Найти тему
Логопед Анна Полякова

Приемы практической работы по развитию мышления ребенка.

Подписчики попросили дать практические приемы заданий для работы по развитию интеллекта и понимания речи у детей. Я всегда стараюсь давать практику к статьям. Но раз уж поступил такой запрос, сделаю эту статью, как пример более углубленной практической части моей работы.

Источник freepik.com, фот из открытых источников.
Источник freepik.com, фот из открытых источников.

Первое над чем обязательно необходимо работать - это расширение словарного запаса. Здесь особый упор дается на память ребенка. Крайне важно не просто наполнить словарь, но научиться извлекать из памяти необходимые элементы

На первых этапах работа ведется с ориентиром на зрительную поддержку. Задания кто летает, а кто плавает. Ребенку дается до десяти перемешанных картинок. В них отражены разные примеры. Картинки должны быть сложные, не просто летает самолет, или плывет рыба, а плавают игрушки в ванной, плавает лодка по затопленной деревне, плавает мышонок на бревне, летает облако, летит тополиный пух или снег. Мало того, что ребенок должен осознать значение слова, но он должен зрительно оценить объект, и использовать шаблон слова в различных его значениях.

Второе задание продли цепочку предметов. Как пример продлить цепочки шкаф, стол, тумба, или лимон, апельсин, яблоко... Слов нужно подобрать от пяти до десяти. Если ребенок затрудняется цепочку нужно продолжить за него.

Более сложные цепочки сопряжены с логикой. Что ты возьмешь на рыбалку? Что нужно портному для работы? Назови десять стеклянных предметов?

Собери связный текст. Ребенку дается текст, слова в котором пропущены. Под текстом даются картинки помогающие вспомнить подходящее слово. Картинки даны вперемешку, ребенок должен сам подобрать нужную картину и дать ей название, правильно вставить ее в текст, соблюдая грамматическое строение текста.

Тренируем логику. Для тренировки логики необходимо наполнить ребенка объемом суждений и умозаключений. Для данного этапа у ребенка должны стоять основные темы, необходимые для понимания. Такие как времена года, дни недели, количественные значения, одежда по сезонам, урожай, профессии, свойства материалов.

Примеры вопросов:

Если на улице идет снег, то ты оденешь?

Если сегодня пасмурный июньский день, то что не стоит на себя одевать?

Что сначала утро или вечер?

Роса появляется на траве днем?

Повару для работы необходимы ножницы?

Еще один пример - это задание найти третий лишний предмет. Пример: лодка, удочка, сети, скалка, крючок. Задания даются, как на зрительный, так и на слуховой ориентир. То есть при помощи картинок, и при помощи слов.

Хорошо идут задания на природу. Найди распутицу, какому времени года она свойственна? Покажи картинку, где ее нет?

Составление синонимов и антонимов, выбор из группы холодное-горячее, высокий-низкий. На раннем этапе ребенку дается на выбор несколько слов с похожим значением. Портной ( лепит, строишь, шьет). Машина ( летит, газует, плывет). Рыба (скачет, ныряет, стучит, плещется, играет). Если ребенок может использовать более чем один глагол, просим его составить предложение с данным словом.

Составление логических цепочек. Распредели от младшего к старшему внук, сын, отец, дед. Распредели от горячего к холодному лед, камень, солнечный зайчик, батарея, огонь, солнце. Распредели от узкого к широкому, река, шоссе, ручей, лента, шнурок, тропа.

Работа над связной речью.

Ода из важнейших частей работы над связной речью -это выстраивание связной цепочки последовательности событий. Мне нравится в данном вопросе начинать работу от известных ребенку событий. Расскажи, как ты ходишь в магазин, составь план своих действий. Расскажи, как ты будешь рисовать человека. Расскажи, как ты будешь праздновать день рождения. Данную систему крайне важно привязать к числовой последовательности событий, чтобы ребенок четко осознавал первое, второе, третье действие, и то, что будет между ними. По данной схеме строится пересказ услышанных текстов и событий в них.

Задания по типу что сначала, а что потом. Из простого сначала курица или яйцо? Сначала вечер или утро? Сначала на деревьях появляться плоды или почки? Портной сначала шьет ткань, а потом кроит ее? Тут хорошо работать на систему верного и неверного утверждения с выходом в ответы да или нет.

Еще один из важных этапов работы- это контроль слухоречевого внимание и развитие способности ориентироваться в услышанном или прочитанном тексте. Ребенку дается предложение. Начиная от простого словосочетания.

По реке плыла лодка.

Что плыло по реке? По чему плыла лодка?

Постепенно в течение 10-15 заходов предложение усложняется. И доходит до сложной развернутой конструкции.

В утренней безмолвной тишине, когда легкий ветерок нежно колышет водную рябь, по реке тихо плыла деревянная лодка, везущая на своем борту маленького, сонного пассажира с веселым мохнатым другом.

Под каждым шагом стоят вопросы, я дам вопросы к последнему шагу, но в задании они распределяются более плавно. Лодка была пустой? Когда она плыла по реке? Как ты думаешь, кто сидел в лодке? Какое было время суток? Какая была погода? что можно сказать о поверхности реки? И далее ориентиры в тексте. Какой ветерок? Какая тишина? Объясни значение слова безмолвная тишина? Что значит нежно колышет, как это? Из чего сделана лодка? Кем мог быть мохнатый пассажир?

Важный элемент работы всегда направлен на расширение понимания речи. Обычно ко мне приходят дети с очень узким словарем понятий. Родителям кажется, что если ребенок показывает слово на картинке, то оно уложено на его внутреннюю речь, увы, но это не всегда так. У детей формируются устойчивые словосочетания: умная сова, сильный слон, глупый осел. Применение же слов в других значениях вызывает затруднения.

Объясни, что такое сильный дождь, сильная грусть, а как ты назовешь сильно умного человека, а сильный ветер каким может стать?

Дай определения понятиям нравственность, доброта, уверенность, однозначность, упорство, трудолюбие, забота, усталость.

Еще один важный момент в понимании речи сложность в понимании видоизмененных речевых конструкций. Как пример можно привести цепочки слов с изменяющимся значением не доехал, доехал, переехал, заехал, выехал, подъехал, съехал. Ребенка просят распределить слова в предложениях, либо дать характеристику положения предмета в пространстве в соответствии с заданным словом. Тот же принцип работает при расстановке предлогов в пространстве. Построить ( в, на , под у, через, около) пруда.

Важны развития сложных значений слов: такой же, столько же, так же, именно, поскольку, отнюдь, приблизительно, весы уравновешены. Составление сложных предложений со словами, потому что, следовательно, так как, отнюдь не, поскольку, отныне, именно, следовательно, иначе и так далее.

Конечно, это весьма малочисленный объем заданий, которые я практикую. Но для ознакомления с принципами работы, думаю родителям будет достаточно данного материала.

А какие еще Вы практикуете задания, для развития мышления собственных детей?

Подписывайтесь на канал и ставьте лайки, буду Вам очень признательна.