Вариант «Омега». СССР, 1975. Режиссер Антонис Воязос. Сценаристы Николай Леонов, Ю. Костров (по собственной повести «Операция «Викинг»). Актеры: Олег Даль, Игорь Васильев, Елена Прудникова, Ирина Печерникова, Евгений Евстигнеев, Вадим Яковлев, Сергей Полежаев, Пауль Кальде, Александр Калягин, Алексей Эйбоженко, Фёдор Никитин, Виталий Коняев и др. Премьера на ТВ: 15 сентября 1975.
Режиссер Антонис—Янис Воязос (1930—1992) за свою творческую биографию поставил всего три игровых фильма (первый из них был короткометражным), и запомнился зрителям только по военно-детективному сериалу «Вариант «Омега».
Жизнь Антониса—Яниса Воязоса сама по себе достойна остросюжетного романа или фильма. Он родился в Салониках, юным восемнадцатилетним коммунистом со своими соратниками по греческой компартии угнал самолет, за что был заочно приговорен к смертной казни. Понятно, что с таким приговором юному коммунисту только и оставалось, что сбежать в СССР. Там он сначала поработал токарем, пару лет поучился в Ташкентском театрально-художественном институте, а потом подался в Москву, во ВГИК, где учился в мастерской Михаила Ромма. Свои первые две игровые картины Воязос снял в 1960-х. «Вариант «Омега» стал его последней работой в СССР, вскоре после ее премьеры режиссер вернулся на родину, где продолжил свою творческую деятельность – в литературе, кино и театре…
Сюжет фильма «Вариант «Омега» был построен на психологической дуэли двух противников – разведчика Скорина (Олег Даль) и барона фон Шлоссера (Игорь Васильев)…
Именно Антонис— Янис Воязос настоял на том, что роль советского разведчика, действовавшего в оккупированном Таллине 1942 года, сыграл Олег Даль (1941—1981), из-за чего съемочная киногруппа шутя называла этот телепроект «Вариант Олега»…
Советская кинопресса встретила этот фильм неоднозначно.
К примеру, кинокритик Виктор Демин (1937—1993) писал, что в «Варианте «Омега» «с редкой основательностью и разнообразием … вскрыта именно кухня разведческого ремесла. Мы видим систему отработанных операций, на которые противник отвечает своими операциями, а ходы эти понятны, как на шахматной доске, — вопрос в том, кто глубже продумал позицию и чей ход окажется последним. И. Васильев играет немецкого разведчика фон Шлоссера круто, энергично. Постоянно настороже, очень внимательный к собеседнику, его герой упоен профессиональным могуществом, но обладает и долей иронии, смягчающей самоуверенность. Он может, споткнувшись на полуслове, полуфразе, мгновенно уйти в себя, как бы заново пробежать всю цепочку шахматных обоснований своих выводов. Заносчивый и высокомерный, склонный к громким тирадам, он становится чуть ли не беззащитным, когда сталкивается с чем— то, что не учтено им, что ускользает от анализа. В схватке с этой жестокой силой советскому разведчику Скорину предстоит исподволь подчинить ее, заставить служить другим целям. Скорина выпало играть О. Далю. Там, где другой постановщик, учтя своеобразие драматургического материала, наверное, выбрал бы «открытого» исполнителя, у которого душевное состояние мгновенно отражается следом-тенью на лице, А. Воязос предпочел артиста, обладавшего редкостной способностью к контакту без эха, и охотно подчеркнул эту черту. Скорин в исполнении Даля не гений, не посредственность, а загадка, загадка и загадка. Он молчит, смотрит жгучим, тяжелым взглядом, откроет рот, чтобы бросить краткую реплику, но и тут все туманно: то ли бравада претендует выглядеть проявлением серьезности, то ли серьезное подается как игра.
Поединок разведчиков становится схваткой Давида с Голиафом. Интерес здесь — в самом обмене ударами, в объяснении того, почему же, каким образом и когда Скорин, вроде бы беспомощный, обхитрил аса немецкой военной разведки. Разве не для этого нужна в фильме кухня разведческого ремесла, так демонстративно вначале распахнутая? Но нет, сценарий обманывает нас. Некоторое время сюжет вроде бы идет двумя ногами, точки зрения противоборствующих сторон в изображении чередуются. Но в какой-то момент, ничем не отмеченный, мы начинаем смотреть на Скорина только извне. Раньше мы знали о его чувствах, намерениях и поступках, а теперь о них остается лишь гадать. Эффект неожиданной концовки от этого, естественно, возрастает, но не слишком ли дорогой ценой? Скорин, оказывается, в тишине терпеливо ковал оружие своей будущей победы, но от нас-то почему это утаивали? Поединок в результате перестал быть поединком. Он превратился в традиционное приключенческое действо. Три долгих раунда, три полные серии из пяти мы наблюдали уверенную игру в одни ворота, как вдруг, подводя итоги, нам сообщили, что победила обороняющаяся команда, потому что были произведены такие-то и такие-то удары, о которых мы доселе не имели представления. Побеждал Шлоссер, а победил Скорин. Разве мы не рады? Мы очень рады, но и обескуражены. Обескуражены вместе со Шлоссером. Он обманут и проиграл, мы выиграли, но тоже чувствуем себя сценарно обманутыми» (Демин, 1981).
Уже в постсоветские времена кинокритик Анастасия Крайнер утверждала, что в «Варианте «Омега» «зрителя запутывают, водят по лабиринтам извращенного сознания настоящего шпиона и очаровывают. Фильм как шкатулка с сюрпризами: загадки сюжета сменяются лирическими переживаниями героя, перипетии сюжета — глубокой рефлексией остро чувствующего персонажа. … Герой и в самом деле получился какой-то «зеркальный» — в нем характер актера отразился даже сильнее, чем планировал Даль. Скорин не супермен, но и не статист. Он человек — парадокс. Персонаж из породы тех вечных странников, к которым принадлежал и Олег Иванович. Сильнее всего очарование Скорина проявляется, когда Даль сам исполняет центральную песню фильма «Где он этот день». В тот момент зритель остро чувствует особенную интонацию, которая журчит чеховским «подводным течением» между строк, между малозаметных символов на протяжении всей ленты. Воязос не собирался конкурировать с прочими сериалами о разведчиках. Он создал свой фильм, акценты в котором сместились в сторону простоты, душевности, светлых оттенков любви и сострадания. Режиссер не прогадал не только со Скориным — Далем. Очень удачным стал образ барона Георга фон Шлоссера в исполнении актера МХАТ Игоря Васильева» (Крайнер, 2008).
А. Мурадов и К. Шергова отмечают, что «Вариант «Омега», один из последних советских многосерийных фильмов о достижениях спецслужб во время Великой Отечественной войны, предложил зрителю новый образ: вместо холодного и в какой-то степени чужого разведчика возник другой персонаж – высокопрофессиональный солдат, чьи человеческие слабости не скрывались, а подчеркивались. Таким образом, зритель мог увидеть себя в этом герое, в отличие от предшественников подобных персонажей. Кроме того, формирование образа «умного врага» вышло на новый уровень, главный антагонист вызывает не только восхищение, но и в какой-то мере – сочувствие. А, следовательно, поединок между такими персонажами привлекает больший интерес» (Мурадов, Шергова, 2019: 63-64).
Мнения сегодняшних зрителей о «Варианте «Омега» часто противоположны – от полного восторга до полного отрицания, подстегнутого поисками «ляпов»:
«Очень люблю "Вариант Омега", как великолепны здесь все без исключения актёры! Это, что называется, "штучная работа". Самое интересное в фильме — противостояние Шлоссера и Скорина, потрясающая психологическая игра двух прекрасных актёров» (Михаил).
«Я отнюдь не считаю роль Скорина большой актёрской удачей Даля. В их противостоянии со Шлоссером—Васильевым последний выглядит и сильнее, и убедительней. Уж не знаю, была ли то коварная задумка греческого режиссёра, или просто у Васильева произошла "химическая реакция" вживания в образ, а у Даля — нет в силу пресловутого фактора "несвоего персонажа". А вообще, немцы в фильме показаны на редкость интересно и разнопланово. Более того, центральным по фильму является вовсе не номинальное противостояние "нашего с ихним", а внутренний конфликт в стане врага. Аристократ— интеллектуал фон Шлоссер, вынужденный против воли и убеждений служить "диктатуре мелких лавочников" и скотовод Маггиль, олицетворяющий эту самую диктатуру ("Растолстел, полысел, повысился в звании, но не поумнел... скорее наоборот". Не правда ли, едко сказано?). И уж Васильев-то с Калягиным разыгрывают свои партии, как по нотам. Из т.н. "наших" же запомнился Евстигнеев в роли майора госбезопасности: его взгляд, холодная учтивость, от которой мороз по коже. Думается, актёр знал об этой зловещей организации что— то, чего мы, простые смертные в семидесятые не знали и пытался вложить в образ гораздо больше чем было в сценарии. А Даль в этом фильме... лихо носит немецкую полевую форму, мастерски разыгрывает русский запой (ну, это неудивительно), кадрит юную очаровательную Фишбах, в целом не портит картины, "по-далевски" мил, "по- далевски" обаятелен, но не более того» (Е. Гейндрих).
«Ну, почему советские режиссеры так халатно относились к фактуре военных лет? Неужели не было нормальных консультантов по форме, по военной технике?» (С. Петров).
Киновед Александр Федоров
Вас вызывает Таймыр. СССР, 1970. Режиссер Алексей Коренев. Сценаристы Александр Галич, Константин Исаев (по одноимённой пьесе Константина Исаева и Александра Галича). Актеры: Юрий Кузьменков, Евгений Стеблов, Евгений Весник, Павел Павленко, Елена Коренева, Светлана Старикова, Инна Макарова, Валентина Талызина, Екатерина Васильева и др. Премьера на ТВ: 3 января 1971.
Режиссер Алексей Коренев (1927—1995) за свою творческую карьеру поставил 13 фильмов. В основном это комедии, среди которых есть и, на мой взгляд, очень удачные («Урок литературы», «Большая перемена», «По семейным обстоятельствам»).
Ретрокомедию «Вас вызывает Таймыр», действие которой происходит в столичной гостинице 1947 года, поначалу сопровождал зрительский успех, но после эмиграции драматурга и барда Александра Галича (1918—1977) она была на какое-то время положена на полку…
Кстати, туда же была отправлена и другая комедия Алексея Коренева – «Урок литературы». Правда причина там была иная – начальству не понравился «день без вранья», который решил себе устроить главный герой в трогательном исполнении Евгения Стеблова.
Настоящий успех пришел к Алексею Кореневу 29 апреля 1973 года, когда по центральному телевидению была показана ее комедия «Большая перемена».
Через пять лет, 29 апреля 1978 года на телеэкран вышла еще одна популярная комедия А. Коренева – «По семейным обстоятельствам», где блистательное актерское трио Галины Польских, Евгения Стеблова и Марины Дюжевой было удачно дополнено феерическими эпизодами с участием Владимира Басова, Ролана Быкова, Анатолий Папанова и других мастеров экрана.
К сожалению, после распада СССР судьба Алексея Коренева сложилась печально: работы не было. И как пишет киновед Ирина Гращенкова, от безденежья «он стал у метро торговать газетами и умер» (Гращенкова, 2010: 246). Случилось это 26 февраля 1995 года…
Комедию «Вас вызывает Таймыр» современная аудитория вспоминает, как правило, добрым словом:
«Прекрасный, добрый фильм! Классическая комедийная путаница. Какая прекрасная песня Галича. Столько легкого юмора! Игра всех актеров замечательна» (Я. Яковлева).
«Обожаю этот фильм. Всегда поднимает настроение. Очень нравятся здесь молоденькая Коренева, Стеблов и Кузьменков. А вообще, все актёры играют блестяще» (Настя).
«Какой добрый, светлый и наивно смешной фильм, таких картин уже больше не снимают (или не могут). Вроде и сюжет незамысловат, и действие происходит практически в одной комнате, а ведь чем-то притягивает—завлекает да так, что и не оторваться до конца просмотра. Замечательный фильм, всегда смотрю его как в первый раз» (Р. Ибрагимова).
«Для меня этот фильм один из самых любимых. Веселая комедия ошибок. Он и смешной, и немного грустный. А, самое главное, это очень добрый фильм. И юмор в нем добрый. И люди в нем добрые показаны, которые готовы друг другу помогать, а ведь они познакомились только здесь в гостинице» (Н. Волкова).
Киновед Александр Федоров
Вечный зов. СССР, 1973–1983. Режиссеры Владимир Краснопольский, Валерий Усков. Сценаристы Анатолий Иванов, Константин Исаев (по одноимённому роману Анатолия Иванова). Актеры: Валерий Хлевинский, Вадим Спиридонов, Николай Иванов, Пётр Вельяминов, Иван Лапиков, Владлен Бирюков, Ада Роговцева, Тамара Сёмина, Андрей Мартынов, Владимир Борисов, Ефим Копелян и др. Премьеры на ТВ: 2 июня 1976 (1 часть), 16 января 1979 (2 часть), 11 мая 1983 (3 часть).
Режиссеры Владимир Краснопольский и Валерий Усков известны зрителям в основном по телесериалам («Тени исчезают в полдень», «Вечный зов»), хотя есть у них на счету и заметные работы в кинематографе (к примеру, фильм «Неподсуден»).
Сериалов в советские времена было немного, поэтому почти каждый из них становился событием в общественной жизни. Миллионы зрителей уже на следующее утро после премьеры первой серии горячо обсуждали ее персонажей и спорили порой до хрипоты…
В экранизациях романов Анатолия Иванова (1928—1999) «Тени исчезают в полдень» и «Вечный зов» рассказывались драматические истории сибирских семей с охватом в несколько десятилетий. Тут и революция, и гражданская война, и коллективизация, и снова война, на этот раз – Великая Отечественная…
Эти фильмы, съемки которых растянулись на десяток с лишним лет, принесли всесоюзную известность Петру Вельяминову, Вадиму Спиридонову и многим другим актерам.
Зрители и сегодня готовы спорить об этих сериалах (или о многосерийных художественных фильмах, как их принято было тогда называть). На сайте «Кино— театр.ру», к примеру, размещены несколько тысяч зрительских отзывов. Большинство из них восторженного свойства и только в некоторых упоминается об идеологизированной подаче материала…
«Да, это великий фильм. Он собрал плеяду замечательных и талантливейших актеров. Его создавали несколько лет, делали мастера своего дела. В сравнение с нынешним многосерийным кино (сериалами) он просто не идет. Показать жизнь семьи на протяжении почти целого века на фоне различных событий страны крайне трудно. Актеров старили так, что действительно было видно — вот герой молодой парень, а вот он уже стал мужчиной, а теперь он умудренный жизнью старик. И в это веришь… В современном кино я, к сожалению, таких работ не вижу. Если хотят показать, что героиня состарилась, ей просто накладывают седину и в редких случаях делают грим лица, изображая старческие морщины. А ведь передать на экране то, как человек с годами меняется, становится мудрее, опытнее, передать всю тоску за прожитые годы — это ведь ни так просто» (Елизавета).
«Это не фильм. Это — фильмище! Смотрела его неоднократно, но каждый раз он вызывает массу эмоций. Перечислять имена актеров, бесподобно сыгравших в этом фильме, дело пустое, потому что считаю, что все роли (главные и второстепенные) сыграны талантливо!» (Анжелика).
«Я хочу выразить своё восхищение всем актёрам этого фильма! … "Вечный зов" я пронёс через всю свою жизнь. С 10 лет и до сего времени этот фильм остаётся для моей души шедевром! Подборка актёров по правдоподобию родственной внешней схожести, тонкая игра всех негативных и позитивных персонажей настолько была реальна, что вызывала в меня любовь, ненависть, слёзы, радость, печаль и все остальные чувства, переживания. … Сейчас даже не могу найти аналога к этому фильму... Его просто нет. Низкий поклон всем актёрам и создателям этого фильма! До глубины души восхищён!» (Владимир).
Киновед Александр Федоров