Найти в Дзене
Мысли юриста

Мы развелись, а ей квартира осталась. Ну и что, что мы все соглашением поделили. Мне еще денег надо.

очаровательные коты Рины Зенюк
очаровательные коты Рины Зенюк

Алена вышла замуж за Анатолия. Встречались они до этого почти пять лет. И Алена сначала одна, а потом и вместе с Анатолием строить совместный бизнес.

Бизнес был небольшой, но постепенно стал приносить доход.

- Толя, мы открываем ИП, будем руководить по договору, управлять бизнесом.

- А он на тебя же записан, зачем?

- Записан изначально на отца. В общем-то он пытался раскрутиться, но не получилось, а я подхватила. Переоформлять не стала, и вот – пошло, хотя и со скрипом.

Доход рос. Нет, он не был сказочно большим, и миллионерами они не стали. Но на жизнь и приятные бонусы хватало.

В 2010 году Алена решила купить квартиру.

- Зачем? Лучше съездим отдохнуть, - потянулся Толик.

- Толя, мы живем или в квартире твоей мамы, или на съемной. Я хочу свой угол.

- Я не буду вкладываться в квартиру, мне это неинтересно.

- А я буду. И мне денег не хватает, возьму ипотеку.

- Это без меня. У меня накоплений немного.

Они сбрасывались на питание, на общее, договорились, что общая сумма лежит в одном месте. А остальное – личные деньги. Так и жили. Когда Алена родила дочку, то работать не перестала. Выезжала или с младенцем «наперевес», или пользовалась услугами няни.

- Малышу нужна мать рядом!

- Малышу нужны подгузники, хорошее питание, развитие, а мама с ним рядом на выходных и вечерами. Не надо вопить, что если мама не сидит в обнимку, то она плохая. Если он не будет обеспечен, то это тоже плохо. И все отпуска я тоже с дочкой. При этом, если ребенок с бабушкой, то это нормально, а если с няней, то все плохо. Странные рассуждения.

Алена понимала, что Анатолий один не справится. Он мало разбирался в бухгалтерии, а Алена, наняв профессионального бухгалтера, все же училась – какие документы, как проверить. И могла проконтролировать.

Часть клиентов – постоянных, стабильных, денежных, работали с Аленой с самого начала. И с Анатолием работать не хотели. Это были именно ее клиенты.

Она понемногу выплачивала кредит за квартиру, они купили три автомобиля. Один купила себе Алена, большой, надежный, ребенка возить.

- Алена, давай я больше буду заниматься работой, а ты домом. Дочь растет, ей мама нужна почаще и побольше.

- Попробуем, если получится, так и оставим.

Алена стала появляться на работе три-четыре дня в неделю. Остальное время посвящала дочке, дому.

Анатолий решил приобрести себе второй автомобиль.

К Алене, в ее рабочий день, подошла бухгалтер:

- Я хочу с Вами поговорить. Я не хочу нести ответственность за происходящее, и мне хоть увольняйся.

- Что случилось?

- Ваш супруг, приносит документы на оплату, проводит договора, с возмещением НДС. Алена, это явная липа. Нас при проверки возьмут за мягкое брюшко, не рассчитаемся.

- Нет, мы с таким не работаем. Не проводите. А я сама поговорю с Анатолием. Есть еще что-то?

- Да, мы на фирму автомобиль покупаем? В лизинг? Нужно ваше согласие.

- Нет, мы на фирму в лизинг автомобиль не покупаем. Нам это ни к чему.

— Вот копии документов, посмотрите.

- Посмотрю. Спасибо Вам.

Алена смотрела. Анатолий решил за счет фирмы приобрести себе желанный дорогой автомобиль.

- Ничего себе, я за свой счет и квартиру, и все остальное, а он решил тут покрутить, денег себе снять. Вот так отвлечешься на ребенка, на заботы по дому и без последнего платьица останешься.

Она решила поговорить с супругом. Зашла в его кабинет. Анатолий разговаривал спиной к двери, и не видел жену. Получилась сцена из дурного сериала.

- Нет, Мишка, я тут все решаю. Да, деньги выведем. Да, и что, что жена? Я мужчина, мне надо больше. Мне надоело дома сидеть, только дом, ребенок. Скука смертная. В пятницу сауна как обычно? Марго надо позвать, горячая штучка.

Он хохотнул, а Алена тихо выскользнула за дверь. Надо подумать посоветоваться с юристом, как лучше все оформить. Хотя бы зафиксировать, что есть.

Она тут же прошла в кабинет, позвонила, договорилась. Но с Анатолием все же поговорила буквально через час.

- Так, у отца идет проверка. Он, пока аудит не пройдет, приостанавливает право подписи у нас.

- А как же работать будем?

- Будем собирать, отправлять ему курьером. Там проверка, аудит, потом он подпишет и обратно.

- Алена, но это долго.

- Вариантов нет. И да, я видела договор на покупку автомобиля. Теперь тем более нет, за счет фирмы нельзя. Надо – покупай на свои. Но лучше надежный автомобиль, у тебя есть. С ребёнком так спокойнее.

- Надоели мне твои надежные автомобили, я хочу летать на гоночном иди спортивном авто, - ворчал он.

- Раз ты берешь второй недешевый автомобиль, то давай заключим соглашение о разделе совместно нажитого имущества или брачный договор.

- Не хочу я брачный договор.

- Тогда соглашение, разделим то, что есть.

Они подписали соглашение у нотариуса, оставив за Аленой квартиру и сумму кредита, а также автомобиль, не новый. А за Анатолием остались его не очень старый автомобиль и новенькая очень дорогая иномарка.

Прошло два года, Алена скоординировала всю работу так, чтобы можно было управлять и без Анатолия, все хорошие клиенты были завязаны на нее или ее менеджеров. А та часть, которая была подконтрольна Анатолию… Их потерять было не жалко и не критично для предприятия.

Когда все было готов, Алена сказал:

- Толя, нам надо поговорить. Я твои загулы с друзьями, и женщинами с пониженной социальной ответственностью терпела долго, но всему есть предел. Давай разводиться.

- Да я сам давно хотел, надоела ты мне со своей стабильностью. Мне хочется оттягиваться в мужской компании, гонять на гоночных или спортивных автомобилях, путешествовать. А у тебя только одно на уме – работа, ребенок. Неинтересно.

— Вот и славно. Развод так развод.

- И да, из фирмы мне, как я понимаю, надо будет уйти. Но я управленец с опытом, быстро найду себе работу. Так что готов взять несколько окладов и уйти. Так сказать, «золотой парашют».

Алена согласилась. Иначе мог он нервы хорошо потрепать.

Анатолий не сразу начал искать работу. Сначала путешествовал, погулял с парнями. Но деньги стали заканчиваться, а новых пополнений не было. Он начала искать работу, установив планку по максимуму, но работа все не находилась, планка стала понижаться. И когда совсем не осталось денег, он продал одну, свою любимицу, дорогую машину, и устроился простым менеджером. Его зарплата была обычной, как у всех менеджеров. Да, раньше один рукав от его пиджака стоил как вся его зарплата.

Прошло три года с даты развода, и Анатолий решил обратиться в суд:

- Прошу признать соглашение о разделе совместно нажитого имущества недействительным. Подпись там совсем не моя, части имущества уже нет и в помине. И чего это – ей квартиру, а мне только машину? Меня, по сути, без всего оставили.

Алена принесла в суд экспертное заключение, подтверждающее, что подпись – его. Анатолий кричал:

— Это подделка, она и экспертизу купила. Пусть деньги за половину квартиры отдает.

Суд назначил еще одну экспертиза, которая подтвердила – подпись его.

Алена заявила о применении срока исковой давности – с момента подписания соглашения уже пять лет прошло. Просто Анатолий хочет денег, которых у него уже нет. А его два автомобиля в сумме стоили столько же, сколько квартира и машина Алены.

Суд в иске Анатолию отказал, применив срок исковой давности.

Он обжаловал, и апелляция отменила это решение, приняв новое: исковые требования удовлетворить, взыскать с Алены компенсацию – больше 2 миллионов за половину квартиры. Да и срок исковой давности не пропущен. И соглашение – это не раздел имущества нажитого в браке.

Дело дошло до Верховного суда, который не согласился с апелляционной инстанцией:

соглашение о разделе имущества супругов является основанием для возникновения, изменения и прекращения прав и обязанностей супругов в отношении их совместной собственности.

Супруги вправе разделить имущество так, как им хочется, они свободны в своем выборе. И именно следуя этому Алена и Анатолий разделили имущество. При этом не просто разделили, но и фактически имущество было в пользовании. Анатолий получил машины, Алена квартиру, и кредит она выплатила.

При этом срок исковой давности – три года. Но суд апелляционной инстанции сказал – срок не пропущен. А почему он так решил – не обосновал, что является нарушением закона.

Мотивов, по которым суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что срок исковой давности для оспаривания соглашения не пропущен, апелляционное определение не содержит.

Соглашение подписано в 2013 году, и именно с этого момента начинает исчисляться срок исковой давности.

Иск Анатолием подан в 2018 году, то есть прошло пять лет. Но апелляция это вообще не учла.

Так что решение, вынесенное апелляционной инстанцией отменить и направить на новое рассмотрение.

Повторно рассмотрев жалобу, апелляционная инстанция сказала – в иске отказано верно.

*имена взяты произвольно.

Определение Верховного суда РФ от 03.12.2019 по делу №4-КГ 19-56

Берегите себя и своих близких. И не забывайте подписываться на автора.