4,7K подписчиков

Несколько схем подключения вентилятора на радиаторе ВАЗ 2108, 2109, 21099

759 прочитали
Электродвигатель вентилятора радиатора с четырех лопастной крыльчаткой
Электродвигатель вентилятора радиатора с четырех лопастной крыльчаткой

Автомобили ВАЗ 2108, 21081, 21083, 2109, 21091, 21093, 21099 имеют различные схемы подключения вентилятора радиатора.

Это следует учитывать при ремонте данной системы, так как электрические схемы могут принципиально различаться. В зависимости от года выпуска автомобиля, его комплектации (монтажный блок, панель приборов) и двигателя (карбюратор, инжектор).

Рассмотрим несколько таких схем. С описанием.

Оригинал статьи смотри на нашем сайте twokarburators.ru - "Схема подключения электродвигателя вентилятора радиатора ВАЗ 2108, 2109, 21099".

1. Схема подключения электродвигателя  вентилятора радиатора ВАЗ 2108, 2109, 21099 до 1998 г.в. (карб., низкая панель, монтажный блок 17.3722).

Схема подключения вентилятора радиатора автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 до 1998 года выпуска, с низкой панелью приборов и старым монтажным блоком 17.3722 (пальчиковые предохранители)
Схема подключения вентилятора радиатора автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 до 1998 года выпуска, с низкой панелью приборов и старым монтажным блоком 17.3722 (пальчиковые предохранители)

Описание схемы

До 1998 года автомобили ВАЗ 2108, 2109, 21099 в основном выпускались со старым монтажным блоком предохранителей и реле 17.3722 (пальчиковые предохранители) и низкой панелью приборов.  В цепь вентилятора было включено реле 113.3747 (реле К9), расположенное в монтажном блоке.

Напряжение в электрическую цепь подавалось с замка зажигания (после поворота ключа). Это плюс на вывод "85" реле К9. Минус реле - с датчика включения вентилятора на радиаторе.

На этих автомобилях он ввернут в резьбовое отверстие правого (по ходу автомобиля) бачка радиатора охлаждения.

В электрической цепи включения электродвигателя вентилятора радиатора он установлен в разрыв минусового провода ведущего к реле включения вентилятора в монтажном блоке.

При повышении температуры в радиаторе системы охлаждения до 99±3º С, контакты внутри датчика включения вентилятора замыкаются биметаллической пластиной, и электрический ток (минус) через него поступает на реле в монтажном блоке. Оно срабатывает. С реле ток (уже плюс) идет на электродвигатель вентилятора на радиаторе и включает его.

До 1998 года на автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099 с карбюраторным двигателем применялся датчик включения электродвигателя вентилятора радиатора ТМ-108 (температура замыкания его контактов 99±3ºС, размыкания 94±3ºС). После 1998 года устанавливался так же ТМ-108-10 с аналогичными температурными диапазонами, либо его аналоги разных производителей.

Датчик ТМ-108 работает только в паре с реле, усиленный под большой ток ТМ-108-10 может работать как с реле, так и без него.

Для привода вентилятора устанавливался электродвигатель постоянного тока с возбуждением от постоянных магнитов МЭ-272 или аналогичные ему.

Электрическую цепь включения электродвигателя вентилятора радиатора защищают предохранитель №4 (16А) и №8 (16А) - контакты реле. Расположенные в монтажном блоке 17.3722.

На автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099 и их модификациях выпуска до 1998 года, с высокой панелью приборов и монтажным блоком 17.3722 схема подключения вентилятора радиатора аналогична приведенной выше.

2. Схема подключения электродвигателя  вентилятора радиатора на автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099 после 1998 г.в. (карб., высокая панель приборов, монтажный блок 2114).

Схема подключения вентилятора радиатора автомобилей ВАЗ 21083, 21093, 21099 (карб.) после 1998 года выпуска, с высокой панелью и монтажным блоком 2114 (ножевые предохранители)
Схема подключения вентилятора радиатора автомобилей ВАЗ 21083, 21093, 21099 (карб.) после 1998 года выпуска, с высокой панелью и монтажным блоком 2114 (ножевые предохранители)

Описание схемы

На автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099 (карбюратор) выпуска после 1998 г. в. с монтажными блоками 2114 (ножевые предохранители), реле включения вентилятора удалено из электрической цепи. Датчик включения вентилятора также установлен в разрыв минусового провода, но уже идущего напрямую к вентилятору. Температура замыкания контактов аналогична.

Если температура в радиаторе падает ниже 93±3º С, биметаллическая пластина размыкает контакты, электромотор вентилятора обесточивается.

3. Схема подключения электродвигателя  вентилятора радиатора на автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099 после 1998 г.в. (карб., европанель приборов, монтажный блок 2114).

Схема подключения вентилятора радиатора автомобилей ВАЗ 21083, 21093, 21099 (карб.) после 1998 года выпуска, с европанелью и монтажным блоком 2114 (ножевые предохранители)
Схема подключения вентилятора радиатора автомобилей ВАЗ 21083, 21093, 21099 (карб.) после 1998 года выпуска, с европанелью и монтажным блоком 2114 (ножевые предохранители)

Описание схемы

На автомобилях ВАЗ 21083, 21093, 21099 выпуска после 1998 года с карбюраторным двигателем, европанелью, монтажным блоком 2114 схема подключения вентилятора радиатора системы охлаждения аналогична схеме подключения на таких же автомобилях, но с высокой панелью приборов (панель 21083). Единственно электрическую цепь защитили предохранителем F5 (20А) в монтажном блоке.

4. Схема подключения электродвигателя вентилятора радиатора автомобилей ВАЗ 21083, 21093, 21099 инжектор.

Подключение вентилятора радиатора ВАЗ автомобиля 21083, 21093, ЭСУД BOSCH 1.5.4 (2111-1411020), схема
Подключение вентилятора радиатора ВАЗ автомобиля 21083, 21093, ЭСУД BOSCH 1.5.4 (2111-1411020), схема

Описание схемы

На автомобилях ВАЗ 21083, 21093, 21099 с инжекторным двигателем вентилятор радиатора подключен иначе чем на этих же автомобилях, но с карбюраторным двигателем. Там его работой управляет контроллер ЭСУД. Для каждого из контроллеров схема подключения вентилятора будет своя.  Подробнее о них в нескольких статьях на нашем сайте. Например, "Подключение вентилятора радиатора ВАЗ 21083, 21093, ЭСУД BOSCH 1.5.4".

Примечания и дополнения

- В системе охлаждения карбюраторных и инжекторного двигателя автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 присутствует еще один температурный датчик. Это датчик указателя температуры в щитке приборов (ТМ 106).  Он работает только на указатель температуры.

Что можно почитать еще по ремонту и обслуживанию автомобилей с пробегом на нашем канале? Вот несколько статей.

- Для чего нужен датчик детонации?

- Как проверить датчик кислорода?

- Сравнение характеристик 16-ти клапанных двигателей ВАЗ 21124 и ВАЗ 21126

Подписывайтесь на наш канал twokarburators, будет еще много чего нужного и полезного!