Найти в Дзене
Рука в руке

Или отдаёшь внучку за сына моего, или хорошего не жди.

Ох, Варюшка! Когда же ты успела вырасти, в красоту такую превратиться? Маленькая была - все проблемы были в разбитой коленке, да потерянной рукавичке! А сейчас? И что мне этой Анфиске ответить, как Варе сообщить? Пелагея Ильинична стояла около распахнутого окна, теребя в руке батистовый платочек.

Варю Пелагея забрала к себе на воспитание, когда той только пять лет исполнилось. Катерина, дочь Пелагеи и мать Вари, не смогла смириться с уходом любимого мужа. Иван на стройке получил травму, с жизнью не совместимую. Простилась с мужем Катерина и пошла в загул. 

Как на поминах подняла рюмку, так и не опускала её много дней. Пелагея приехала на сороковины, зятя помянуть и ужаснулась, увидев, что в доме происходит. Катька не в себе, вся помятая, какой-то "кавалер" около неё вьётся, а Варя по полу грязному ползает, нашла кусочек чёрствого хлеба, как волчонок в него вгрызлась. 

Пелагея за сердце схватилась, внучкины вещи, какие нашла - тёплые, колготки, носочки, маечки - в сумку покидала, Варьку на руки и бегом из дома. А Катька вслед хохочет. Привезла внучку домой, отмыла, накормила и спала Варенька сутки. Решила опекунство над внучкой взять. 

А через месяц сама Катерина заявилась. Пелагея внучку из садика вела, глядь - у ворот, на лавочке дочь сидит. Ноги ватными стали, испугалась, что заберёт Катька Вареньку, вряд ли она трезвая приехала. Но нет! Подошла, Катька сидит, молча смотрит. Вздохнула Пелагея:

- Пошли в дом, что тут, соседям на потеху сидеть! Там поговорим!

Так же молча Катерина поднялась на крыльцо, вошла в дом, села к столу, как гость, даром что выросла здесь, отсюда и замуж выдавали. Сейчас же сидела на краешке стула, теребя кисти у скатёрки.

- Ты зачем приехала? Если за Варей, то не отдам! Документы на неё оформлю, свидетельство о рождении мне надо. Не отдам! Не позволю внучке жизнь гробить!

- Уезжаю я, мама! С тем и приехала, чтобы Варю ты себе забрала, не смогу я воспитать её, как нужно. Что-то надломилось во мне. Не пью пока две недели, но кто знает, сколько выдержу. Николай, мужик мой нынешний, зовёт на вахту работать, далеко ехать, куда с ребёнком? 

Не бойся, не забирать приехала, наоборот. Ты прости меня, мама, не смогла я пережить, слабая оказалась. Варе лучше с тобой будет. Я документы все её привезла, завтра поедем в район, оформим всё, как положено. 

И вот, мама! Деньги, тебе и дочке! Я заработала, пока не пью, Николай дал тоже. Он хороший мужик, с моим Иваном не сравнить, но и одна я не могу. Он и пить бросил давно, меня тянет из этого болота, будем вместе пытаться жизнь наладить. 

Пелагея подошла к дочери, как в детстве, по голове погладила. А Катька обхватила мать руками и завыла:

- Ну, тихо, тихо! Доченька, Варю напугаешь! Горемычная ты моя! Может наладится всё у тебя, ты только не пей! А мы с Варей проживем потихоньку. Пенсию я получать скоро буду, работа есть, руки пока шевелятся, огородишко кормит - проживём!

- Я помогать буду, мама! Вот как устроюсь, немного приживусь и буду помогать!

- Ох, не обещай, дочка! Сама себя тяни пока, а там видно будет.

Долго две женщины говорили, уже петухи запели, Варя давно в кроватке своей посапывала, а они всё говорили и говорили. Наконец, Пелагея опомнилась:

- Давай-ка, дочка, поспим немного. Дела нужно на свежую голову делать. 

Так и осталась внучка с бабушкой. Катерина уехала через три дня, письма писала. Деньги присылала, небольшие, но слала регулярно. Замуж за Николая вышла, детей больше не было. К матери не приезжала, Пелагея и не звала, захочет - приедет! Не едет, значит надобности не видит!

Так и росла внучка, бабушка горя с ней не знала! Добрая, да ласковая, во всех делах помощница. Вроде и цыплёнок маленький, а незаметно округлились девка, соком налилась. Коса до пояса, ресницы, как крылья у бабочки - одним взглядом в ступор парней вводила. 

Девушка с косой.
Девушка с косой.

Многие уже заглядывалась на неё, на танцы приглашали. Пелагея ночами не спала, как внучка в кино с подружками, или на танцы, она не спит, ждёт, когда вернётся. Школу Варя закончила на отлично, но уезжать не захотела, понимала, что бабушка одна одинёшенька останется. Пошла учиться в район, на бухгалтера. 

Профессия нужная, бабушка не против. А вскоре увидела, что с танцев её провожает парень соседский, Игнат. Ничего против не имела, но, казалось, что рано для ухаживаний. Как бы голову девка не потеряла. Но доверяла ей Пелагея, Варька серьёзная, не должна глупостей натворить. 

Шло время, Игната в армию забрали, Варя ждать обещала. Полгода отслужил Игнат, когда беда в дом к Пелагее постучалась. Баба в селе жила у них, Анфиска. Никто толком ни возраст её не знал, ни чем занимается. Но поговаривали, что нечистыми делами живёт - ворожит, порчу наводит, привороты бабам одиноким. Многие её опасаться стали. 

А у Анфиски сынок приехал недавно, под тридцать уже мужику, женат был, но не пожилось с женой, разбежались. И Пелагея подозревала почему! Ни одной юбки Алексей не пропускал, как приехал, ко всем подряд клеился, не смотрел - замужняя баба, или девка! 

Родители уже Анфиске выговаривали, а той, как с гуся вода - смеётся и всех в обратный путь отсылает. Мол, как захочет сынок единственный и любимый, так и будет. Так Лёшка и до Вари дошёл! Но здесь у него другой интерес - жениться надумал! А у Вари жених в армии служит! Анфиске на это начхать! 

Пришла к Пелагее, сына сватать, никакие доводы слушать не хочет. Или отдаёшь девку за Лексея моего, или так осрамлю её на всё село, что за много километров слава пойдёт. Дала месяц на раздумье, вот что хочешь делай!