Найти тему
TWOKARBURATORS

Как проверить датчик кислорода?

Как самостоятельно проверить датчик кислорода
Как самостоятельно проверить датчик кислорода

На примере датчика кислорода (Лямбда-зонда) системы управления инжекторным двигателем 2111 1,5 л автомобиля ВАЗ 21093 самостоятельно проверим его исправность.

Датчик кислорода измеряет количество кислорода в отработанных газах. По этим показателям определяется какая, богатая (мало кислорода) или бедная (много кислорода) топливная смесь поступает на данный момент в двигатель. После чего ЭБУ корректирует необходимое количество впрыскиваемого через форсунки в цилиндры двигателя топлива.

Если он начинает давать сбой (например, загрязнен), контроллер ЭСУД увеличивает обогащение топливной смеси. Как следствие возрастает расход топлива. Нейтрализатор, дожигающий богатую смесь, перегревается, его соты оплавляются и через некоторое время он выходит из строя.

Помимо этого одним из первых признаков выхода из строя датчика кислорода является появление неустойчивого холостого хода прогретого двигателя (хотя эта неисправность может быть связана с другими причинами), а через некоторое время вообще отказ двигателя работать на холостом ходу.

Проверить сам датчик концентрации кислорода (ДК) в отработанных газах на автомобиле ВАЗ 21093 с инжекторным двигателем 2111 и ЭСУД можно только заменив его заведомо исправным. Но, в любом случае всегда следует проверять электрическую цепь ДК, так как возможно неисправность имеется не непосредственно в датчике кислорода, а в его электрической цепи.

Для проведения проверки необходимо иметь мультиметр (автотестер) с режимом вольтметра.

Порядок самостоятельной проверки датчика кислорода ВАЗ 21093 инжектор

Отсоединяем соединительную колодку от датчика кислорода

Зажигание выключено. Открываем капот, находим соединительную колодку жгута проводов, идущих от датчика и разъединяем ее.

Включаем зажигание

Устанавливаем мультиметр в режим вольтметра

Присоединяем выводы мультиметра к контактам колодки проводов

Присоединяем выводы к контактам соединительной колодки проводов датчика кислорода согласно схеме.

Минусовой провод мультиметра на «массу», «плюсовой» на вывод «В» колодки жгута проводов к датчику кислорода (выводы в колодке помечены).

Проверяем подачу напряжения на нагревательный элемент датчика кислорода
Проверяем подачу напряжения на нагревательный элемент датчика кислорода

Таким образом проверяем поступление электрического тока на нагревательный элемент датчика кислорода. Напряжение на выводе «В» должно составлять 12 В. Если оно меньше или вообще отсутствует, то возможен "обрыв" в проводе, либо разряжена АКБ, либо неисправен блок управления ЭСУД.

«Минусовой» провод на вывод «С» колодки жгута проводов к датчику, «плюсовой» на вывод «А».

Проверяем подачу опорного напряжения на датчик кислорода
Проверяем подачу опорного напряжения на датчик кислорода

Таким образом проверяем управляющую цепь (наличие опорного напряжения с ЭБУ). Напряжение на выводах должно быть 0,45 В. Если его нет или оно отличается более чем 0,02 В – неисправна цепь питания («обрыв») или ЭБУ.

Примечания и дополнения

Датчики кислорода имеются в ЭСУД автомобиля ВАЗ 21093 с инжекторным двигателем 1,5 и 1,6 л с ЭСУД под нормы токсичности Евро 2 и выше.

По цвету отложений на датчике кислорода можно определить неисправность двигателя или системы впрыска топлива. Черные отложения (сажа) - двигатель работает на переобогащенной топливной смеси, белый порошкообразный налет - датчик "отравлен" кремнием (при ремонте двигателя скорее всего применялся герметик - источник кремния), так же белые или зеленоватые отложения могут свидетельствовать о попадании охлаждающей жидкости в камеры сгорания (пробита прокладка под головку блока, либо трещины в блоке цилиндров), коричневый нагар - избыток моторного масла попадает в камеры сгорания и выпускную систему (засорена вентиляция картера, изношена поршневая группа или клапана).