Загадка итальянского палаццо в Москве на Спиридоновке. Как могли бы выглядеть его интерьеры? Увы, мы никогда не узнаем: заказчик умер еще до завершения работ.
О том, каким должен был быть конечный результат, идут вялые, но непримиримые споры: документов по этому зданию известно до печального мало. Объясняется это тем, что за свои больше 110 лет существования особняк ни разу! не реставрировался. Необследованность, в сочетании с отсутствием информации о строительстве порождают массу спекуляций.
В том числе, популярно заблуждение, что его стены должны были быть гладкими и совершенно пустыми, "обращая все внимание зрителя на потолок".
Если вы пока что ничего не поняли, то вот небольшое введение: особняк Тарасова был построен на улице Спиридоновка в 1909-1912 гг. архитектором Иваном Жолтовским для купца Гавриила Тарасова и его сыновей.
До окончания строительства Тарасов не дожил, а чрезмерная украшенность дома и тот факт, что его декор осветили в архитектурных журналах друзья архитектора, привели к тому, что налог на наследство был выставлен непомерный. Или таким его посчитали дети усопшего, и долго торговались, чтобы его уменьшить. Однако грянула революция, и закончить дом они не успели, наследники покинули Россию.
Особняк передали Верховному суду, потом посольству Германии, после войны его заняло посольство Польши, а сейчас в нем располагается институт Африки РАН.
Сейчас в особняк можно попасть с экскурсией, и главное, чем любуются гости - роскошной отделкой дверей, лестниц, каминов и... потолком.
Потому что, кроме перечисленного, в особняке от оригинального декора больше ничего нет. И вовсе не потому, что арендаторы плохо к нему относились - нет, они старательно сберегли все, что в особняке изначально было. А уж задача наших современников решить - как оно должно было быть, если бы было закончено?
Это скрины из виртуального тура по особняку, любезно предоставленного сайтом Узнай Москву: https://um.mos.ru/houses/osobnyak_gavriila_tarasova/
А теперь к предположениям: журнал Московский Архитектурный мир за 1912 год пишет среди прочего:
"Вся обстановка и мебель дома в стиле итальянского ампир с богатыми украшениями.
Материи для обивки мебели и драпри изготовлены по образцам старинных итальянских тканей, бархатов, парчи и шелков..."
В этой статье, кроме роскошных тканей, упоминается еще лестница из лабрадора и потолок черного дерева с золотом. Благодаря протечкам, мы точно знаем, что потолок НЕ из черного дерева, а ПОД черное дерево - раскрашенный бетон и гипс. Впрочем, и лестница, и потолок совершенно точно чем-то украшены, поэтому можно с большой долей вероятности предположить, что драпрИ (то есть, гобелены) - действительно, планировались и были заказаны.
По итальянским образцам или нет - они должны были заполнить стены, которые, таким образом, вовсе не должны были быть пустыми.
Фото не установленного мной источника, но идентифицировать интерьеры труда не составляет - это особняк Тарасова. Специальные держатели для гобеленов оригинального особняка здесь не пустые - на стене справа мы видим висящий гобелен. И впечатление он создает этой комнате законченное и полное. Я поверю в него с гораздо большей охотой, чем в то, что "пустые стены должны привлекать внимание к потолку".
А теперь самое время и мне обратиться к спекуляциям, хоть и не на пустом месте. Я очень внимательно прочла двухтомник Ильи Печенкина, посвященный Ивану Жолтовскому, и совершенно убеждена, что этот мастер Никогда не бросает просто так своих идей, которые ему особенно понравились. Ему нравился Палладио - и все свою творческую жизнь он упорно обыгрывал, переосмысливал общие формы, композицию и отдельные детали Палладио в своих работах. Только Палладио, один Палладио, всегда Палладио. И эти детали проходят из проекта в проект, с тех самых пор, как заказчики ему впервые разрешили обратиться к Палладио.
По стечению обстоятельств, это был павильон Скакового общества, на строительстве которого Жолтовский, скорее всего, и познакомился с Тарасовым. И сразу после окончания Скакового общества он берется за особняк Тарасова.
Как только начинаешь изучать материалы по Тарасову, неизбежно всплывают несколько фотографий, которые часто подписаны как "особняк Тарасова", но это - неверная информация. Потому что это - фотографии интерьеров павильона Скакового общества.
А теперь давайте поиграем в игру "Найди 10 отличий". Или "10 совпадений")
Начнем с общего принципа - подход к зонированию потолка, разбиение его на отдельные части-кессоны и выделение центральной части - кругом или восьмиугольником, из центра этой центрической фигуры - свисает люстра. Кессоны разделены мощными богато украшенными балками.
Другие детали еще более убедительны.
"Они одинаковые..!" - хочется процитировать одного ценителя искусства.
Добавить нужно еще и команду художников, которые работали с Жолтовским на обоих объектах: Игнатий Нивинский и Викентий Трофимов, позже к ним присоединится Евгений Лансере, который был в восторге от павильона Скакового общества.
К чему все эти сравнения?
Скорее всего, с большой долей вероятности, можно предположить, что и стены в особняке Тарасовы могли выглядеть наподобие стен Скакового общества. То есть, примерно вот так:
В заключение хочется только добавить, что мои догадки, правильные или неправильные, подтвердятся, если случится два счастливых события: павильон Скакового общества признают объектом культурного наследия и по-настоящему, по науке, отреставрируют, а также особняк Тарасова, он же Институт Африки РАН, пустит к себе реставраторов, которые и смогут дать ответы на многочисленные вопросы, которых, конечно, всегда больше, чем ответов...
#история #архитектура #особняктарасова #спиридоновка #жолтовский