Найти тему
Ready Steady Go

Полеты Группы Б: Вершины Ралли Гонок и Внедорожного Экстрима!

Оглавление

Когда-нибудь слышали о чемпионате мира по ралли в группе Б? Это было нечто захватывающее, что взорвало мир автогонок. Эксперты автомобильных гонок в один голос утверждают: это лучшее, что когда-либо происходило на трассах. Готовы ли вы погрузиться в мир мощных моторов, передовых технологий и безумных приключений?

Давайте вместе освежим в памяти те времена, когда машины были не просто автомобилями, а творениями искусства на колесах. Забудьте о времени, потому что мы сейчас отправимся в прошлое, чтобы взглянуть на те чудеса инженерии, которые буквально дышали огнем и адреналином. Эти машины были созданы для безумных гонок по бездорожью, и они прокладывали свой путь к будущему автомобилестроения.

Хотя четыре десятилетия прошли с момента последнего ралли в группе Б, воспоминания об этом времени всё еще остаются как вихрь страсти в истории автоспорта. Сегодня самое время окунуться в атмосферу тех головокружительных соревнований и вспомнить некоторые из самых значимых автомобилей, которые стали легендами этого золотого века гонок. Приготовьтесь к адреналиновому взрыву прошлого, который оставил свой след в современном автоспорте!

Историческая справка

Начнем с не большой исторической справки. В конце 1970-х годов ралли стало довольно скучным мероприятием. Устаревшие технические правила не позволяли разработчикам создавать все более мощные и технологичные автомобили. Долгое время мощность двигателей была ограничена до 250 л.с. И поскольку правила становились всё строже, некоторые марки решили прекратить свое участие в ралли.

В свете сложившейся ситуации Международная автомобильная федерация решила изменить технические правила. Было принято решение ввести новый класс, который позволил бы дизайнерам и инженерам полностью раскрыть свой потенциал при создании раллийных автомобилей, при условии, что они соответствуют требованиям омологации. Это означало, что не было никаких ограничений в мощности двигателя, крутящем моменте или уровне надува, а также никаких ограничений на типы материалов, которые могли использоваться. Именно такая формула привела к созданию класса супермощных и чрезвычайно легких гоночных автомобилей с невероятно высоким соотношением мощности к весу. Минимальный вес, требуемый для участия автомобиля в группе Б, составлял всего 890 кг, что привело к выпуску не очень прочных автомобилей, не слишком безопасных для гонок.

В начале становления гонок мощность автомобилей группы Б составляла около 250-300 л.с., но уже модернизированные болиды демонстрировали от 400 до 600 л.с., причем многие из этих показателей, вероятно, были занижены.

-2

Стартовала золотая эра ралли. Она началась в 1982 году, а завершилась всего через четыре года. Несмотря на то, что это продолжалось всего несколько лет, эпоха группы Б до сих пор считается одним из самых значимых и легендарных периодов в истории автоспорта.

Что, собственно, представляли из себя соревнования? Гонки группы Б проводились на узких трассах с твердым и грунтовым покрытием, выделяющихся своей высокой сложностью, большими перепадами высот и пересеченной местностью, на которой постоянно собирались толпы зрителей. Автомобили, на которых выступали самые отважные гонщики планеты, были практически неограниченными в своих возможностях.

Кто считается прародителем

В регламент раллийных гонок группа Б официально стартовала в 1983 году, и первым автомобилем, созданным в соответствии с новейшим техническим регламентом, стал Лянча 037. Он был разработан на основе Лянчи Бета Монте-Карло, однако весь автомобиль был полностью переработан как внутри, так и снаружи. Лянча 037 был создан исключительно для господства в мире ралли. Автомобиль получился вполне революционным. Он состоял из пространственной рамы, которая была обшита композитными блоками. Мощности авто предавал расположенный в центре компрессорный двухлитровый двигатель, в 345 лошадиных сил, и задний привод. Автомобиль поражал экспертов своей идеальной сбалансированностью и гармонией. Среднемоторная компоновка обеспечивала идеальное распределение веса, а двигатель обеспечивал присутствие момента практически на всех оборотах. При весе 960 килограмм он обладал невероятной для того времени динамикой, особенно учитывая его мощность. Первую викторию коллектив Лянча добыл в 1983 году на ралли Монте-Карло. Однако в условиях растущей мощности монопривод не позволял итальянской команде состязаться наравне с "зубилами" Ауди Кватро, которые были лучше в любом повороте трассы. Несмотря на заднеприводную компоновку, быстро теряющую свое доминирование в группе благодаря Audi, которая быстро стала определяющей силой, Лянча 037 все равно оставалась конкурентоспособной до конца этой эры, благодаря нескольким модификациям автомобиля.

-3

О легендарных автомобилях серии Б

Далее моя статья будет о других легендарных автомобилях, которые участвовали в этих соревнованиях.

Идея полноприводных седанов и спорткупе, которая в наше время уже стала обыденной, вызывала недоумение у многих в начале 80-х. Но не у всех...

После того, как один из инженеров Audi прокатился по бездорожью на армейском Фольцваген Илтис. Ему пришла идея о создании полноприводного автомобиля для ралли.

VW ILTIS
VW ILTIS

Несмотря на сомнения, прагматичные представители руководства Ауди поддались давлению инженеров. Результаты появились почти сразу же. В 1980 году машина Ауди Кватро, пилотируемая Ханной Микола, смогла опередить своих соперников на 9 минут в зачете.

-5

Ауди продолжила разработку своей линейки полноприводных автомобилей Кватро, и их автомобиль значительно отличался от Лянчи. Полноприводная система, переднемоторное расположение пятицилиндрового турбированного двигателя и несущий стальной кузов вместо пространственной рамы из труб. Такие отличия были у конкурентов.

У Ауди были некоторые недостатки. Например, плохая развесовка из-за перегруженной передней части автомобиля. Так же ужасная тяга двигателя на низких оборотах и вес в 1200 кг. И всё же несмотря на это, полный привод сводил все эти недочёты на нет.

В то время, когда все глаза мира были прикованы к экзотическим болидам от Лянча и Ауди, конкуренты не сидели сложа руки. Они усидчиво изучали ошибки и успехи старших товарищей, внимательно настраивая свои гоночные машины для участия в ралли.

В 1982 году французские автомобилестроители представили своё новое творение - Пежо 205 ТИ 16. И если сравнить его с обычной версией, то можно было увидеть лишь несколько различий, таких как фары и дверные ручки. Пежо, взглянув на автомобиль от Лянча, сделал ставку на его раму и расположение силового агрегата, заимствуя полный привод от Ауди. 1.8-литровый турбированный мотор давал неплохие 340 л.с. Несмотря на небольшой вес машины и полный привод, команда не могла достичь большого успеха.

-6

Однако в 1985 году произошел настоящий прорыв, когда появился Пежо 205 ТИ16 Эволюшен 2. И в отличие от прародителя, новая машина стала легче, а его кузов получил повышенную жесткость. Новый турбинный двигатель развивал мощность в 450 л.с., а обвес избавил авто от любых привязок к обычной машине. Пежо 205 Ти16 за 3 года участия в ралли стал 16 раз победителем отдельных этапов, принеся команде по две победы в абсолютном зачете и в командном соревновании.

Финал соревнований в группе Б

Конечно, в настоящее время нельзя удивить автомобилем в 600 лошадиных сил. Однако ранее, когда не было современной электроники, пилотам требовалось особое мастерство и самообладание. Они должны были ловко управлять рулевым колесом и педалью акселератора, а также справляться с огромными скоростями и узкими коридорами, полными адреналиновых болельщиков.

Страшная авария произошла в 1985 году на одном из этапов автогонок, Аттилио Беттега погиб на своей машине Лянча. В следующем году произошел еще один трагический инцидент. На ралли Португалии машина команды Форд ЭрЭс200 на большой скорости въехала в зрителей. В аварии погибли три человека, а десятки получили ранения. Для Лянча и всего автоспорта наступил в мае того же года черный день. На горном участке ралли Корсики, лидер гонки, машина экипажа Лянча с Хенри Тойвоненом и Серджио Кресто на борту, не удержалась на дороге и упала в пропасть. Машина несколько раз столкнулась со скалами и деревьями и в итоге произошел взрыв. Экипаж не смог выбраться из автомобиля. Поскольку трагедия случилась в месте, где не было свидетелей, расследованию не получилось установить причины инцидента. Оставив только каркас автомобиль сгорел полностью с гонщиками.

-7

По итогам этих трагедий чемпионат покинули Форд и Ауди. Международная Автомобильная Федерация запретила проведение автогонок в группе Б в конце 1986 года.

Что делают с автомобилем, для участия в профессиональных соревнованиях

Однако в 2017 году чемпионат мира по ралли вновь стал полон интриги, благодаря новому техническому регламенту. Организаторы решили увеличить скорость машин и придать им более агрессивный внешний вид, который напоминает группу Б, что вызывает восторг среди фанатов.

Какова же должна быть машина для участия в современных ралли гонках? Кузов – это единственное, что связывает раллийные автомобили с их серийными собратьями. Правила требуют использования серийных кузовов длиной не менее 3900 мм, поэтому все производители выбрали хэтчбеки класса Б. И, если у вас в гараже пылиться КИА Рио, то есть смысл задуматься о карьере гонщика. Однако учтите вам придётся много потрудиться над доработками. В целях аэродинамики передний свес автомобиля может увеличиваться на 60 мм, а диффузор может выступать за пределы заднего бампера на 50 мм. Рекомендую проверить сначала наличие диффузора на Рио, а уже потом его мерить. Ширина автомобиля ограничена 1875 мм, что на 55 больше, чем в предыдущем поколении раллийных автомобилей. Тут даже не берите рулетку, знайте ваша КИА в параметрах. Заднее крыло также увеличено на 55 мм в ширину и может выступать на 30 мм за пределы кузова. При этом профиль крыла строго регламентирован. Совет, шпаклевки для профиля покупать надо много. А вот минимальная масса автомобиля была уменьшена. В снаряженном состоянии до 1190 кг. В полном снаряжении с пилотом и штурманом она не должна превышать 1275 кг. Поэтому собаку с приборной панели и вонючку придётся оставить в гараже и это я не о штурмане.

Увеличение ширины автомобиля способствует наращиванию количества боковых элементов, способных поглощать удары. Ширина также дает объем специальной деформируемой пены, которой заполняются двери – теперь он составляет 95 литров. Настоящие мужики позавидуют такой заначке от жены.

Сейчас все производители используют специальные гоночные моторы. Теперь в ралли применяются 1,6-литровые рядные 4-цилиндровые двигатели с турбонаддувом и непосредственным впрыском топлива. Не правда ли что очень быстро лопнула мечта стать настоящим раллийным пилотом?

В 2017 году диаметр ограничителя потока газа или жидкости был увеличен с 33 до 36 мм, что повысило мощность двигателей с 310 до 380 л.с. Но считается, что реальные цифры у «реальной тачки» на 10-20 л.с. выше. Максимальное давление наддува осталось неизменным – 2,5 бара, поэтому максимальный крутящий момент двигателей составляет около 450 Ньютон-метров. Максимальная частота вращения коленчатого вала ограничена 8500 об/мин.

Про разновидности соревнований

Существуют два основных вида современных автомобильных гонок.

Первый – ралли на специальных трассах, которые оборудованы для проведения соревнований.

Второй – это гонки на простых дорогах, которые обладают своей природной сложностью.

Так же имеются и свои подвиды у этих соревнований.

Есть, например любительское ралли. Это гонка на открытых участках дороги, с дополнительными этапами на которых проходят соревнования. Главным фактором в любительском ралли является время, прохождения участка. Скорость автомобиля будет основным фактором в этом виде.

Клубное ралли представляет собой соревнование на закрытых участках трассы, в которой могут участвовать как серийные автомобили, так и модифицированные.

Компактные соревнования. Заезды на коротких дистанциях со сложными подъемами в гору и спусками на различных типах покрытия.

Ралли-рейд
Ралли-рейд

Ралли-рейд – это продолжительные по времени гонки со скоростными рубежами. Ралли проходят через несколько стран. И в соревновании участвуют мотоциклы, квадроциклы и грузовики.

Ралли-марафон – уже трансконтинентальные соревнования для профессионалов и любителей гонок, где цель – проходить участки за минимальное время.

Самые громкие истории аварий

А теперь я покажу вам самые громкие истории аварий на раллийных соревнованиях.

Колин Макрей — историческая фигура в мире гонок на автомобилях. Он стал чемпионом Дабл Ю Эр Си и вошел в историю благодаря самой известной серии компьютерных игр о ралли. Болельщики его называли "Мистер Педаль в пол".

Колин Макрей
Колин Макрей

Во время ралли на Корсике в 2000 году, Колин атаковал на максимальной скорости каждый поворот. На одном из склонов он неправильно рассчитал маневр, стараясь выбрать самую короткую траекторию. Экипаж поднялся в воздух и улетел в пропасть.

К счастью, деревья смягчили удар. И хотя машина оказалась перевернутой, гонщик и штурман получили только легкие ушибы.

Следующий кадр об аварии, которая произошла с Петером Сольбергом - легендой мирового ралли из Норвегии и чемпионом Дабл Ю Эр Си.

-10

На ралли в Финляндии в 2000 году произошел инцидент, который стоил ему почти жизни. После поворота с трамплином он потерял контроль над машиной и вылетел в насыпь рядом с трассой. Машина с огромной скоростью перевернулась несколько раз, ударилась о дерево и оказалась на крыше возле озера. Самому Сольбергу пришлось находиться в заблокированной кабине. Он потерял сознание в первые секунды.

Болельщики, находившиеся рядом со трассой, кинулись на помощь Петеру, подняли машину и помогли гонщику выбраться. Оказалось, что машина пробила дерево рядом с головой Сольберга, и он получил сотрясение мозга. Немногим больше сантиметров, и мы бы может быть никогда не увидели чемпиона на Субару.

А вот кадр об автокатастрофе, которая произошла с Франсуа Делакуром. Известным раллийным гонщиком из Франции, победителем этапов Дабл Ю Эр Си 1993 и 1994 годов.

-11

Ралли Австралии в 2001 году Франсуа атаковал вместе со штурманом Даниэлем Граталупом. На 22-м километре Делакур не справился с амплитудой заноса, задел задней частью машины насыпь и влетел в дерево. Несколько тяжелых веток пронзили автомобиль и деформировали его, а также нанесли серьезные травмы Граталупу.

Спасение Франсуа пришло от его товарища по команде Колина Макрея, который вызвал медицинскую помощь.

Штурман получил ушиб грудной клетки и сломал несколько ребер, что вызывало проблемы с дыханием. Благодаря оперативной госпитализации жизни Делакура удалось спасти, хотя ситуация могла закончиться гораздо хуже, если бы дерево пробило машину по-другому или медицинская помощь не пришла вовремя.

Еще одной легендой ралли был четырехкратный чемпион Дабл Ю Эр Си Томми Мяккинен. Финский пилот был обладателем множества рекордов.

2002 год оказался последним в спортивной карьере для Мяккинена. Он заменил тогдашнего чемпиона Ричарда Бернса в команде Субару. Судьба распорядилась так, что одно из самых серьезных происшествий в его карьере произошло именно в этом сезоне.

-12

Мяккинен мчался на ралли в Аргентине, когда на его пути возникла кочка. Эта авария стала легендарной, так как некоторые журналисты утверждали, что Мяккинен установил "антирекорд" по числу сальто во время одного инцидента.

Хотя произошло это очень зрелищно, но главное, что никто не пострадал, хотя сам Мяккинен изначально не мог вспомнить, где находится. Но память вернулась к нему, и на плохо связанном финско-английском языке он сказал, что это одна из самых глупых аварий в его карьере, потому что он прекрасно помнил поворот, но почему-то машина проскользнула больше, чем обычно.

Еще один финский гонщик. Яри-Матти Латвала хотя так и не стал чемпионом, но у него множество побед на этапах Дабл Ю Эр Си, что сделало его одним из лучших раллийных пилотов авто в мире.

-13

Авария на ралли в Португалии в 2009 году была просто ужасной, и для ее описания не требуется излишней драматизации. Яри-Матти задел насыпь, и машина перевернулась, вылетев за пределы безопасности трассы. 17 перекатов через свою ось, множество сильных ударов и, наконец, машина остановилась внизу пропасти.

При схожих авариях 20 лет назад, пилоты зачастую погибали, потому что бак и системы безопасности не выдерживали такие происшествия. В данном случае главное, что экипаж остался жив, несмотря на многочисленные ушибы и травмы.

Заключение

Завершить мою статью хочу мыслью о том, что в мире раллийных гонок каждая трасса становится холстом, а каждый автомобиль – кистью в руках художника адреналинового искусства. Здесь асфальт уступает место бескрайним бездорожьям, а гонщики танцуют со скоростью, словно виртуозы, под музыку адреналиновых волн. Ралли – это не просто гонки, это волшебное путешествие по границам возможностей автомобилей и мастерства гонщиков. Эти гонки – не просто соревнования, это поистине безумное и неповторимое искусство скорости и мастерства!