Найти тему
Сделать "невозможное"

Как не попасть в зависимость?

Самая распространенная причина всех человеческих бед - это физическая или психологическая зависимость от чего либо или от кого либо. Основные виды зависимостей, как всем наверное известно, это курение, алкогольная зависимость, наркотическая зависимость и психологическая зависимость от другого человека (будь то любимый человек или доктор - психоаналитик). Более лайтовые варианты зависимостей встречаются практически повсеместно : зависимость от мобильного телефона, зависимость от телевизора, зависимость от интернета (в целом), зависимость от социальных сетей и т.д. Так называемых "лёгких" зависимостей, мы практически не замечаем, уж слишком они приблизились к вариантам нормы. Тем не менее, являясь именно нездоровыми аспектами жизни, такие зависимости могут превратить жизнь человека в череду бессмысленных действий.

Простой пример: мальчик 8-10 летнего возраста страстно увлекается какой-то игрой на телефоне. Собственно говоря, что в этом плохого? В общем-то увлечение виртуальными играми не несёт значительной опасности для качества и событийной наполненности жизни человека, если таковое увлечение не перерастает в разряд мании или, говоря другими словами, зависимости.

Где же грань между невинной "игрой в свободное время" и страшной зависимостью, способной опустошить жизнь человека?

Очевидно, что явной грани здесь нет, всё индивидуально. Однако существует ряд признаков, говорящих о том, что человек впал в зависимость. Например, говоря о 8-10 летнем мальчике (мы рассматриваем его жизнь не статично, в какой - то конкретной точке, а в динамике на протяжении нескольких лет) , таковыми "симптомами" будет:

1. Регулярность игр: каждый день, в любую свободную минуту, при первой же возможности.

2. Ориентация жизненных интересов на игру. В случае именно зависимости, мальчик постоянно думает об игре, выполняя остальные действия в автоматическом режиме, без интересно, как бы отбывая повинность перед возвращением в игру. В данном случае, парень вполне может неплохо учиться, ходить в несколько секций, иметь друзей и даже общаться с девочкой, но всё это будет второстепенно, основным интересом выступает игра, прогресс игры, её результаты.

3. Построение планов на дальнейшее развитие (прогресс) игры как чего-то очень важного, по аналоги с планами на жизнь. При этом на планирование реальной жизни зачастую отправляется на второй план. Таким образом происходит подмена ценностей - реальные жизненные ценности (семья, здоровье, образование, развитие и т.д.) становятся менее важными, чем ценности виртуальные (прогресс в игре), что в конечном итоге может привести к расстройству личности, значительному ухудшению психологического состояния ребёнка (как в данном случае или человека, если рассматривать ситуацию более широко).

Что же делать с такой зависимостью?

Как и при любой любой зависимости важно сделать следующее:

1. Показать негативные примеры зависимых людей, которые из-за своей пагубной "привычки" испортили себе жизнь. Если подумать, практически у всех в окружении встречается хотя бы один куряка, пьяница и геймер, в данном случае важно акцентироваться на том, как зависимость повлияла на этого человека и чего в жизни он не смог достигнуть из-за зависимости.

2. Привести доказательства бессмысленности сложившейся зависимости. Согласитесь, доказать бессмысленность скажем курения, достаточно просто, а вот алкоголики зачастую приводят множество доводов "в пользу" своей привычки, такие как расслабление, уход от реальности, дезинфекция организма и так далее. Что бы довести до геймера бессмысленность его пристрастия, нужно просто смоделировать его жизнь на ближайшие 10-20 лет вперёд. Здесь же окажут помощь и негативные примеры из окружения, если таковые имеются.

В конкретном случае, где имеет место зависимость от компьютерных (телефонных) игр (игры), я бы рекомендовал придерживаться следующей последовательности действий:

1. После доведения информации о негативных последствиях зависимости и приведении примеров такого рода воздействий на человека, стоит дать ребёнку альтернативу его привычному занятию. Что бы это могло быть? Здесь нужно хорошенько подумать и попробовать несколько, а быть может, десяток вариантов. Например, записать ребёнка на реальные игры (футбол, баскетбол, теннис и т.п.), увлечь его спортивными мероприятиями, посоветовать ему интересные книги, проводить время вместе с ребёнком, давать ему определённые поручения и поощрять за его за их выполнение. Таким образом, мы сможем повысить вовлечённость ребёнка в реальную жизнь и снизить влияние зависимости.

2. После этого, я бы рекомендовал добавить элемент дисциплины в воспитание ребёнка. Это не должно быть насильственным изъятием гаджетов из пользования ребёнка, в идеале, он должен сам ограничить себе время контакта с телефоном (компьютером) до определённого времени, например, до 1 часа в день. Звучит неплохо, но как заставить ребёнка ввести у себя тайм-менеджмент, как у взрослого человека? Здесь опять-таки потребуется индивидуальный подход: на кого-то подействует введение дополнительных поощряющих бонусов, на кого-то влияние окажет благосклонное поведение родителей, кому-то потребуются ежедневные внушения по поводу негативного влияния зависимости. Пока ребёнок не в состоянии сам спланировать свой день, за него это должны сделать родители, при этом, правильно сформированный план дня станет грозным оружием в борьбе с зависимостью. Я бы рекомендовал включить в план дня ребёнка, как дела направленные на пользу семьи (вынести мусор, сходить в магазин, помыть машину, убраться в комнате и т.д.), так и приятные задания, например, посещение кото-кафе, поход на каток и т.д. В идеале, если некоторые из заданий будут выполняться совместно с другими членами семьи.

После того, как описанные выше действия проведены (по моему опыту, это занимает от 2 до 6 недель), можно сделать некоторые выводы о "масштабе бедствия" и необходимости обращения к специалисту (психологу).

Спасибо за внимание!