Найти тему

Сколько проектов должно быть за плечами, чтобы начать отказывать клиентам?

Неожиданно, это видео про навык (а я считаю, что это навык) говорить Нет, оказалось триггерным для части маркетологов и фрилансеров. Настолько, что я увидела ответное видео в инсте.

Тезис моей оппонентки - отказывать можно только когда у тебя за плечами куча кейсов, очередь из желающих поработать, ну или муж-жена олигарх.


Я считаю, что есть ситуации, когда опыт и количество кейсов вообще ни при чем, хотя они, безусловно, помогают чувствовать себя увереннее.

Раскрою мысль шире, и приведу несколько реальных кейсов

Кейс 1. Я отказалась от проекта.

Клиент готовит к запуску мобильное приложение-переводчик на РФ, Задача - сделать так, чтобы все прям ждали. А сама презентация приложения была - как выпуск Айфона.

Бюджет на все - 200-300К (рублей!)
Согласилась бы, если бюджет был в миллионах? Нет. Потому что перевести разговор в плоскость количества скачиваний не получилось. Я не про создать шумиху. Такие специалисты есть на рынке, но это не я.

Кейс 2. Не смогла отказаться.

Несколько лет назад сопровождала проект в сфере FMCG. Изначально планировался комплекс, включая B2B, прямые продажи и опт.

Я не сказала нет, когда в итоге все свелось исключительно к маркетплейсам и оформлению карточек. Боялась потерять доход.

Мне было скучно. Я нервничала. Понимала, что на работу, которую я делаю, можно взять менее квалифицированного человека и платить в 2 раза меньше.

Несколько раз порывалась уйти, но оставалась, потому что "Как же мы без вас"

Итог - я все-таки ушла, когда осознала, что проект сжирает столько времени и энергии, что просто не остаётся на то, чтобы брать в работу новые и интересные.

Кейс 3. Не сказала Нет, а надо было

Работала в штате, директором по маркетингу.

Задача - запустить новую услугу за 2 недели, услуги b2b. В компании я всего полгода, не нахожу в себе смелости возражать. Хоть на меня и не давят.

Ведь очень хочется доказать, что я вообще все могу! И 9 женщин могут выносить ребенка за месяц, если я возьмусь за дело.

Итог - услугу я запускаю, а потом ещё 3 месяца огребаю вопросы и возражения от клиентского отдела и отдела продаж. Потому что я не всё учла, плюс не все отделы успели подготовиться

Формально как маркетолог - я все сделала. Но с точки зрения компании и системы - это было бессмысленно.

И я могла сказать нет, но не сказала.


Нужно говорить Нет, если клиент на входе ведёт себя неадекватно, имеет нереалистичные ожидания, даже при наличии хорошего бюджета. Потому что потом ты будешь "доказывать, что ты не верблюд".
Нужно говорить Нет проектам, которые не интересны. Но! Интерес может быть - в хорошем бюджете, хорошем кейсе, новой нише, новом опыте. И бесплатные тестовые на первом этапе - это хорошо. Это даёт насмотренность и опыт.

Это не просто, научиться отказывать. И да, это пришло ко мне не сразу. Это мой урок. Я до сих пор периодически прыгаю на этих граблях. Но чем раньше ты начнёшь как специалист выставлять свои границы, тем быстрее начнёшь работать с адекватными проектами и клиентами.