В эфире со Стивом Дудником Михаилу Хазину был задан вопрос:
Стив Дудник: Россия, Мексика и Китай – единственные страны мира, в которых по итогам прошлого года выросла реально заработная плата. Это доклад Международной организации труда. Что это означает для будущего развития глобальных рынков?
Михал Хазин: Ну так картинка меняется радикально. Сейчас идет разрушение, а потом будет создание нового. Нового пока нет, пока идет разрушение.
Чем хороша Россия? Дело в том, что Россия, этот спад, произошел уже в 90-е годы. Мы его уже преодолели. А вот, соответственно, Западная Европа, Китай и США еще нет. И непонятно, как это преодоление будет происходить.
Есть еще одна страна, которая точно этот спад преодолеет - это Япония.
Потому что Япония в некотором смысле очень консервативная, очень по-старому устроенное общество. Я просто сегодня разговаривал с одним своим знакомым, старым. Мы обсуждали в деревню.
Вот человек, который много жил в деревне, он знает точно, что в деревнях люди, в общем, все понимают. Но они знают точно, что обсуждать то, на что они не могут повлиять - бессмысленно. Вот если у коровы живот болит, это важно. Если курицы стали плохо нестись, это важно. Если там Манька твоего мужика соблазняет, это тоже иногда важно. А вот, соответственно, что там происходит в большой политике, это иногда можно потрепаться, но это неважно.
И вот тут самое интересное. Во времена СССР, всякие пропагандисты райкомов партии и прочие разные, очень не любили приезжать в деревню. Потому что одно дело, когда деревенские молчат, а вдруг они, не дай Бог, рот откроют. И начнут задавать вопросы, реальные. И что делать? Так вот, фокус состоит в том, что в Японии вся страна живет как одна большая деревня.
Я просто жил в русской деревне. И когда я приехал в Японию, я просто сначала не понял, что это за страна. А потом понял, это большая, на 120 с лишним миллионов человек, русская деревня. И там надо себя вести по-деревенски. И все, у тебя нет вообще никаких проблем. Вообще никаких.
Но при этом не нужно им гнать какую-то пропаганду. Они точно знают, что если плохо, надо друг другу помогать. Я же рассказывал, 24 февраля 22 года моя дочь живет в Токио. Украинцы вышли на демонстрацию. Руки прочь. Из города Акаяма на самом юге Японии позвонила тетенька, у которой Ася жила 10 лет назад, когда первый раз приехала в Японию в семью. Позвонила и спросила:
Ася, а там у тебя никаких нет проблем?
Она говорит: да нет, это там их 3,5 калеки, Токио такой большой город.
Ася, если будут проблемы, позвони мне. Я позвоню твоим соседям.
Она не знает этих соседей. Но она им скажет, вот у меня эта девочка жила, мы ее хорошо знаем. Это хорошая девочка, ее нельзя в обиду сдавать. Мы с ними поговорим, и они тебя защитят. И еще при этом двое ее дружбанов, один художник, а другой программист. Они позвонили, сказали Ася, мы тут ребят набрали. Если что, ты скажи, мы пойдем этих бить, которые тебя обижают.
Не, ну это очень правильно.