверняка пойдут на ту сторону. Так мы добились важнейшего договора, который сейчас не действует, к сожалению. Это так называемый договор ДОВСЕ. Об ограничении обычных сил и вооружений в Европе. Это был просто гениальный наш шаг, и вы сейчас поймете, почему.
Если идет речь о расширении НАТО и продвижении НАТО на восток. Юридически это что означает? Какая-то страна заявляет: мы хотим в НАТО. И принимают, все отлично. Но для нас-то, согласитесь, важно совсем другое. Для нас главное – появятся ли на территории этой новой страны НАТО оружие, которое будет угрожать нам. Так вот, в этом договоре с ДОВСЕ 1990 года для ВСЕХ стран Европы, включая, кстати, Украину, Белоруссию, и западные области России (до Уральских гор). Ни Сибирь, ни Дальний Восток этот договор не затрагивал. По этому договору каждая из стран Европы получила юридически обязательные потолки по танкам, бронированным боевым машинам, крупно-ствольной артиллерии свыше 100 мм, боевым вертолетам и самолетам.
Что означал потолок? Например, четко в договоре было написано:
Венгрия – не важно, входит она в НАТО или нет – должна иметь, например, не больше 200 танков. Это что означало? Если бы венгры заявили: «мы хотим иметь американскую базу у себя на территории, где будет 100 танков». Тогда свои 100 надо уничтожить! Потому что общий лимит – 200. Понимаете? Таким договором советская дипломатия лишила расширение НАТО главной составляющей: наращивания крупных обычных вооруженных сил у наших границ. И этот договор предусматривал инспекции в течение 24 часов!
То есть советская, а позднее российская сторона могла сказать: «мы хотим проверить, уважаемые венгры, что у вас на этой базе 100 танков, а не 120. Мы присылали уведомление, что хотим посетить эту базу, и течение 24 часов они должны были нам доступ предоставить. Такие же права были и у самих венгров по инспекции наших объектов, но только – еще раз – до Уральских гор! Например, в Европе Советский Союз или Россия могут иметь по договору не более, предположим, 7 000 танков. Так наша страна могла танки сверх лимита не уничтожать, а перевести, например, в Омск. Они могли там стоять, и в случае чего, мы могли бы их обратно в Европейскую часть России перебросить. У европейских стран, как вы понимаете, такого тыла нет.
Но к сожалению мы этот договор уже в 2000-е годы не сохранили. А он был! И он все 90-е годы действовал. Это означало, что любое расширение НАТО военного смысла для нас особого не несло.
Но и это еще не все. В 1996 году – казалось бы, максимальный развал, у нас все плохо, малиновые пиджаки, люди челночат, роются в мусорных баках, на предприятиях зарплату не платят – все это было. Но нашей дипломатии удалось заключить с НАТО договор, который, правда, называется «Основополагающий акт Россия-НАТО», подписанный в Париже, но это договор, юридически обязанный. Тогда они не гнушались вести с нами переговоры. Германия уже была единой, и тогда там у них встал вопрос – Польша, Венгрия и Чехия тоже хотели в НАТО. Но мы сказали: «давайте мы с вами поговорим на этот счет». И они говорили! В отличие от сегодняшнего дня, они тогда, в 1996-м, не утверждали: «а почему мы с вами обязаны разговаривать?» и мы вели переговоры, которые были достаточно жесткими.
И мы добились абсолютно того же самого, что с Германией: на территории присоединенных к НАТО стран запрещено размещать оружие массового поражения и иностранные военные базы. Но это касалось только названных трех стран. А вот потом, уже в 2000-е годы, были еще расширения НАТО, но почему-то с нами никто не говорил об условиях этих расширений. И самое главное – мне не известно, а мы-то, собственно говоря, этого требовали или нет? При Ельцине – действительно требовали. И они были вынуждены пойти нам на уступки. Хотя в общем говоря, с точки зрения международного права, могли бы этого и не делать. Они бы могли сказать: «а чего вы вообще лезете? Хочет Венгрия вступить в НАТО – это ее дело, вы-то тут причем?» И видите, у нас тогда в 90-е годы была двойная гарантия: у новых членов НАТО действовали потолки на обычные виды вооружений, не связанные с НАТО никак, по договору ДОВСЕ. И плюс еще по договору Россия-НАТО 1996 года там же запрещалось размещение ядерного оружия.
Вступила, допустим, Венгрия в НАТО. Но танков там не прибавилось, БМП не прибавилось, самолетов не прибавилось. И самое главное – никакого чужого ядерного оружия не появилось – а у Венгрии его, как вы понимаете, отродясь и не было.
Вот это все – еще раз повторю – не разговоры, это все было сделано и советской и российской дипломатией в самые, казалось бы, неблагоприятные года. Когда можно было предположить, что наше мнение особо никому не интересно. Но это было. Все остальные мифы – кто-то кому-то что-то обещал, но не зафиксировал – это все чушь. Но то, что было зафиксировано на бумаге – многое действует по сей день.
Какой главный выход из ситуации? Мы можем сколько угодно ныть, что НАТО расширяется. Но только при Советском Союзе в НАТО было 16 стран, а сейчас то ли 32, то ли 31, то есть в 2 раза больше! Почему? А потому что в Европе при Советской власти у нас были свои союзники. И было два военных союза – их и наш. И наш еще был посильнее! И тогда не НАТО стояло в 100 километрах от Ленинграда, а советские войска стояли в 200 километрах от Гамбурга! Ситуация была другая именно потому, что у СССР было много союзников, много друзей. И поэтому НАТО могло думать о расширении для себя только в каких-то кошмарных, видимо, снах, потому что никакого пространства для этого расширения не было!
Потому что Советский лагерь занимал 40% всего мира и почти половину мировой экономики. И боялись они совсем другого: они боялись нашего расширения! Которое проходило каждый год, за счет присоединения к Советскому Союзу новых стран.
Соотношение сил и тогда менялось. Только это было расширение социализма! Причем не на западном только направлении, а по всем азимутам – от Кубы до Вьетнама. Потому что наш образ жизни казался многим народам правильным. И таковым он и был!"
Друзья, а вы как думаете, почему при Путине нас все время обманывали? Напишите свое мнение в комментарии.
Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые выпуски. До новых встреч!