В музее «Россия – моя история» есть любопытная фотозона, сделанная по старой гравюре. На ней очень хорошо показана конструкция плашкоутного (наплавного) моста. Мы тогда с детьми вдоволь нафотографировались, а мне тем временем пришло в голову написать вот о чём.
Когда-то давно мне попалось утверждение, которое нет-нет и проскальзывает иногда у экскурсоводов: дескать, Пётр I не любил мосты, поэтому мечтал, чтобы каждый житель Петербурга умел ходить под парусом.
Я сейчас попробую объяснить, почему это не так.
Люди, которые об этом говорят, допускают очень типичную ошибку: они мыслят современными категориями.
А ведь если поставить себя на место человека петровской эпохи, многие вещи сразу становятся понятнее.
Да, Пётр I определённо имел тягу к мореплаванию и обожал парусный флот. Но в том ли дело, что ему не нравились мосты? Пётр I был прагматиком и на многие вопросы смотрел с точки зрения экономичности.
Тогда просто не было таких технологий, которые позволили бы поставить опоры и перекрыть такую крупную реку, как Нева! В черте города глубина Невы достигает 20 м, ширина в среднем полкилометра, а кое-где больше 1 км! Добавьте ещё сюда высокую скорость течения – и получите даже по нынешним меркам сложную гидрологическую картину.
Конечно, в петровские времена решением был только наплавной мост – понтоны, а сверху настил. Дёшево и сердито, на время ледохода мост легко разобрать, чтобы его не поломало, а зимой он вообще не нужен – мостом прекрасно служила замёрзшая река.
И только в конце 19 в. научились применять кессонную технологию, которая позволила строить колоссальные мосты и перекрыть Неву.
Смотрите, как это выглядело на практике:
✅ Где-то на берегу собирался деревянный «стакан» без дна. Стенки «стакана» делали из шпунтованных досок, когда в одной доске имеется паз, а в другой – гребень. Гребень вставляется в паз, как в конструкторе — так обеспечивается плотное прилегание досок друг к другу, и вода внутрь «стакана» практически не попадает.
✅ По габаритам такой «стакан» должен быть таким, чтобы внутри него можно было проводить работы по устройству «быков» - опор моста. Представьте, какой большой!
✅ Потом «стакан» погружают в воду, притапливают его до дна. Если нужно – делают дополнительно такие конструкции и ставят их друг на друга.
✅ Как только пирамидка из «стаканоа» достигает достаточной высоты и начинает торчать над поверхностью воды, из её внутреннего пространства откачивают воду. Образуется фактически «яма» в воде.
Такая конструкция и называется «кессон». Именно благодаря ей можно вести работы по устройству «быков» и строить огромные постоянные мосты через Неву.
Так что дело тут не в пристрастиях Петра, а в технологиях.
#музейная_крыса_из_истории