США и СССР – явные оппоненты на политической арене. Но есть ситуации и скандалы, которые не любят вспоминать ни в одной из столиц «дипломатических гигантов». 5 апреля 1978 года произошло событие, на долгие годы омрачившее политическую верхушку СССР: один из признанных дипломатов Советского Союза признался в работе на разведку США. Что побудило столько влиятельного человека на измену? Давайте разбираться. Приятного прочтения!
- Аркадий Шевченко, сын директора санатория, попал на политическую арену «по блату». Всё дело в том, что во время учебы в МГИМО он познакомился с Анатолием Громыко – сыном дипломата Андрея Громыко.
- Молодые люди быстро сдружились, и почти сразу Шевченко познакомился с выдающимся Андреем Громыко, который не остался в стороне, когда после окончания МГИМО зашла речь о трудоустройстве Аркадия Шевченко.
Шевченко в середине 60-х был назначен на советскую миссию при ООН, а в 1970-х его ждало повышение: сам Громыко взял под опеку Шевченко, который стал его личным помощником. На данной должности Аркадий всё также проявлял целеустремленность и ответственность, однако обучался не только дипломатическому искусству, но и способах вербовки и общению со шпионами. После длительной подготовки он был возвращен на службу в Нью-Йорк.
- Шевченко стал заместителем генерального секретаря ООН по полит. вопросам и делам Совбеза, однако по возвращении на Родину он был одурманен «американской мечтой».
- Его работа подразумевала баснословный заработок при малейшем труде, однако главное заключалось в заведении новых знакомств полезных для СССР.
- Как на Родине, так и в США, у Шевченко было всё: квартира, машина с водителем, светские мероприятия, однако западный образ жизни свёл его с ума.
В марте 1975 года Шевченко был полон уверенности бежать. Он обратился к американцу Майклу Шарпу, постоянному представителю в ООН, где они обговорили время и место встречи. Но на «разговор» пришли сотрудники ЦРУ. Долгой беседы не состоялось – бежавший дипломат был нужен США так же, как рыбе велосипед, однако статус действующего представителя в ООН и доступ к секретным полит. документам СССР могли ускорить его переезд в США. Шевченко согласился сотрудничать.
Существует другая версия вербовки, которая гласит, что Шевченко был запечатлён на скрытую камеру ЦРУ в отеле «Рузвельт» с двумя «светскими львицами», заранее завербованными ЦРУ. Путём шантажа и личного желания сохранить карьеру, Шевченко был вынужден сотрудничать, однако данная версия до сих пор не нашла подтверждения.
С 1975 года и начался расцвет карьеры предателя. Имея высокую должность и политический статус, Шевченко каждодневно пересекался с важными секретными политическими документами СССР, которые сразу и «сливал», дабы быть актуальным.
- Контрразведчик КГБ Юрий Дроздов сразу понял, что Шевченко не чист, но копать под него, когда у Дроздова уже было много доказательств предательства, запретили, поскольку «это человек Громыко!».
- ЦРУ через Шевченко также узнало и о численном состоянии группировок ОВД на юго-востоке Европы, потому что «крот» имел связи с военными, но, к счастью, США не удалось узнать о 5-ти вариантах ответа ОВД в случае нападения НАТО.
- Слив данных был обнаружен сразу, и на стол к Андропову легла папка с вероятными предателями, среди которых фигурировал Шевченко.
Жена Шевченко, оставленная мужем на произвол судьбы, не приняла его предательства и покончила жизнь самоубийством. Шевченко же не унывал, а заводил общения с девушками легкого поведения, которые были завербованы ЦРУ.
- К 1980 году Шевченко начал совсем разгульный образ жизни, давая интервью где только можно.
- Он женился в третий раз на советской эмигрантке, чтобы содержать которую советский дипломат был вынужден продать большую часть своего состояния, но вскоре и с ней развёлся из-за банкротства.
В 1985 году история с «кротом» подошла к концу, когда легендарный Олдрич Эймс предоставил данные на нескольких предателей контрразведке КГБ.
- Среди неверных оказался любимчик Громыко, поэтому некоторые военные руководители были смещены со своих должностей, а сведения, переданные Шевченко ЦРУ, почти полностью разрушили агентурную сеть СССР.
- Но по итогу Шевченко остался ни с чем: жалкая пенсия и цирроз печени, от которого он скончался в 1998 году.