Найти тему

Что сейчас делают с шедевром Карла Брюллова "Последний день Помпеи"

Оглавление

В конце этого года ожидается открытие выставки «Великий Карл. К 225-летию со дня рождения К.П. Брюллова». Сомнений нет, что это будет большое культурное событие в нашей стране. На выставке можно будет полюбоваться лучшими произведениями знаменитого художника, в том числе, конечно, его самым известным полотном — «Последний день Помпеи». И, чтобы она предстала перед зрителями во всем своем великолепии, недавно начались работы по ее реставрации. До этого ее так серьезно реставрировали только один раз.

Помимо живописного слоя приведут в более бодрый вид и раму, которая была выполнена в свое время по эскизу отца художника Пауля Георга Брюлло (Павла Брюллова).

Фото из сайта .theartnewspaper.ru
Фото из сайта .theartnewspaper.ru

Саму же картину Карл Брюллов писал аж шесть лет, а заказчиком был князь Сан-Донато, проще именуемый Анатолием Демидовым. Миллионер заплатил художнику огромные по тем временам 15 тысяч рублей. Тогда Брюллов жил в Риме, и после того, как посмотреть на готовую картину к нему в мастерскую начали приходить толпы, было решено показать ее в Европе. По ходу турне «Последний день Помпеи» произвел дикий фурор, Карл Брюллов стал известным художником, а по прибытии в Петербург картина стала первым в русской истории произведением искусства, поглазеть на который приходили обычные горожане.

Демидов подарил картину Николаю I, и она нашла свое пристанище в Эрмитаже. Когда в 1897 году был открыт Русский музей Александра III, шедевр Брюллова был передан туда, где и хранится до сих пор.

Процесс реставрации «Последнего дня Помпеи» в Государственном Русском музее.
Фото: Евгений Солдатенков/Государственный Русский музей
Процесс реставрации «Последнего дня Помпеи» в Государственном Русском музее. Фото: Евгений Солдатенков/Государственный Русский музей

Состояние картины можно назвать хорошим, учитывая ее возраст. Ей повезло, что она мало покидала свое место. Но, тем не менее, время берет свое, и полотно ветшает, красочный слой становится хрупким. В 1995 году была проведена техническая реставрация, в ходе которой красочный слой перенесли на новый холст. Саму живопись тогда не трогали. Но сейчас ожидается более глубокая реставрация. Первым делом сняли холст с рамы, очистили от пыли и восстановили прозрачность лака, покрывающего красочный слой. Одновременно при помощи современных технологий было исследовано его состояние.

Цель реставрации — сохранить прозрачный слой авторского лака и удалить буквально по миллиметру подтеки более позднего. Затем надо будет снять те места, которыми раньше записывали места утрат, нанести там новый реставрационный грунт и сделать тонировку. Разрывы в слое масляной живописи было решено не тонировать. Их сохранят как пример особенностей авторской живописи. На заключительной стадии реставрации планируется покрыть картину свежим лаком.

Интересно, что за всем этим может наблюдать любой посетитель Русского музея (корпус Бенуа). В зале, где проходит реставрация, специально для этого установлена стеклянная панель.

Рекомендую интереснейшие каналы моей жены: Лидия, неисправимый гуманитарий, а также Личное мнение о людях и события

А тут моя жена читает стихи