Найти в Дзене
Смысл в кино

Разбор фильма Одна жизнь с Энтони Хопкинсом

Оглавление

В российский прокат вышла картина режиссера Джеймса Хоуза «Одна жизнь». Откровенно говоря, нашу публику не удивить фильмами с сюжетом, происходящим в период Второй мировой.
В отечественных кинотеатрах каждый год проходит как минимум одна премьера военной драмы о героизме наших дедов. Кажется, об этом сказано уже очень много: и героического, и тяжелого, и больного, и ужасающего.
Но новые истории о старом все продолжают всплывать.

Постер к фильму "Одна жизнь"
Постер к фильму "Одна жизнь"

И хотя история «Одной жизни» известна с 80х годов, но ее определенно стоило вспомнить и рассказать.

Больше всего в этой картине привлекает именно отсутствие неоправданной пафосности, которая так свойственна многим современным западным фильмам на острые тематики.
Я бы даже сказала, что в ней есть определенная скромность в манере повествования.

Это не демонстрация героизма, это ощущение стыда, что сделано меньше, чем могло бы быть.
Вероятно, это свойственно западному миру. Не просто же так они так часто снимают картины с привкусом очередной дозы извинений, чтобы успокоить свою душу за жестокость и безразличие их предков.

Кадр из фильма "Одна жизнь"
Кадр из фильма "Одна жизнь"

И хоть «Одна жизнь» рассказывает нам об одном человеке и его внутреннем кризисе, но если говорить о Второй мировой, то это может выражать и общий характер настроений. Ведь если смотреть на факты, то запад и правда мог сделать больше.

Даже начиная с самого начала, с 1938 года, когда ни с того ни с сего Германия, Польша и Венгрия решили поделить между собой Чехословакию, а все остальные «цивилизованные страны» участвовали в этом не просто молчаливым согласием, но и своими подписями.

И это кстати еще раз показывает, что Запад кричит только тогда, когда ему выгодно кричать, в противном случае все «законно».

Кадр из фильма "Одна жизнь"
Кадр из фильма "Одна жизнь"

Та же Польша, которая бахвалится своей храбростью в войне, не разрешила проход советских войск на поддержку Чехословакии, когда в нее стал заходить Гитлер.
И по сути именно эти события послужили всей истории переправки детей беженцев из Праги в Британию.

Да, отсутствие Мюнхенского соглашения не остановило бы создание концлагерей, но это создало бы хоть какое-то препятствие, сопротивление Германии и ее союзникам.

И да, «цивилизованное общество» в лице лидеров закрывало глаза. Но нельзя сказать это про весь народ их стран.

Кадр из фильма "Одна жизнь"
Кадр из фильма "Одна жизнь"

И поэтому в фильме показывают как Николас Уинтон, Дорин и Тревор говорят о том, что они обычные люди, которые сражаются за важное дело: если никто не собирается помогать беженцам, то они должны.
И речь идет о простых людях, которые не готовы равнодушно отсиживаться, которые делают то, что не могут не делать.

Долг человека

Но если речь идет о неравнодушии простых людей, то почему название фильма "Одна жизнь"?

Николас же не был один. Он работал с командой, причем были те, кто остался в Праге, помогать сажать детей на поезд, переправлять их, они рисковали своими жизнями. А также мать Николаса во многом помогала ему.

Кадр из фильма "Одна жизнь"
Кадр из фильма "Одна жизнь"

Так почему же «Одна жизнь»?

Это не только для красного словца, и не только потому, что без него эвакуация детей была бы невозможна.

В фильме когда Николас едет в Прагу, он говорит: «Это мой долг».

Сейчас у слова "долг" есть некая негативная окраска, но современное «никто никому ничего не должен» - ложь чистой воды.

"Никто никому ничего не должен" и приводит к безразличию, к состоянию "постою в сторонке", к войнам в конце концов.
И болезнь современного общества - это идти только за своими желаниями в поисках удовольствия.

Николасу безусловно легче было бы идти за своим «хочу». Он мог поехать кататься на лыжах в Швейцарию, как и планировал, между прочим, но он поехал в Прагу.

Кадр из фильма "Одна жизнь"
Кадр из фильма "Одна жизнь"

Он последовал за своим долгом. И это долг человека не перед родителями, не перед государством, это долг перед богом, или перед собственной жизнью.

Жизнь дана нам не для воплощения своих животных удовольствий.
Это хорошо передано в "Дюне", в описании, что отличает человека от животного:

"Сознание животного не выходит за грани сиюминутного, ему недоступна мысль, что его жертвы могут вымереть... животное разрушает и не создает... удовольствия зверя всегда на уровне ощущений, они далеки от восприятия..."

Жизнь дана, чтобы мы выполнили свою задачу, с которой пришли сюда. У каждого она своя. Не всем суждено спасать детей в Африке, кому-то суждено спасать мир красотой (и я даже не иронизирую). Но чтобы это понять, нужно принять, что жизнь ведет нас иногда не к самому приятному.

И дело жизни, это не работа, которая будет делать нас счастливыми, чтобы мы могли работать и не уставать.
Дело жизни связано именно с нашим долгом, который далеко не всегда приятный, но изнутри мы чувствуем, что мы на своем месте. Тогда и возможности для нас открываются, чтобы мы выполнили свой долг перед жизнью.

Перед Николасом стояла сложнейшая задача: переправить детей через всю Европу, согласовать визы, найти деньги, найти семьи - и все это за короткий срок.
При этом возможности открывались перед ним.
Было ли это легко и счастливо?
Точно нет.
Но другого выбора не было.

Кадр из фильма "Одна жизнь"
Кадр из фильма "Одна жизнь"

Признаемся, смотреть на голодающих детей далеко не приятно, и удовольствия в этом нет. Но это была его задача, его долг, который он чувствовал изнутри.
Он помог спасти 669 детей, некоторые из которых стали нобелевскими лауреатами, режиссерами, знаменитыми генетиками, физиками.

Одна жизнь, которая идет по пути своего долга перед этой жизнью, может спасти жизни сотен и тысяч других людей.

Вот почему фильм называется "Одна жизнь", жизнь, которая находится на своем месте, которая руководствуется долгом, а не поиском удовольствий.

Внутренний путь героя

При этом даже находясь на своем месте, Николас Уинтон не выпячивал свой подвиг.
Скорее наоборот, он чувствовал ответственность, что можно было сделать больше. Боль за последний поезд с самой большой группой детей.

-8

И всю жизнь он не признавал мысль о судьбе этого поезда. И при встрече с Бетти Максвелл, он говорит: "Если я буду об этом думать, я сойду с ума".

Но так или иначе не все находится в наших руках, и именно в день отправки последнего детского рейса в город вошли немецкие войска.

И можно думать, что угодно: если бы мы сделали все быстрее, если бы... если бы... если бы...

И поэтому он даже не говорил о своем подвиге, ощущая не гордость, а чувство вины.

Он хранил альбом с именами детей, но не мог позволить себе пережить и радость за спасенных, и горечь за потерянных.

Кадр из фильма "Одна жизнь"
Кадр из фильма "Одна жизнь"

И только вскрыв старую рану, он увидел множество уже пожилых и благодарных людей. В разговорах с ними он нашел с одной стороны утешение, а с другой, признание, что дети из последнего поезда не выжили.

И потрясающая сцена Энтони Хопкинса у бассейна - это сцена принятия всех болезненных чувств Николаса, которые были закрыты на замок и спрятаны в ящик на долгие годы.

И только разрешив себе прожить это, он как будто стал снова чувствовать жизнь. Впустил в свободные от старого хлама дом и душу новые поколения, которые родились, благодаря ему.

Кадр из фильма "Одна жизнь"
Кадр из фильма "Одна жизнь"

В конечном итоге, фильм дает нам не просто историю о героическом подвиге, а о человеческом долге, который он совершает, потому что иначе не может. И конечно, о том, что не все в наших силах и воле. Мы делаем то, что зависит от нас, при этом важно не зависать в состояниях, которые стоит пережить, чтобы впустить новое.

Благодарю, что дочитали до конца!
Также буду искренне благодарна за ваши лайки и подписки, это действительно помогает моему каналу развиваться.