Найти тему
Артур Рыкалин

Обучение на практике у практиков или уроки от рестораторов

Учиться на практике у практиков. Учиться без отрыва от производства, от постоянной обратной связи и проверки реальностью. Возможно ли это?! В каких-то отраслях это сложно. В медицине, например, цена множества ошибок и набора опыта может быть очень высокой. Тем не менее многие вещи можно оптимизировать через изучение на практике, в действии и поведении. Практическое обучение может повысить вовлечение, инициативу, смекалку, мотивацию.

Недавно ехал на "ласточке" в Краснодар с побережья. На станция подсаживались молодые студенты с разных городков и посёлков и рассказывали про своё обучение. В 95% случаев это "корочка", "мама сказала", "пригодится". Учёба обычно сводится к "как бы побыстрее сдать сессию" и жить. На побережье в сезон школьники уже легко работают, зарабатывают неплохие деньги, опыт, кругозор. Но потом "социум" заставляет их покидать родные места и ехать в разрастающийся областной центр. Краснодар монстреет на глазах. Стал миллионником с соответствующими бонусами в виде пробок, наляпанных микрорайнов, непродуманной социалки и простого качества жизни.

А вот короткий абзац, как академические преподаватели летают в абстракциях, а практики-лидеры становятся наставниками:

"Так мы решили объединиться с системой образования. Я думал, мы скажем, какие нам нужны результаты, и люди, которые умеют учить, это сделают. Я ошибался. Ректор СФУ мне сказал: «Никто лучше вас это не сделает, если вы хотите это запустить, то вы и должны этим заниматься». Я поговорил со своими компаньонами, мы уже первый шаг сделали, назад сдавать было нельзя, поэтому мы потихоньку начали учиться, узнавать что такое система образования. Поняли, что она работает не по сценарию бизнеса, работа на эффективность – не всегда конек университетов. Пришлось вводить новые правила игры, кто-то из университетских преподавателей покинул нашу команду, и пришли наши топ-менеджеры. HR преподает сервис, финансовый директор – финансы. Основа нашего образования в том, что оно не теоретическое, а практическое. Люди делятся опытом, которые десятилетиями нарабатывали. Про все шишки, которые они набили, они рассказывают студентам. Ребята нигде ни за какие деньги это не узнают.
Потихоньку учимся, начинаем понимать процессы и взаимодействовать с академической средой. Создали один кампус, для теоретических знаний (английский, история, менеджмент), сейчас открыли второй, – для практических занятий. Все наши 25 ресторанов — образовательные площадки, все наши шефы — наставники, 50% практики проходит в действующих ресторанах на всех позициях. Так постепенно система начинает складываться и эффективно работать."

"Руководителем архитектуры города должен быть как минимум архитектор, а комбинатом питания не может руководить учитель-трудовик"