Найти тему
prokópec m.

Симона де Бовуар "Очень легкая смерть" рецензия

“Почему мы придаем такое значение предсмертным желаниям, если вместе с жизнью исчезает и память? Но ведь исчезает и возможность искупить вину. В эти дни я отчетливо поняла, что, присутствуя при последних минутах близкого человека, мы прикасаемся к вечности.” - Симона де Бовуар. Личность Симоны де Бовуар является одной из величайших среди писателей и философов XX-го века. Её произведение “Второй пол” изданное в двух томах, стало фундаментальным в идеологии феминизма. “Очень легкая смерть” автобиографичный рассказ в котором писательница запечатлевает последние дни своей матери, исследует отношения матери и дочери, а также прикасается к теми смерти.
Смерть всегда витает вокруг в произведениях Симоны, неудивительно ведь она одна из представительниц экзистенциальной  философии.
Этот рассказ не только представляет читателю непростые моменты ухода близкого человека, но и позволяет заглянуть в глубины человеческой природы, и одну из её важнейших частей - смерть. Сила произведения заключается в том, как де Бовуар описывает этот процесс - не прячется от страха и отчаяния, а сталкивается с ними лицом к лицу.
В то же время, "Очень легкая смерть" демонстрирует уникальность взгляда де Бовуар на жизнь и смерть, когда она отказывается от христианской философии отречения и смотрит на смерть, как на неизбежную часть человеческого существования. В этом смысле, произведение является важным вкладом в философскую мысль о смерти и бытии.
Мать Симоны - Франсуаза де Бовуар, всю жизнь жила по впитавшимся в неё христианским убеждениям, но как замечает писательница её мать «жила против самой себя»  и именно перед смертью проявляется её истинная натура человека любящего жизнь и хватающегося за неё до последнего вздоха. Заболев, Франсуаза отказывается от церковных обрядов, но это не означает потерю веры, героиня оказывается слишком ухватившейся за жизнь земную и уже не может уповать на небеса.
Жизнелюбивая, с «огнем» в крови - Франсуаза де Бовуар с детства была охвачена церковными устоями и догмами, а затем ставшая типичной представительницей буржуазной прослойки, волочит своё существование. Теперь прикованная к больничной койке, она жадно хватается за жизнь, боясь потерять каждый день отведенный ей. Поздно проснувшись она ужасается тому, что проспала весь день. В её восклицания выражается жажда к жизни и нежелание терять эту жизнь.
С.Великовский в своей рецензии указывает на важный момент в понимании произведения: «Смерть обостряет сознание несовершенства нашего земного удела, но не менее безжалостно обнажает она несовершенства дурно заведенного житейского уклада. В повести Симоны де Бовуар нравственный счет, предъявленный обществу, по крайней мере столь же серьезен, как счет метафизический, предъявленный мирозданию.»
Предельно честная и искренняя исповедь Симоны де Бовуар - вот как можно охарактеризовать данный рассказ. Язык её в этом произведении сухой, сдержан и честен. Произведение становится словно просто описанием жизни больного. Так как книга писалась во время того как происходили  события, происходящие в ней. Именно поэтому все отеннки эмоций и чувств переданы искренно и честно. Симона использует этот стиль, рассказывая об агонии и вещах нелицеприятных, дабы  призвать  читателя сопереживать и разделить бремя героини.
Произведение благодаря мастерскому языку Симоны де Бовуар становится больше чем просто рассказом о смерти родного человека, а преобразуется в философские размышления о бытие, смерти и человеческой природе.
Для меня данное произведение является одним из важнейших и ключевых в моём литературном “бэкграунде” . Я с уверенностью могу сказать, что оно стало одной из моих “настольных книг”.
Закончить свою небольшую рецензию хочу цитатой из произведения.
“Но нет. Человек умирает не оттого, что родился, жил, состарился. Он умирает от конкретной причины и, хотя мать доживала последние годы, мы были потрясены, когда узнали, что у нее саркома. Рак, инфаркт, воспаление легких — все это так же ужасно и неожиданно, как авария во время полета. Мужество матери вселяет оптимизм: почти парализованная, при последнем издыхании, она боролась за каждое бесконечно ценное мгновение; и в то же время ее тщетное упорство срывало утешительный покров мнимой обыденности. Естественной смерти не существует: ни одно несчастье, обрушивающееся на человека, не может быть естественным, ибо мир существует постольку, поскольку существует человек. Все люди смертны, но для каждого человека смерть — это бедствие, которое настигает его, как ничем не оправданное насилие, даже если человек покорно принимает ее.”
“Почему мы придаем такое значение предсмертным желаниям, если вместе с жизнью исчезает и память? Но ведь исчезает и возможность искупить вину. В эти дни я отчетливо поняла, что, присутствуя при последних минутах близкого человека, мы прикасаемся к вечности.” - Симона де Бовуар. Личность Симоны де Бовуар является одной из величайших среди писателей и философов XX-го века. Её произведение “Второй пол” изданное в двух томах, стало фундаментальным в идеологии феминизма. “Очень легкая смерть” автобиографичный рассказ в котором писательница запечатлевает последние дни своей матери, исследует отношения матери и дочери, а также прикасается к теми смерти. Смерть всегда витает вокруг в произведениях Симоны, неудивительно ведь она одна из представительниц экзистенциальной философии. Этот рассказ не только представляет читателю непростые моменты ухода близкого человека, но и позволяет заглянуть в глубины человеческой природы, и одну из её важнейших частей - смерть. Сила произведения заключается в том, как де Бовуар описывает этот процесс - не прячется от страха и отчаяния, а сталкивается с ними лицом к лицу. В то же время, "Очень легкая смерть" демонстрирует уникальность взгляда де Бовуар на жизнь и смерть, когда она отказывается от христианской философии отречения и смотрит на смерть, как на неизбежную часть человеческого существования. В этом смысле, произведение является важным вкладом в философскую мысль о смерти и бытии. Мать Симоны - Франсуаза де Бовуар, всю жизнь жила по впитавшимся в неё христианским убеждениям, но как замечает писательница её мать «жила против самой себя» и именно перед смертью проявляется её истинная натура человека любящего жизнь и хватающегося за неё до последнего вздоха. Заболев, Франсуаза отказывается от церковных обрядов, но это не означает потерю веры, героиня оказывается слишком ухватившейся за жизнь земную и уже не может уповать на небеса. Жизнелюбивая, с «огнем» в крови - Франсуаза де Бовуар с детства была охвачена церковными устоями и догмами, а затем ставшая типичной представительницей буржуазной прослойки, волочит своё существование. Теперь прикованная к больничной койке, она жадно хватается за жизнь, боясь потерять каждый день отведенный ей. Поздно проснувшись она ужасается тому, что проспала весь день. В её восклицания выражается жажда к жизни и нежелание терять эту жизнь. С.Великовский в своей рецензии указывает на важный момент в понимании произведения: «Смерть обостряет сознание несовершенства нашего земного удела, но не менее безжалостно обнажает она несовершенства дурно заведенного житейского уклада. В повести Симоны де Бовуар нравственный счет, предъявленный обществу, по крайней мере столь же серьезен, как счет метафизический, предъявленный мирозданию.» Предельно честная и искренняя исповедь Симоны де Бовуар - вот как можно охарактеризовать данный рассказ. Язык её в этом произведении сухой, сдержан и честен. Произведение становится словно просто описанием жизни больного. Так как книга писалась во время того как происходили события, происходящие в ней. Именно поэтому все отеннки эмоций и чувств переданы искренно и честно. Симона использует этот стиль, рассказывая об агонии и вещах нелицеприятных, дабы призвать читателя сопереживать и разделить бремя героини. Произведение благодаря мастерскому языку Симоны де Бовуар становится больше чем просто рассказом о смерти родного человека, а преобразуется в философские размышления о бытие, смерти и человеческой природе. Для меня данное произведение является одним из важнейших и ключевых в моём литературном “бэкграунде” . Я с уверенностью могу сказать, что оно стало одной из моих “настольных книг”. Закончить свою небольшую рецензию хочу цитатой из произведения. “Но нет. Человек умирает не оттого, что родился, жил, состарился. Он умирает от конкретной причины и, хотя мать доживала последние годы, мы были потрясены, когда узнали, что у нее саркома. Рак, инфаркт, воспаление легких — все это так же ужасно и неожиданно, как авария во время полета. Мужество матери вселяет оптимизм: почти парализованная, при последнем издыхании, она боролась за каждое бесконечно ценное мгновение; и в то же время ее тщетное упорство срывало утешительный покров мнимой обыденности. Естественной смерти не существует: ни одно несчастье, обрушивающееся на человека, не может быть естественным, ибо мир существует постольку, поскольку существует человек. Все люди смертны, но для каждого человека смерть — это бедствие, которое настигает его, как ничем не оправданное насилие, даже если человек покорно принимает ее.”