Спутниковые снимки показывают, что Египет огораживает часть территории, прилегающей к южной части границы с сектором Газа. Губернатор египетской провинции Северный Синай Мухаммед Шуша пояснил, что вооруженные силы строят логистическую зону для приёма направляющейся в Газу гуманитарной помощи, которая, которая «будет включать стоянки для грузовых машин, охраняемые склады, административные здания и жилые помещения для водителей».
Однако огораживаемая территория намного превышает площадь города Рафах, в котором в настоящий момент скопилось около миллиона беженцев, что для логистического центра великовато. The Wall Street Journal пишет, что огороженная площадь составляет 20,7 кв. км, и сможет вместить более 100 тысяч человек (это с определённым уровнем комфорта, а если без него, то и в несколько раз больше).
Западные СМИ приводят информацию от анонимных египетских источников, согласно которым близ границы возводится изолированная буферная зона, где будут размещены палестинские беженцы после начала израильского наступления на Рафах.
Египетские власти существование такого плана отрицают. Руководитель правительственной информационной службы Дия Рашван заявляет, что правительство Египта «категорически отвергает любые обвинения в своем участии в процессе перемещения палестинцев из сектора Газа на Синай».
С начала войны с ХАМАСом Израиль уговаривал Египет принять на своей территории мирное население Газы с тем, чтобы провести военную операцию в секторе без угрозы гражданским. Каир категорически отказался, и даже угрожал разорвать мирный договор с Израилем, если палестинцы прорвутся через границу на его территорию. На Синае живут родственные палестинцам бедуины, распропагандированные исламистами, а также собственно палестинцы, перебравшиеся туда с 1950-х годов. Они нелояльны египетским властям, и Каир не желает, чтобы к этой и без того взрывоопасной смеси добавилось ещё 1 – 2 миллиона озлобленных, лишившихся крова и имущества беженцев.
Однако создаётся впечатление, что Египет всё-таки достиг тайного соглашения с Израилем, и какая-то часть палестинских беженцев (возможно, женщины, дети, старики, раненые и больные) получит временное пристанище на Синае. Но в изолированном и тщательно охраняемом районе.
По крайней мере, на данный момент нет сомнений в том, что военная операция израильской армии в Рафахе, невзирая на всё противодействие мирового сообщества, состоится. Египет же больше всех в регионе (разумеется, за исключением Израиля) заинтересован в прекращении войны в Газе, причём любыми средствами. В Каире понимают, что Израилю необходима победа – во всяком случае, занятие и зачистка всего сектора. После чего, даже если лидеры ХАМАСа ускользнут, а израильских заложников освободить не удастся, израильтяне смогут объявить о своей победе: ХАМАС уничтожен, его военный потенциал и власть в секторе ликвидированы. Тогда в Египте ослабнет напряжённость, провоцируемая подпольем «Братьев-мусульман», и в полную силу заработает Суэцкий канал, нормальному функционированию которого мешают йеменские хуситы.
Понимают египтяне и то, что, когда израильские танки рванутся в Рафах, огромные толпы беженцев просто снесут забор между сектором Газа и Египтом. Там расположены египетские войска, усиленные в последнее время бронетехникой, но стрелять по палестинским единоверцам египтянам совсем не хочется. Ведь официальная египетская пропаганда говорит египетскому народу, что Каир – на стороне палестинцев. Кровопролитие на границе просто взорвёт Египет.
Поэтому египтяне, похоже, строят убежище для жителей Газы. Хотя по политическим причинам этого не признают. И не признают до того момента, когда им придётся не на словах, а на деле проявить если не солидарность с палестинцами, то, по крайней мере, милосердие к ним.