Музыканты Rhapsody близко знакомы с музыкантами американской хэви метал-группы Manowar, и их музыка оказывала влияние друг на друга. Группы неоднократно проводили совместные туры под общим названием «Demons, Dragons and Warriors», где их третьим партнером была группа Holy Hell. Запись концерта в Канаде в рамках этого тура вышла на DVD Live in Canada 2005: The Dark Secret.
В 2006 году Rhapsody подписали контракт с лейблом Magic Circle Music, принадлежавшим Джои Де Майо, лидеру Manowar, американскому итальянцу по происхождению, который лично стал продюсером группы. Вскоре после этого, в середине 2006 года, группа вынуждена была удлинить официальное название до Rhapsody of Fire в связи с некими претензиями по поводу прав на торговую марку.
Участники не сообщили, кто именно предъявил это требование. Многие обозреватели связывали это с переходом на Magic Circle Music и возможными контрактными обязательствами перед Steamhammer records или Limb music. Однако Турилли заявил, что группа не испытывает никаких проблем с лейблом.
Другой распространенной версией является иск от компании Real Media, которой принадлежит сервис по поиску музыки под названием «Rhapsody». Изменение названия было спародировано итальянской комической группой Nanowar, которая стала добавлять к своему названию слова «Of Steel».
Под маркой Rhapsody of Fire группа выпустила альбом "Triumph or Agony" (2006), на котором продолжила сотрудничество с Кристофером Ли и новую сагу. Но это уже другая история и тема для другой статьи.
Здесь же мы рассмотрим принципиально новую группу, образовавшуюся в результате раскола.
Итак, после фактически 15-ти лет совместного творчества команду покинул ее первый лидер Luca Turilli, уведя за собою еще троих участников. Желая развивать историю Rhapsody, но не собираясь расставаться с красивым и довольно известным названием, Luca назвал свой новый проект «Luca Turilli’s Rhapsody». В июне 2012-го вышел его первый альбом «Ascending To Infinity» («Восходящий к бесконечности»).
Первое, о чем хотелось бы написать, – перед нами все те же Rhapsody. Читая заявление участников группы о современном звучании, я думал, что из новой группы выйдет нечто вроде сольного альбома Луки «Prophet Of The Last Eclipse», который был хорош, но все же являлся скорее электронным, нежели симфоническим. Но нет, полифонии здесь оказалось здесь всё же больше, чем электроники.
Второе, о чем необходимо написать, и что волновало меня никак не меньше музыкального плана, - это вокал. Вспоминая сольники Turilli с мужским вокалом, я окончательно убедился, что для симфонического метала очень сложно подобрать хорошего вокалиста.
Olaf Hayer хорош, но не для этого жанра. Слава богу, от его кандидатуры Лука отказался и пригласил за микрофонную стойку итальянского вокалиста из группы Trick or Treat Alessandro Conti. Alessandro выучился на первого тенора и с лёгкостью поет оперным вокалом, но в то же время с такой же легкостью он берет очень высокие ноты, а-ля Michael Kiske. Из таких исходных данных и их совмещения получилось нечто действительно узнаваемое. Вокал действительно уникален и многообразен. И что самое главное - ложится на музыку просто отлично.
Все участники коллектива сыграли великолепно. Гитарные соло Луки с каждым альбомом становятся все виртуознее. Также на этом альбоме он исполнил все клавишные партии, и сделал это мастерски. А Alex Holzwarth в очередной раз доказал, что игра на барабанах – это не только скорость и сила.
На альбоме действительно нет откровенно проходных вещей, а вот не очень интересные – это да. Но песни типа «Excalibur» действительно выполнены на высшем уровне и доказывают, что Luca Turilli за столько лет работы в жанре не только не утерял свои выдающиеся способности, но и развил их. «Luna» - кавер на вещь из репертуара итальянского тенора Alessandro Safina. Композиция совершенно не вписывается в альбом, да и во все творчество Rhapsody. Но, сыграна она просто изумительно и, скорее всего, ее присутствие на альбоме обусловлено желанием показать, на что способен Alessandro Conti.
Также альбом не был лишен традиционной эпической композиции – рапсодии, названной «Of Michael The Archangel And Lucifer's Fall». Хотелось бы отметить, что это самое сложное музыкальное произведение, созданное Лукой.
«Prometheus - Symphonia ignis divinus» («Прометей – симфония божественного огня», 2015) - ещё одно действительно масштабное музыкальное приключение, заключающее в себе множество красочных образов и глубоких оттенков, гармонично запечатленных на едином музыкальном полотне. Пожалуй, никогда прежде альбом Rhapsody не звучал столь разнообразно.
Все здесь подчинено атмосфере. Именно ради нее задействовано несколько языков (английский, итальянский, латынь и древний иврит) и народных мотивов, именно во имя атмосферы царит все это невероятное многообразие звуков и мелодий, прелюдий и отступлений. Этот альбом создан так, чтобы погружать в себя, позволять парить сознанию по удивительным астральным мирам, увлекать дух в эмоциональное путешествие.
Но не перед каждым распахнутся «квантовые врата», не каждый сумеет ощутить всю красоту той вселенной, что сокрыта за ними. Лучшие композиции отсюда, по моему мнению: «Il Cigno Nero», «Il Tempo Degli Dei», «Prometheus», «Thundersteel». Ну прямо очень хороши.
В целом, «Prometheus» звучит очень разнообразно и своеобразно, и значительно отходит от классического power metal-звучания, но, тем не менее, широко выходя за рамки стиля, не покидает их окончательно. Пожалуй, единственное, что может несколько огорчить, так это заметно укоротившиеся гитарные соло, великолепием которых всегда отличалась Rhapsody; они до сих пор интересны и проникновенны, но, тем не менее, весьма непродолжительны и в значительной степени уступают в масштабе оркестровым или же клавишным отступлениям.
Вокал Alessandro Conti на сей раз звучит еще созвучней величественной музыке. Alessandro исключительно виртуозен, безупречно выражает любой эмфатический окрас; спектр его голоса крайне богат: от глубокого оперного вокала до невероятно высоких нот. К сему релизу Conti, без сомнений, заметно усовершенствовал свое и без того блестящее певческое мастерство и проделал просто феноменальную работу.
Итог: в очередной раз Luca Turilli продемонстрировал свой исключительный талант. Гармония, изящество, яркий свет и мрачные тени, магическая сила и мощь технологий, бесподобные ландшафты, удивительные образы, буйство Борея, переменчивость Эвра и спокойствие Зефира, и «сладость розы и горечь океана» – целый мир, искусно сотканный из нитей звуков.
Третий альбом коллектива, «Zero Gravity» («Нулевая гравитация», 2019), писался очень долго. Luca Turilli не относится к числу тех музыкантов, кто бросает слова на ветер. Ради необходимого результата и оправдания всех возложенных ожиданий (не только перед публикой, но и самим собой), дата релиза, в конце концов, сместилась почти на год. Это был многомесячный тяжелый труд, контролируемый на каждом этапе лично композитором.
Вся музыка написана Turilli, вся лирика принадлежит его перу, все этапы записи и сведения проходили под его пристальным контролем. Таким образом, «Zero Gravity», как и два прошлых альбома группы, несмотря на свой размах, - безусловно авторская работа.
Но на этот раз большая роль в создании данного творения отводилась и на пришедшего в группу солиста Фабио Лионе, чьи заслуги отобразились в названии: если раньше к логотипу скромно приписывалось Luca Thurilli Rhapsody, то теперь мы читаем Thurilli/Lione Rhapsody.
Альбом напоминает первые сольники Турилли. Песни "D.N.A. (Demon and Angel)" и "Oceano " отсюда – мои фавориты. В альбоме нет металической страсти, а только техническое действо, больше напоминающее мюзикл. С вокалом всё о'кей, а остальное - на любителя.
Видео по теме: