Найти в Дзене
kinophrenia

Киночас: рецензия на х/ф «Изнанка судьбы»

«Reversal of Fortune» (США, Япония, Великобритания, 1990, реж. Б. Шрёдер)

Кадр из х/ф «Изнанка судьбы». Источник: сайт Кинопоиск
Кадр из х/ф «Изнанка судьбы». Источник: сайт Кинопоиск

Неплохая, хоть и излишне затянутая семейная драма, притворяющаяся судебным очерком. История о том, как американский профессор из Гарварда (Рон Сильвер) спасал датского аристократа Клауса фон Бюлова (Джереми Айронс) от (не)справедливого обвинения в покушении на убийство жены (Гленн Клоуз), разворачивается преимущественно не в залах суда, а в античных интерьерах особняков, где томящиеся в золотых клетках богатеи мучаются и от эмоциональной депривации, и от невозможности признаться, что их брак потерпел крах.

Заслуженный документалист Барбет Шрёдер не только кладёт в основу истории документальные свидетельства (а именно книгу адвоката Алана Дершовица), но и предлагает зрителю несколько версий произошедшего. Виновен ли Клаус? И, если да, то в чём? Быть может, дело в его супруге Санни, чьё злоупотребление наркотиками и алкоголем явилось не побочным продуктом светской жизни, но следствием вовремя незамеченной душевной болезни? Или, возможно, Клаус убил жену, но не тем, что вколол ей смертельную дозу инсулина, а потому, что из-за своей чопорности остался глух к её эмоциональным страданиям, ставших следствием его измен и равнодушия? А вдруг потворствование Клауса желанию жены умереть, освободиться от опостылевших отношений и есть тот самый мужественный поступок, которого от него весь фильм требовала совершить авторитарная и вечно подавляющая жена?..

Но самым интересным в фильме кажется не столько исследование жизни чопорных богачей, доводящих себя до ручки, сколько столкновение между американскими студентами права, которые живут коммуной и играют с преподавателями в бейсбол в перерывах между раундами своего юридического «матча» с обвиняющей стороной, и самим фон Бюловым – манерным, закрытым, загадочным европейцем, который может оказаться и убийцей, и мужчиной, прогнувшимся под весом собственных амбиций.

Блестящая, техничная, выверенная до совершенства игра Джереми Айронса в роли сардонически относящегося к своей судьбе аристократа, которого любят ненавидеть, была справедлива удостоена премии «Оскар» и, несмотря на все имеющиеся у фильма достоинства, является главным аргументом к просмотру.

6,5/10

Стоит ли смотреть: да