«Ибо Он поступит, как человек, который, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое. И одному дал он пять талантов, другому — два, иному — один: каждому по его силе. И тотчас отправился. Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел другие пять талантов; точно так же и получивший два таланта приобрел другие два; получивший же один талант пошел и закопал его в землю и скрыл серебро господина своего. По долгом времени приходит господин рабов тех и требует у них отчета. И, подойдя, получивший пять талантов принес другие пять талантов и говорит: “Господин! Пять талантов ты дал мне; вот другие пять талантов я приобрел на них”. Господин его сказал ему: “Хорошо, добрый и верный раб! В малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего”. Подошел также и получивший два таланта и сказал: “Господин! Два таланта ты дал мне; вот другие два таланта я приобрел на них”. Господин его сказал ему: “Хорошо, добрый и верный раб! В малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего”. Подошел и получивший один талант и сказал: “Господин! Я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал, и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое”. Господин же его сказал ему в ответ: “Лукавый раб и ленивый! Ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал; поэтому надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью. Итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов, ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет; а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов”». Сказав это, возгласил: «Кто имеет уши слышать, да слышит!» (Мф. 25:14-30).
Многое из того, чему учил Христос, удивляло, даже шокировало тех, кто впервые слышал Его. Так наверняка было и с притчей о талантах.
Этой притчей Иисус наставлял Своих учеников, чтобы они, ожидая Его возвращения, трудились. Она была записана под водительством Духа, потому что об этом нужно было напоминать не только апостолам, но и всем последователям Господа. Матфей написал свое Евангелие примерно через тридцать лет после установления церкви. В те годы все еще происходили волнующие события, но прошло уже достаточно времени, чтобы подросло второе поколение христиан. Вероятно, некоторые общины утратили свое первоначальное рвение и перешли к уютному существованию из недели в неделю (см. Отк. 3:15). Притча о талантах звала христиан I века пробудиться. Этот призыв нужен и нам, христианам XXI века.
На эту знакомую историю мне бы хотелось взглянуть свежим взглядом, как если бы мы жили в I веке, и увидеть в ней учение, которое мы до сих пор, может быть, и не видели. Проповедь я назвал “Рискуйте всем для Господа”. Как вы относитесь к риску? Восхищаетесь теми, кто рискует жизнью и деньгами, — или, как я, качаете головой и удивляетесь, зачем людям это надо? Но как бы мы ни относились к таким рискованным занятиям, большинство из нас предпочитает удалить всякий риск из своей повседневной жизни. Мы любим жить по возможности спокойно. Учитывая это, идея, чтобы рисковать для Господа, может не найти в нас отклика. И все же эта притча учит: чтобы угодить нашему Господу, мы должны поступать именно так.
Это занятие я поделил на четыре части. Свое внимание мы сосредоточим на том человеке из притчи, который не хотел рисковать: человеке, получившем один талант.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ И РИСК
Притча начинается с того, что хозяин поручает своим слугам дело, сопряженное с большим риском. Иисус сказал, что царство небесное — “как человек, который, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих...” (ст. 14). В Современном Переводе сказано “слуг”, но в тексте оригинала употреблено слово, имеющее значение “рабы”. Это были его собственные рабы: он владел ими; они принадлежали ему.
Чтобы максимально проникнуться этой притчей, мы должны видеть себя Божьими рабами, Его собственностью. Павел писал: “Не знаете ли, что тела ваши — храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не принадлежите себе? Ибо вы куплены дорогой ценой. Поэтому прославляйте Бога и в телах ваших, и в душах ваших, которые — Божии” (1 Кор. 6:19, 20). Поднимаясь из водной могилы крещения, человек входит в общение, переступая через порог, над которым ясно начертано: “Ты уже не принадлежишь себе. Ты куплен дорогой ценой”.
Ответственность
Человек перед отъездом за границу позвал своих рабов “и поручил им имение свое” (Мф. 25:14). В этом не было ничего необычного. В Римской империи главный объем работ выполняли рабы. Их часто ставили на ответственные должности.
“И одному дал пять талантов, другому — два, иному — один” (ст. 15). Сегодня слово “талант” мы употребляем как синоним слова “способность”, но в те дни это была денежная единица — не отдельная монета, а определенное количество драгоценного металла в отчеканенных монетах или слитках. Мы не знаем точной ценности талантов, которые хозяин дал рабам, так как вес греко-римского таланта в разные периоды колебался от 26,4 кг до 37,8 кг. Ценность менялась также в зависимости от того, был это талант золота или серебра. Принято считать, что талант в Мф. 25 равнялся шести тысячам динариев. Допуская, что эта цифра соответствует действительности, — и помня, что динарий обычно платили простому работнику за день труда (Мф. 20:2), — можно сказать, что талант равнялся сумме, которую неквалифицированный работник заработал бы за двадцать лет!
Следовательно, первый раб получил столько, сколько простой работник мог заработать за сто лет! Второй получил столько, сколько такой же работник мог заработать за сорок лет! Третий получил столько, сколько работник заработал бы за двадцать лет! И не пытаясь определить точную ценность этих талантов, достаточно сказать, что денег было такое количество, какое большинство из нас никогда за один раз не держало и держать не будет в руках.
Хозяин дал “каждому по его силе” (Мф. 25:15). Каждый получил такую сумму, какой он мог распорядиться, не больше и не меньше. Дать всем им поровну — значило проявить вопиющую несправедливость. Пять талантов были бы тягчайшим бременем для человека со способностью на один талант, а человеку, способному пустить в дело пять талантов, с одним талантом нечего было бы делать.
Следует указать, что каждый получил что-то. На самом деле каждый получил очень много. Нил Лайтфут отмечает, что “никто не ушел из покоев хозяина с пустыми карманами”. Я говорю это потому, что знаю некоторых людей, которые имеют дерзость называть себя “бесталанными”. Если вы понимаете то, что я говорю, вы уже не “бесталанны”. Если ваши органы функционируют, если вы можете перемещаться с места на место или даже занимать какой-нибудь пост, то вы не “бесталанный” человек. У вас есть способности, время, возможности и, наверное, какая-то собственность. Вы благословлены Богом — щедро благословлены.
Будучи наделены Божьими дарами, вы должны понимать, что дары эти заключают в себе и ответственность. По сути, Бог говорит нам: “Вы — Моя собственность и должны использовать эти дары для Меня. Я даю их вам на короткий срок. За это время вы должны употребить их во благо Моего дела”. Когда Господь дает нам тот или иной дар, к нему прилагается и ответственность.
Риск
Однако вверенное рабам господское имущество влекло за собой не просто огромную ответственность, но и серьезный риск. Согласно писаниям раввинов, если господин поручал рабу свое добро и уезжал, то раб впоследствии должен был отчитаться за то, как он использовал его. Если по возвращении хозяина у раба оказывалось меньше, чем тот давал ему, то он должен был возместить разницу. Если же он не мог этого сделать, его бросали в тюрьму. А если выяснялось, что раб злоупотребил своим положением управляющего, его могли даже убить.
Использование того, что дал вам Бог, — способностей, времени, состояния, возможностей — сопряжено с риском. Есть риск допустить ошибку, риск подвергнуться критике, даже риск потерпеть неудачу.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И БЕЗДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Деятельность
Когда господин отправился в путь (ст. 15), “тот, что получил пять талантов, сразу же пошел, пустил их в оборот и приобрел еще пять” (ст. 16; Восстановительный Перевод). Он не тратил времени; как только его хозяин уехал, от тут же употребил в дело то, что получил. Я не могу вам сказать, что он сделал с этими талантами. Может, приобрел какое-то дело. Может, что-то покупал и продавал на рынке. Чем бы он ни занимался, он приобрел еще пять талантов. Таким образом, получивший пять талантов выполнил данное ему поручение. “Точно так же и получивший два таланта приобрел другие два” (ст. 17).
Бездеятельность
Так мы подошли к человеку с одним талантом: “Получивший же один талант пошел и закопал его в землю и скрыл серебро господина своего” (ст. 18). Как только господин исчез из виду, человек выбежал в сад, выкопал глубокую яму, бросил туда деньги и засыпал их землей. Так поступали довольно часто. Банков, как у нас сегодня, тогда не было, и люди часто прятали деньги в целях сохранности.
Вы можете удивиться, если узнаете, что в глазах некоторых получивший один талант был мудрым, предусмотрительным человеком. У раввинов тоже были свои притчи, и вот суть одной из них:
«Один богатый человек отправился в долгий путь. Он позвал двух своих слуг и сказал: “Оставляю свое имение в ваших руках”. Поделил его между двумя слугами и уехал. В его отсутствие один слуга вложил все деньги в дело и потерял их. А другой взял все, что получил, и спрятал до приезда хозяина. Так он смог вернуть своему господину все, что тот дал ему. Господин похвалил его и поставил над всем своим домом. А того слугу, который потерял все господские деньги, приговорили к смерти».
Как я уже говорил, учение Иисуса часто удивляло, даже шокировало некоторых Его слушателей. Его притча противоположна притче раввинов. Господь снял со спрятавшего деньги слуги бирку “герой” и повесил на него ярлык “злодей”.
Господин отсутствовал долго (ст. 19). Что же, по-вашему, все это время делал раб, получивший один талант? Уж конечно, не совершал сделки с вверенными ему деньгами; они так и лежали в земле. Я не знаю, чем он занимался, но знаю одно: он не служил своему господину.
Давайте разберемся, что же все-таки этот человек с одним талантом сделал не так. Он не растратил деньги, как неверный управитель (Лк. 16:1). Он не промотал их, ведя порочную жизнь, как блудный сын (Лк. 15:13). Он не наделал долгов на десять тысяч талантов, как несправедливый управляющий (Мф. 18:24). Он всего лишь не использовал то, что имел. Как-то в молодости я читал по этой притче проповедь, которую назвал “Три легких урока о том, как потерять душу”. В конце я делал вывод: самый легкий способ потерять душу — ничего не делать. Это не требует никаких особых умений или усилий Это каждому под силу — и многие так и поступают.
НАГРАДЫ И “ПРИЧИНЫ”
Награды
После долгого отсутствия “приходит господин рабов тех и требует у них отчета” (ст. 19). Мы с вами Божьи домоправители, и однажды наш Господь вернется (Деян. 1:11; 1 Фес. 4:16; Деян. 17:31). Тогда нам тоже придется давать отчет о своей работе (Рим. 14:12; 2 Кор. 5:10; см. 1 Кор. 4:2).
Первым был опрошен человек, получивший пять талантов. Ему, наверное, не терпелось поскорей отчитаться. Представляю широкую улыбку на его лице, когда он говорил: “Господин! Пять талантов ты дал мне; вот другие пять талантов я приобрел на них” (Мф. 25:20). Господин, наверное, тоже в ответ улыбался: “Хорошо, добрый и верный раб!” (ст. 21).
Обратите внимание, как хозяин назвал раба. Он не сказал “Хорошо, умный и успешный раб”, а похвалил его как “доброго и верного раба”. Не все мы можем быть умными, многие из нас никогда не будут успешными (в том смысле, в каком успех понимает мир), но все мы можем быть “добрыми” и “верными”. Мы все можем взять то, что Господь дает нам, и использовать это наилучшим образом. Это все, что Он просит.
Не забывайте, что это слова господина своему рабу. Раб был его собственностью, и он ничего не был обязан говорить ему, даже “спасибо”. Иисус сказал, что раб, исполнивший повеления своего хозяина, должен говорить: “Я ничего не стою, потому сделал, что должен был сделать” (см. Лк. 17:10). Великодушная реакция господина в этой притче открывает нам некоторые черты его личности. Он был справедливым и заботливым; очевидно, он не упускал возможностей похвалить и наградить.
Сначала он сказал получившему пять талантов: “В малом ты был верен, над многим тебя поставлю” (Мф. 25:21). В Современном Переводе написано: “Ты хорошо распорядился этой малой суммой денег, и теперь я поручу тебе большую”. А потом произнес такие слова: “Войди в радость господина твоего” (ст. 21). Это может означать разрешение участвовать в праздновании возвращения господина или приглашение пообедать с ним за одним столом. Такая честь могла даже означать освобождение из рабства.
Подошла очередь получившего два таланта. Он тоже был рад отчитаться: “Господин! Два таланта ты дал мне; вот другие два таланта я приобрел тебе” (ст. 22). Можно было бы ожидать, что его награда будет не такой, как у того, кто заработал на три таланта больше, но он получил ту же похвалу и то же вознаграждение. В Библии не много дублирующих друг друга стихов, но стихи 21 и 23 совершенно идентичны. Как и человек с пятью талантами, раб с двумя талантами сделал все возможное — а это было как раз то, чего требовал господин. Ему тоже было сказано: “Хорошо, добрый и верный раб! В малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего” (ст. 23).
Рискующий для Господа всегда выигрывает. Есть ли какое-нибудь дело, исполнения которого, как вы считаете, ждет от вас Бог? Вы боитесь за него браться? Боитесь потерпеть неудачу? Все равно беритесь и делайте. “Преуспеете” вы или “провалитесь” — не так уж и важно. Важно то, что вы приложите все свое старание. И тогда Бог тоже скажет вам: “Хорошо, добрый и верный раб”.
“Причины”
Последним отчитывался получивший один талант. Он, наверное, робел, страшась этого момента. Но вот, наконец, “подошел и получивший один талант и сказал: «Господин! Я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал»” (ст. 24). Это обвинение в адрес господина основано на способе сева и жатвы тех дней. Между полями не было никаких ограждений, они примыкали друг к другу. Сеяли, разбрасывая семена рукой. Раб изобразил господина прижимистым человеком, рассуждавшим: “Несколько моих семян упало на поле соседа, а потому для верности зайду-ка я на его поле на метр-другой и соберу там все, что принадлежит мне”.
Раб обвинил своего господина в жадности, скупости, безрассудности и даже нечестности. Было ли это обвинение справедливым? Сравните слова этого человека с тем, что мы узнали о характере господина раньше: он с готовностью, даже охотно похвалил и вознаградил верность. Нежелание рисковать для Господа опасно тем, что может привести нас к сомнению в Боге. Мы можем начать думать, что Он безрассудный законодатель, требовательный надсмотрщик, ненасытный тиран, вместо того чтобы видеть в Нем любящего, сострадательного Отца.
Получивший один талант добавил, что боялся своего хозяина (ст. 25). Мы сочувствуем тем, кто боится. Все мы боимся чего-нибудь. Однако всегда нужно спрашивать себя: “Я боюсь потому, что не доверяю Господу?” Когда в Отк. 21:8 Бог перечислил тех, кто погибнет, первым пунктом в этом списке стояли “боязливые”.
“Убоявшись, — сказал получивший один талант, — [я] пошел и скрыл талант твой в земле” (ст. 25). Наверное, он боялся неудачи. Может быть, он боялся, что у него не получится так хорошо, как у получивших два и пять талантов. Он ясно заявил, что боялся не угодить своему господину. По сути, он сказал: “Я был в безвыигрышной ситуации... поэтому ничего не делал”.
Этот человек обвинил всех, кроме себя. Мы с раннего детства учимся винить других. (Вспомните, как вы сами говорили: “Он первый начал”). Одни в своих бедах винят родителей. Другие винят общество. Третьи винят даже Бога. Если вы хотите найти того, кто виноват в ваших ошибках, посмотрите в зеркало — там вы наверняка его найдете.
Затем получивший один талант протянул то, что ему дал хозяин, — драгоценный металл, весь грязный, потускневший и пропахший плесенью, — и сказал: “Вот тебе твое” (ст. 25), — как если бы его господин и не должен был ничего больше ожидать.
РЕАКЦИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ
Реакция
Мы подходим к печальному заключению истории. Господин ответил человеку: “Лукавый раб и ленивый” (ст. 26). Двух других рабов он назвал “добрыми и верными”, а этого — “лукавым” и “ленивым”.
Он продолжил: “Ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал” (ст. 26). В Новом Русском Переводе в конце этого предложения поставлен вопросительный знак, отчего оно приобретает смысл: “Вот так ты обо мне думаешь?” Нельзя сказать, что таким образом господин согласился с обвинениями раба. Он сказал другое: “Твои же слова и обвиняют тебя. Ибо если ты так обо мне думаешь, то одного этого должно было стать для тебя достаточно, чтобы хоть что-то сделать”.
Господин сказал: “Поэтому надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью” (ст. 27). Иными словами, “На худой конец, ты бы мог отдать деньги ростовщикам”. Греческое слово, переведенное как “торгующие”, буквально означает “сидящие за столом”. На рыночных площадях древности часто можно было встретить ростовщиков, или менял, которые сидели за столами, заваленными монетами. За определенную сумму они обменивали деньги или давали их в долг. Они также принимали деньги на хранение и обещали платить за них проценты. Отдавать деньги человеку, который в любой момент мог исчезнуть со своим столом, было рискованно, но господин, фактически, сказал: “Даже это было бы лучше, чем ничего не делать”.
Результаты
Господин повернулся к стоявшим рядом слугам и сказал: “Итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов” (ст. 28). Иисус добавил от Себя: “Ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет” (ст. 29).
“Минуточку! — кто-то может возразить. — Это несправедливо! В определенных случаях, может, и правильно бывает взять у того, кто имеет больше, и отдать тому, кто имеет меньше. Но у этого бедняги всего один талант. Зачем же отдавать его тому, у кого их и так десять? Никакой справедливости!” Можете считать это несправедливым, но это принцип устройства вселенной — принцип, который Иисус вставил в эту притчу. Он называется “закон утраты”. Выразимся проще: “Пользуйтесь, а не то потеряете”. Если вы не упражняете свои мышцы, они атрофируются. Если вы не используете врожденные способности, они утрачиваются. Если вы не применяете приобретенные навыки, они забываются. Этот принцип действует во всех сферах жизни. Не заботьтесь об укреплении дружбы, и она зачахнет. Без должного внимания относитесь к браку, и он разрушится.
Каков конечный результат игнорирования человеком его духовных даров? Нет более печальных слов, чем те, что мы читаем в ст. 30: “А негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов”. Получивший один талант был назван “лукавым” и “ленивым”, а теперь еще и “негодным”. Многие из нас предпочли бы, чтобы их назвали уж лучше лукавыми или ленивыми, чем негодными. Вот таким становится человек, если он боится использовать свои способности и возможности для Господа.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Представьте на минуту, что перед вами кто-то начертил жирную черную линию и говорит: “Это твоя линия духовного риска. Переступи же ее — прямо сейчас!” Подумайте, чем еще вам необходимо рискнуть для Господа. Для некоторых эта черная линия означает принятие христианства. Иисус ясно сказал, что следование за Ним сопряжено с риском (Лк. 9:57-62). Можно потерять друзей или семью (Мф. 10:36), а в некоторых странах можно потерять даже жизнь (Отк. 2:10). Для других черная линия означает риск впервые использовать свои таланты и умения: повести в молитве, занять место учителя в библейском классе, повести в пении, выступить с проповедью. Линия может также символизировать риск “оставить все”, чтобы целиком посвятить себя служению Господу. Еще для кого-то это распространение евангелия среди друзей, соседей и членов семьи. Пытаясь распространять Слово, вы рискуете дружбой и связями. Черная линия может символизировать любой риск. Думая о риске, помните, что Бог ожидает от вас этого риска. Он хочет, чтобы вы использовали все, на что способны.
Когда Господь вернется, что Он скажет? “Хорошо, добрый и верный раб! В малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего” (Мф. 25:21)? Или “Лукавый раб и ленивый! ...Негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов” (ст. 26, 30)? То, что Он скажет тогда, в большой степени зависит от того, что вы делаете сейчас.
👉🏻 Путевки в санатории (Реклама. ООО "Овертим". ИНН 9729004419)