Найти тему
Журнал «Фотон»

«Общества не существует» - слова премьер-министра Великобритании. До каких ещё алмазов мысли могут дойти либералы?

Индивидуализм бывает разный и в нём нет ничего плохого. Право на уникальность есть у каждого. Как говорил Чернышевский, высшей формой индивидуализма является коллективизм. И с этим спорить трудно. Действительно, когда отдельно взятый индивид понимает движение общественной материи и своё место в нём, именно коллективизм становится наиболее рациональным способом жизни. Только в рамках коллектива индивид может существовать и развиваться, о чём у нас выходила отдельная статья.

Но современный индивидуализм - это индивидуализм в низшей его форме, то есть радикальный индивидуализм. Он ставит отдельную личность принципиально выше любого общества и коллектива, провозглашает индивида центром мироздания. Порой доходит до того, что радикальные индивидуалисты вовсе отрицают общество как явление. Например, известная премьер-министр Великобритании Маргарет Тэтчер вовсе говорила что:

«Такой вещи, как общество, не существует. Есть отдельные мужчины, отдельные женщины, и есть семьи».

Что это? Патология или грамотно выстроенная политическая концепция? Конечно же, второе. Идеи радикального индивидуализм стали распространяться в консолидированном империалистическом мире ближе к концу 20 века. Консолидированный империализм уже завершал свою трансформацию в ультраимпериализм, уже был практически полностью сформирован глобальный рынок, и на нём образовались свои монополисты. Такой дивный новый мир, продиктованный новой экономической реальностью, нуждался и в новой политэкономической идеологии. Ею стал неолиберализм.

Именно неолиберализм ставит индивида в центр мира. Идеологической задачей неолиберализма является максимальное рассредоточение общества, уничтожение самой возможности объединения рабочих для совместной борьбы за свои права и лучшее будущее. Радикальный индивидуализм подходит для этой цели, потому крупнейшие мировые капиталисты начали вкладывать большие деньги в распространение его идей.

Приведённая выше цитата Тэтчер характеризует собой ещё не завершённую модель неолиберализма как идеологии. Отказ от любых коллективных форм идентичности — вот в чём подлинная задача неолиберализма. Со времён Тэтчер прошло почти 50 лет, и с тех пор идеологи ультраимпериализма сильно продвинули в деле внедрения неолиберальных ценностей в массы. Сегодня во многих «прогрессивных странах» уже ставится под вопрос существование таких «вещей», как мужчина, женщина и семья. Неудивительно, что в государствах, которые по политической или экономической линии борются с ультраимпериализмом, на вооружения берутся противоположные идеологемы, которые ставят коллективную идентичность личности выше индивидуальной.

Проблема в том, что вирусом радикального индивидуализма сегодня поражены многие, в том числе и в России. Выкорчевать этот вирус можно, только если к идеологической борьбе подключатся и экономические изменения. Ведь в первую очередь именно экономика неолиберализма продуцирует неолиберальное сознание, а значит от повального засилья рынка и корпораций следует уйти к социалистическим моделям, которые, например, представлены в книге Галушко «Кристалл роста». Иного пути по борьбе с радикальным индивидуализмом нет, а без борьбы с ним транснациональный капитал так и продолжит править миром.

Подписывайтесь на наш журнал, ставьте лайки, комментируйте, читайте другие наши материалы. А также можете связаться с нашей редакцией через Телеграм-бот - https://t.me/foton_editorial_bot

Для желающих поддержать нашу регулярную работу:

Сбербанк: 2202 2068 9573 4429