Вся королевская рать. СССР, 1971. Режиссеры Александр Гуткович, Наум Ардашников. Сценарист Александр Гуткович (по мотивам романа Роберта П. Уоррена). Актеры: Георгий Жжёнов, Михаил Козаков, Татьяна Лаврова, Борис Иванов, Алла Демидова, Олег Ефремов, Александра Климова, Анатолий Папанов, Ростислав Плятт, Валентина Калинина, Валерий Хлевинский, Лев Дуров, Евгений Евстигнеев, Ада Войцик, Лаймонас Норейка и др. Премьера на ТВ: 28 августа 1971.
Режиссер Александр Гуткович (1920—1989) поставил два фильма и несколько телеспектаклей, но самым известной его работой стал телефильм «Вся королевская рать».
На счету режиссера (и оператора) Наума Ардашникова (1931—2012) постановка шести полнометражных игровых картин, из которых наиболее известен фильм «Пришла и говорю», вошедший в тысячу самых популярных советских кинолент.
История создания телефильма «Вся королевская рать» весьма драматична.
Сценарий по нашумевшему политическому роману Р.П. Уоррена (1905—1989) был написан режиссером Александром Гутковичем, который пригласил на главную роль американского политика Вилли Старка выдающегося актера Павла Луспекаева (1927—1970). П. Луспекаев начал сниматься в этом фильме, но в разгаре съемок (была снята третья часть материала) скончался от смертельной болезни… Судя по восторженным отзывам очевидцев и сохранившимся кинофрагментам, эта роль могла стать лучшей в карьере Павла Луспекаева…
Съемки было решено продолжить, и А. Гуткович остановил свой выбор на Георгии Жжёнове (1915—2005). Разумеется, его трактовка роли Вилли Старка была иной, но весьма интересной и яркой.
Однако после завершения съемок начальство решило отстранить Александра Гутковича от монтажа и поручило это сделать одному из операторов фильма – Науму Ардашникову, который затем был добавлен в титры фильма в качестве сорежиссера…
Мнения зрителей XXI века о телефильме «Вся королевская рать», как правило, позитивны:
«Великолепный фильм со звёздным составом. … Главные герои сыграны великолепно — и недаром, это же звёзды тогдашнего советского кино, причем в расцвете творческих сил. Этот фильм стоит смотреть» (Нафигатор).
«Роман, по которому поставлен фильм, имеет много малоинтересных "длиннот", философских отступлений и читается без особого удовольствия. Фильм же сделан достаточно динамично и смотрится с интересом, актёры играют превосходно» (Вольдемар).
«Для того времени очень удачный фильм, смотрибельный и захватывающий. А это ведь главное для кино. Жаль, не было достаточно реквизита. Даже нам, тогдашним школьникам бросалось в глаза, что ездят герои, скорее, на старых советских авто, а не американских. Да и многое другое можно было подметить. Но динамизм, игра актеров и музыкальное сопровождение сделали свое дело» (Юрий).
«Кто-то упрекает фильм в «заидеологизированности», но в те времена по иному и быть не могло. Сейчас идеологии нет, а что изменилось? Мы прошли огромный путь от безоговорочной влюблённости в США до почти ненависти. Истина всегда между. Наше кино достаточно правдиво и точно показывало Запад, а киношники Запада никогда не заморачивались в правдивости показа СССР и теперь и России: снег, водка, ушанки и т.д. … Что до актёрской игры, то она вполне на уровне. … Америка на самом деле разная, и такая тоже» (Б. Аникеев).
Впрочем, есть и зрительские отзывы, акцентирующие идеологические аспекты:
«В глаза сразу бросается заидеилогизированность… Именно такими видели американцев в СССР, в партийно—идеологическом руководстве страны... Перенос действия из середины 20-x в недавние 60-е также себя не оправдал, получилась этакая мешанина нравов тех и иных времен, в итоге не соответствующая ни тем, ни другим временам. … Все время курят и пьют, видать для утверждения своей американской кондовости. Но актеры играют страсти, увы, исключительно по русски, c истериками, подвыванием и излишней категоричностью. … Герой Георгия Жженова изо всех сил пытается своей во все лицо улыбкой походить на Джона Кеннеди, но тут же переходит в «жестокого беспринципного политикана». Все лирические, романтические, человеческие линии романа Роберта Пенна Уорена в фильме не просто опущены, они уничтожены…. И осталась идеологически выверенная картина» (Днипро).
Киновед Александр Федоров
Вызываем огонь на себя. СССР, 1964. Режиссер Сергей Колосов. Сценаристы: Сергей Колосов, Овидий Горчаков, Януш Пшимановский (по одноимённой повести Овидия Горчакова и Януша Пшимановского). Актеры: Людмила Касаткина, Изольда Извицкая, Елена Королёва, Александр Лазарев, Станислав Чекан, Ролан Быков, Олег Ефремов, Павел Пацл, Евгений Шутов, Ада Войцик, Нина Крачковская, Борис Чирков, Владимир Осенев и др. Премьера на ТВ: 18 февраля 1965.
Режиссер Сергей Колосов (1921—2012) за свою долгую карьеру поставил два десятка фильмов, многие из которых имели большой успех у зрителей, особенно телевизионные «Вызываем огонь на себя», «Операция «Трест».
Премьера военной драмы «Вызываем огонь на себя», в которой главная героиня, действуя в тылу Вермахта, организовывает серию диверсий против оккупантов, стала телесенсацией 1965 года. Это был первый советский сериал (который тогда назвался многосерийным телевизионным художественным фильмом).
Кинокритик Виктор Демин (1937—1993) писал, что «нетрудно разглядеть в этой работе сбои стилистических пластов, как бы маятниковое качание между пафосом публицистики и протокольно холодноватой верностью документам, между «правдой факта» и требованиями приключенческого жанра, его канонических ситуаций, воспитывающих в нас проницательность, довольно часто стандартную» (Демин, 1981: 104).
Но зрители были полностью увлечены остросюжетной историей Анны Морозовой в талантливом исполнении Людмилы Касаткиной, сопереживая и ненавидя ее врагов. Здесь можно согласиться с А. Мурадовым и К. Шерговой: «Создатели фильма не только предлагают нам рассмотреть главную героиню и ее помощников не просто как людей— функций, готовых к подвигу, но и в контексте морально— этического выбора человека, они также отделяют образ врага от образа отрицательного персонажа. В фильме «Вызываем огонь на себя» предложена практически вся палитра образов немецких врагов, от циничных до глупо— восторженных и/или самовлюбленных военных, выполняющих при этом свой долг» (Мурадов, Шергова, 2019: 24).
В год премьеры этот фильм Сергея Колосова «буквально пригвоздил зрителя на четыре вечера к экрану. Авторы не подлаживались, не подстраивались под вкусы аудитории. Они видели в зрителе умного, размышляющего собеседника. И зритель ответил фильму неподдельной любовью. … Незабываемая Аня Морозова Людмилы Касаткиной – по-женски мудрая и по-девчоночьи бесшабашная, храбрая и слабая. Она явила собой тот тип русской женщины, на плечи которой пал груз войны. … Полицай Терех Ролана Быкова сразил зрителя небывалой многокрасочностью и многосложностью. … Благодаря этому фильму была восстановлена историческая справедливость, герои брянского подполья посмертно были награждены орденами. А реальной Анне Морозовой посмертно присвоено звание Героя Советского Союза» (Малюкова, 2010: 238). А в 1965-м «на волне успеха фильма появилось специальное объединение "Телефильм", художественным руководителем которого стал Сергей Колосов» (Рамм, 2010).
Зрительский успех фильма «Вызываем огонь на себя» был так велик, что спустя четыре года он был выпушен и на экраны кинотеатров…
Зрители XXI с большим уважением пишут об этом фильме С. Колосова:
«Очень точно режиссеру удалось вставить кинохронику в фильм, подобрать под нее озвучку—текст… Особых ляпов в фильме нет. Особенно порадовала точность создания образа врага, униформа немцев без ляпов, даже оберштурмфюрер СС Вернер и то в правильной полевой униформе, а не в черной униформе общих СС, которую не носили уже с 1939 года… Фильм заставляет смотреть его еще и еще, он не надоедает. Игра актеров великолепна» (Историк).
«Гениальный фильм! Первый раз его увидел, когда "Вызываем огонь на себя" показывали по телевидению впервые, то есть четвероклассником. Потом, конечно, смотрел многократно. В некоторых местах не мог сдержать слёз. Хотелось бы обратить внимание на музыкальную характеристику немцев. В начале и в середине — это популярные песенки под аккордеон. А ближе к концу — совсем другое. Помните, немец сидит за фортепиано в обречённом кафе и играет потрясающую музыку. Официантка, которая уже заложила мину, подносит ему на подносе бокал вина. Тот, не отрываясь от клавиатуры, благодарно кивает. Звучит мысль, что Германия — страна не только солдафонов, но и великой культуры. Вот учился человек перед войной музыке, учился профессионально, поскольку играет не как дилетант, а как виртуоз. Но родине оказался нужен его талант, а только пальцы. Ведь у сапёра (а этот военный — сапёр) должны быть чуткие, поистине музыкальные пальцы: чтобы минировать и разминировать, чтобы взрывать. … Впрочем, может, немец просто из культурной семьи с традициями музыкального образования. Всё равно печально, трагично» (Сергей).
Киновед Александр Федоров
Гардемарины, вперед! СССР, 1987. Режиссер Светлана Дружинина. Сценаристы Светлана Дружинина, Юрий Нагибин, Нина Соротокина (по роману Нины Соротокиной «Трое из Навигацкой школы»). Актеры: Сергей Жигунов, Дмитрий Харатьян, Владимир Шевельков, Татьяна Лютаева, Ольга Машная, Михаил Боярский, Евгений Евстигнеев, Владислав Стржельчик, Александр Абдулов, Иннокентий Смоктуновский, Виктор Павлов, Валерий Афанасьев, Владимир Балон, Виктор Борцов, Александр Пашутин, Нелли Пшенная, Паул Буткевич, Семён Фарада, Борис Химичев, Римма Маркова, Игорь Ясулович, Елена Цыплакова, Людмила Нильская, Владимир Стеклов и др. Премьера на ТВ: 1 января 1988.
Режиссер Светлана Дружинина поставила девять фильмов и сериалов, из которых наибольшую известность получили именно костюмные романтичные сериалы про приключения гардемаринов.
Киновед Лидия Кузьмина отмечала, что в сериале «Гардемарины, вперед!» «приключенческая интрига органично вписалась в русский антураж. Погони и драки хорошо смотрелись на фоне живописных отечественных пейзажей, деревянных срубов и каменных палат. Костюмы гардемаринов не уступали по элегантности мушкетерским плащам. Довершали картину изящно «разбросанные» там и сям приметы романтической влюбленности… Вместе с тем фильм не был лишь романтическим приключением – он был открытием русской истории. На экране появились реалии русского XVIII века, пусть и весьма вольной интерпретации. … Фильм появился … на фоне переоценки всего и вся – в том числе этических норм. На экран хлынули цинизм, апокалипсические предчувствия и бытовая рутина, чувство безысходности. Картина Дружининой стала исключением. Она повествовала о людях, которые верны принципам, преданы своим любимым, друзьям, своей Родине. Обладая на редкость цельным характером, активной жизненной позицией, режиссер проявила твердость, не поддалась общему унынию… Ее фильмы чувственны, их героями движет любовь» (Кузьмина, 2010: 163-164).
«Гардемарины, вперед!» принесли фантастическую популярность Сергею Жигунову, Дмитрию Харатьяну и Владимиру Шевелькову, однако в последующих продолжениях этого сериала столь удачно подобранное режиссером трио распалось, и из «старого состава» в центре сюжете в итоге остался один Дмитрий Харатьян…
Так или иначе, но попытка сделать русских «трех мушкетеров» удалась, и миллионы зрителей (особенно – зрительниц) до сих пор вспоминают этот сериал с удовольствием:
«Это единственный фильм, который мне хочется пересматривать снова и снова. И ведь не надоедает же! Когда меня спрашивают, какой мой любимый фильм, я, не задумываясь, отвечаю: "Гардемарины, вперед!" А какие актеры собрались в этом фильме! Просто супер!» (Марина).
«Очень хороший фильм, лиричный, патриотичный, с юмором русским, музыкальный. … Насколько я знаю, все возрасты его очень неплохо принимают. … А если современные девушки его хорошо принимают, то значит еще не все потеряно» (Владимир).
«Говорю сразу, это мой любимый фильм и остается им по сей день, ничего похожего так и не сняли. До сих пор помню, когда показывали первый раз, у нас барахлил телевизор и, несмотря на то, плохо было видно, мы не могли оторваться от экрана» (Светлана).
Киновед Александр Федоров