Эта криминальная история случилась ещё в прошлом веке, но о ней вспоминают до сих пор. 4 июля 1980 года, перед самым началом Олимпийских игр, которые в тот год проводились в СССР, пассажирский поезд, следовавший из Москвы в Харьков, сделал остановку в Курске.
Вагон в крови
Очевидцы потом рассказывали, что дверь в седьмой вагон почему-то не открылась. Кто-то из пассажиров открыл дверь самостоятельно, и не дождавшиеся проводника люди начали сами заходить в вагон. Первый попавший в вагон человек буквально обомлел: все стены, окна, полки и зеркала были в кровавых брызгах.
Отправление поезда было задержано, и прибывшие на место происшествия сотрудники милиции смогли внимательно рассмотреть вагон, в котором не было ни пассажиров, ни проводников.
После изучения железнодорожных ведомостей удалось установить, что перед станцией Курск в нём должны были ехать только две пассажирки - Мария Лопаткина и Татьяна Колесникова. Это как раз и объяснялось предстоящим стартом Олимпийский игр, в преддверии которых пассажиропоток был серьёзно ограничен.
Помимо пассажирок, таинственно пропали и две проводницы – Деревянко и Зизюлина.
Буквально через несколько часов поступили сведения, что тела всех пропавших женщин были обнаружены возле железнодорожных путей на подъезде к Курску. Судмедэксперты установили, что всех погибших зарезали каким-то острым предметом, скорее всего ножом. Перед смертью над пассажирками и проводницами надругались.
Кроме того, у жертв отсутствовали ювелирные украшения и наличные деньги. Именно благодаря описанным родственниками одной из погибших украшениям, следователям удалось раскрыть это загадочное дело.
Драгоценный след
Пропавшие драгоценности были нарисованы, а рисунки разослали по ломбардам Курской области. Прошло всего три недели, и в милицию позвонил ювелир из областного центра. Он рассказал, что к нему обратился некий молодой человек, с просьбой оценить перстень, который был похож на принадлежавшее одной из жертв неизвестного преступника украшение.
Работник ломбарда сорентировался в ситуации и попросил клиента зайти через полчаса – сейчас, мол, обеденное время. В скупку немедленно выехали сотрудники милиции. Задержанным оказался Григорий Дугин – он, испугавшись, рассказал на первом допросе, что ювелирное украшение было ему подарено знакомым по имени Анатолий Нагиев.
Дугин рассказал, что щедрый приятель рассказал, что внезапно разбогател, и хвастался тем, что драгоценностей сейчас у него предостаточно. Адрес Нагиева быстро установили, но дома его не было. Перепуганная мать рассказала милиционерам, что сына нет дома уже две недели.
В картотеке МВД обнаружилось личное дело подозреваемого. Оказалось, что он отсидел за изнасилование и не так давно получил условно-досрочное освобождение. В деле говорилось, что Нагиев - злой, агрессивный и вспыльчивый, склонный к насилию человек. Что же касается физических данных – он был невысоким, но при этом весьма сильным человеком.
Следователи сразу поняли, что как раз такой человек и мог совершить массовое убийство в вагоне. Во время тщательного обыска никаких личных вещей убитых женщин найдено не было, но зато была обнаружена записная книжка подозреваемого, в которой было несколько десятков адресов разных женщин, среди них значилась и популярная певица Алла Пугачёва.
Неожиданные подробности
Локомотивную бригаду поезда, где было совершено загадочное преступление, снова вызвали на допрос. И один из железнодорожников всё-таки признался: в седьмом вагоне ехал ещё один пассажир. Безбилетного мужчину за деньги в свой вагон пустили впоследствии убитые проводницы.
Поведавший об этом электрик поезда Александр Прилуцкий признался, что когда он по служебной необходимости зашёл в седьмой вагон, то увидел там незнакомца с ножом в руке и в окровавленной одежде. Тот сказал, что мужчины его не интересуют, и разрешил электрику уйти.
Прилуцкий, и его коллеги, видевшие преступника, рассказали, что он невысокий и крепкий молодой человек с тёмными волосами. Описание совпало с данными Анатолия Нагиева, рост которого был 165 сантиметров. Железнодорожники, когда им показали фото Нагиева, сообщили, что именно он и подсел в тот злополучный день в поезд.
Ориентировки на Анатолия Нагиева тут же были разосланы по отделениям милиции СССР. Поступавшие сигналы оказывались ложными, и убийцу задержать не удавалось. Неожиданно на помощь правоохранительным органам пришла мать Нагиева – она рассказала, что её сын вышел на связь. По телефону он сообщил ей, что живёт сейчас в Днепропетровске у новой знакомой. Сообщил он и адрес.
Анатолия Нагиева удалось тут же задержать и отправить в изолятор временного содержания. На допросах он вёл себя агрессивно, и однажды даже попытался сбежать, столкнув лбами своих конвоиров.
Охота на Пугачёву
Неудавшийся побег надломил преступника, и он начал признаваться в своих злодеяниях. Нагиев признался, что у него присутствует маниакальная ненависть к женщинам. Оказалось, что до преступления в вагоне он расправился с двумя девушками - Ольгой Демьяненко и Татьяной Кравченко. Но больше всего он ненавидел Аллу Пугачёву, и отчаянно хотел лишить её жизни.
Однажды даже он практически настиг звезду советской эстрады прямо в подъезде дома, где она жила, но преступление помешала совершить консьержка. Ни о чём не подозревавшая певица вошла в лифт и уехала.
Этот эпизод тоже вошёл в текст обвинения, предъявленного Нагиеву. 2 июля 1981 года суд приговорил его к высшей мере наказания. Его этапировали в Новочеркасск, где приговор должен был быть приведён в исполнение.
Но ему удалось сбежать во время высадки из тюремного вагона: он умудрился перебежать железнодорожный путь перед идущим грузовым составом, и охранники ничего не успели сделать.
Личное поручение найти Анатолия Нагиева отдал министр внутренних дел СССР Николай Щёлоков. Но приговорённый к казни преступник как сквозь землю провалился. Его искали около месяца, и однажды жители хутора Янов в Ростовской области сообщили в милицию, что заметили в окрестностях неизвестного человека, ночующего в скирде сена.
Группа захвата выехала на хутор - Нагиев во время задержания отчаянно отстреливался из обреза. Милиционеры тоже стреляли в него, и преступник получил целых 15 ранений из табельного оружия.
Приговор был приведён в исполнение 5 апреля 1982 года.