💠ВВЕДЕНИЕ
Впервые применение скошенного профиля вкладыша рамового подшипника были применена на тонкостенном вкладыше из так называемого белого металла ( это мягкие сплавы олова, алюминия и "секретных ингредиентов", что у каждой фирмы свои). Ничего ведь не делается просто так? Верно! Такая модификация вкладыша привычной формы должна лучше справляться с неравномерными нагрузками, воспринимаемыми вкладышем от опорной шейки коленчатого вала. На серийных двигателях модифицированные подшипники начали применять с 2004-го года. На сегодняшний день вкладыши подшипников со скошенным профилем используются на двигателях серий: S46, S50, S60, S65, S70, S80, K80, S90, K90 и K98. Видимо, вариант действительно рабочий.
Так, в чем, собственно причина? Что толкнуло разработчиков на модификацию? Смотри на Рисунок 2.
Подшипники выкрашиваются со временем и это не секрет. Но проблема в том, что зачастую со вкладышами прямоугольной формы это происходит внезапно без каких-либо предпосылок и ярко выраженных причин...
А вот на Рисунке 3 уже виден результат работы конструкторов. Смотри...
Экземпляр на Рисунке 2 отработал всего 1300 часов, что крайне мало, но его уже нужно менять. А вот модифицированный вариант на Рисунке 3 отработал уже 7000 часов, что тоже мало, но его можно и нужно продолжить использовать, работать ему еще долго.
💠"СКОШЕННЫЙ "ДИЗАЙН
Суть скошенного профиля - в скошенном профиле. Не спрашивай, просто смотри Рисунок 4.
Конструкторы задали небольшое скругление на торцах вкладыша с целью - снизить чрезмерные нагрузки при "плавании" шейки коленвала. Скос всего 2 соточки, так что на глаз незаметно, но очень эффективно.
Скошенная кромка способствует смещению нагрузки с края вкладыша к его центру на бОльшую площадь, что снижает удельное давление на вкладыш и давление масляного клина. Итог - повышение долговечности вкладыша и снижение интервалов между обслуживаниями.
💠ЭЛАСТОДИНАМИЧЕСКАЯ СИМУЛЯЦИЯ
Компания МАН на протяжение более чем 10-ти лет занималась разработкой программного обеспечения, способного производить симуляцию приложения динамической нагрузки на вкладыш подшипника. Затраты ресурсов на разработку подобного ПО быстро себя окупают, так как отпадает необходимость физического производства опытных экземпляров на начальных этапах проектирования.
Посмотри на Рисунок 5. Давление масла заметно снижено на кромке вкладыша.
Толщина-же масляного клина возрастает. Смотри Рисунок 6.
Согласно исследованиям максимальное давление масла в масляном клине подобной модификацией удалось снизить на 40%, а толщину масляной пленки увеличить в несколько раз. Эти факторы напрямую влияют на срок эксплуатации вкладыша.
💠ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Каждый рамовый подшипник двигателя испытывает индивидуальную нагрузку, специфика которой зависит от большого числа факторов. Найти оптимальное решение, подходящее для каждой опорной шейки коленчатого вала довольно трудно, но вкладыши со скошенными кромками хорошо себя показали. Они могут устанавливаться только на те подшипники, что страдают от преждевременного усталостного износа, но могут заменить и вкладыши всех рамовых подшипников двигателя.
Для удобства контроля и обслуживания вкладыши со скошенными гранями маркируются аббревиатурой "ВЕ", что означает "Blended edge". На 10-ти цилиндровом двигателе их может быть 2 или 11, а количество и положение зависит от результатов симуляции нагрузки для конкретного двигателя и опыта его эксплуатации.
Оригинал статьи : https://t.me/c/1536125753/553
Чтобы иметь доступ к книгам, нужно подписаться на библиотеку: https://t.me/+QV9wgiG-9O8xNmQy
Все мои проекты по одной ссылке: https://taplink.cc/sharapov_mechanic