Найти тему

НХЖ 56. Привитый кедр (24). Декоративные карликовые клоны с Северного Байкала и другие новые клоны

Байкал большой. Но реально подступиться к нему легко только с юга (Транссиб) или с севера (БАМ). На северном Байкале мы бывали даже чаще, чем на Южном. Там, в Нижнеангарске, до некоторых пор располагалась контора Баргузинского заповедника. Его бессменный директор, Геннадий Андреевич Янкус, любил кедр, науку и содействовал нашим экспедициям. Мы обошли там всё, что можно обойти пешком на Байкальском и Верхнеангарском хребтах. Сам заповедник расположен довольно далеко от Нижнеангарска, 160 км по «морю». Плыть туда на лодке – занятие на любителя. Поэтому мы воспользовались вот таким корабликом:

Прибыли в Давшу, где контора заповедника располагалась раньше, до того, как построили БАМ. Сейчас это почти мертвый населенный пункт. С пристани выглядит вот так:

-2

Домиков много, почти все пустые. Поэтому действует примерно такой же принцип, как в Прстоквашино: выбирай любой и заселяйся. Мы заселились, стали ходить по лесам – по горам. Таежная жизнь в Сибири устроена так, что на расстоянии дневного перехода обычно располагаются избушки для путников. Некоторые выглядят вот так живописно:

-3

Впрочем, я опять увлекся. По пути, кроме тех научных объектов, которые мы изучали, нам, естественно, попадались и ВМ. Все показывать не буду. Покажу одну. Такие встречаются не часто. Она располагалась в нижней части кроны молодого (70-80 лет) дерева и была не молодая, а очень молодая (не старше 5 лет), маленькая, широкояйцевидная (20 × 25 см), хорошо освещенная, довольно плотная, с небольшими (длиной до 4 см) побегами, стерильная:

-4

Поскольку ВМ совсем молодая, можно восстановить «историю» ее развития. Она образовалась на совсем маленькой примерно 10-летней веточке 2-го порядка ветвления. Приросты у этой веточки были сантиметра по 1,5-2, не больше. Думаю, что побегов 3-го порядка на ней не было вообще. Были лишь латентные (спящие) почки. Одна из них, видимо, изготовилась «проснуться» примерно на 5-6-м году жизни. В ее апикальной меристеме как раз и произошла мутация. Если бы она не произошла, то из этой почки выросла бы совсем малюсенькая веточка 3-го порядка с первыми приростами в несколько миллиметров и с перспективой увеличения приростов сантиметров этак до 2. Однако из-за мутации на 1-2-м году жизни этой веточки судьба ее радикально изменилась. Началось активнейшее ветвление. Каждая новая почка – это активный потребляющий центр, притягивающий к себе питательные вещества. Их приток способствует дальнейшей интенсификации ветвления буквально в геометрической прогрессии. Весь обмен веществ очень быстро «замыкается» на ВМ. Расположенная к периферии от нее часть материнской ветви оказывается обделена питанием, поэтому постепенно чахнет, а иногда и вовсе отмирает.

В данном случае ВМ была на удивление активной. Чтобы убить периферическую часть породившей ее веточки, ей хватило 5 лет. На фотографии как раз зафиксирован последний год жизни этой самой веточки: еще неделю назад она была чуть жива (засохший пучок коротенькой хвои даже не успел опасть). Суперактивное ветвление ВМ уже в этом юном возрасте обусловило частичное разрушение слагающих ее систем ветвления: весь центр ВМ пожелтел и отмирает, видимо, пораженный насекомыми-вредителями. Не исключено, что она погибла бы целиком. Но… вовремя подоспели мы и спасли ее для селекционной работы. Спилили, естественно, полностью. Привили весной 2006 г. Прижились всего несколько прививок на слабом подвое. Поэтому массовое размножение началось лишь в 2017 г. Тогда же появился спрос на этот клон. Дерево с ВМ располагалось недалеко от поселка, прямо на берегу Байкала. Поэтому клон мы так и назвали –

022 ‘Давша

Он получился миниатюрный, компактный, с очень густой шаровидной или яйцевидной кроной. Мы используем его, в основном, для создания дендроарта. Отдельные прививки выглядят вот так (4-летняя):

-5

Или вот так (7-летняя):

-6

С некоторыми экземплярами дендроарта мы работаем до 25 лет. В том числе, только процесс прививки может растягиваться на лет на 10. Начинается он с нижних ветвей в основании кроны. Здесь возраст прививок от 3 до 6 лет:

-7

В кадр попала лишь нижняя треть кроны, где прививки уже более или менее сформировались. А вот то же дерево через 4 года:

-8

Тут в кадре уже две трети кроны, возраст прививок от 3 до 11 лет. Выглядит неплохо. Не пройдет и 5-6 лет, как работа будет завершена. У нас есть еще клоны кедровых ВМ из Баргузинского заповедника. Но мы их вам показывать не будем: они мало отличаются от уже показанных. Перейдем лучше к самому крайнему северу Прибайкалья. Там в августе 2009 произошло интересное событие: международная экспедиция «метловодов». На этой фотографии представлены почти все ее участники (кроме Александра Верещака, который нас сфотографировал), естественно, на фоне Байкала:

-9

Самые известные ее участники, Фанц Этзельшторфер и Йорг Когоут, стоят слева и справа от меня, соответственно. Мы славно поработали, прочесали большую площадь лесов. Перемещались и пешком, и на УАЗике и даже на корабле. Да, Баргузинский заповедник в лице Геннадия Андреевича, как всегда, помогал нам, чем мог. Этот корабль вы уже знаете. Его, бывало, опять предоставляли в наше распоряжение:

-10

Йорг, как видите, доволен. Он объездил весь мир. Но редко где его встречали так хорошо. Экспедиция нашла много ВМ, не только кедровых. Опять же не буду показывать вам все. Покажу одну, которая меня удивила. Мы нашли ее в нижней части лесного пояса, где преобладает лиственница. ВМ располагалась в привершинной части кроны молодого (100-120 лет) дерева. Она была большая (150 × 150 см), шаровидная, хорошо освещенная, густая, с побегами среднего (до 6-7 см) размера, обильно плодоносящая, шишки среднего размера, полноценные:

-11

Поскольку экспедиция была международная (Германия, Австрия, Чехия, Россия), общались мы, в основном, на английском языке. Поэтому и название производному от этой ВМ клону придумали такое:

026 ‘Russian Summer

6-летняя прививка на слабом (15-20 см) подвое. Она не похожа на ВМ, не говоря уже про конкретно ту ВМ, от которой произошел этот клон: быстрый рост в высоту (текущий – 21 см) и сильнейшее апикальное доминирование:

-12

Понаблюдаем за этой прививкой. На следующей фотографии ей 10 лет. Высота 125 см, диаметр кроны 60 см:

-13

Сохранились специфические свойства клона, не особенно характерные для ВМ: быстрый и пока не убывающий рост в высоту (до 20 см в благоприятные годы), сильное апикальное доминирование, не очень плотная крона. Еще один пример того, что прививки могут быть мало похожи на исходную ВМ. В данном случае, они похожи лишь повышенным размером и хорошим качеством шишек. Прошло еще 4 года:

-14

Текущий прирост по-прежнему 20 см в год. Апикальное доминирование по-прежнему высокое, крона стала еще уже, при этом плотнее. Жизненное состояние неплохое. Согласитесь, достойный и оригинальный клон.

От северного Байкала ареал кедра тянется еще довольно далеко на восток до Алданского нагорья. Нам, конечно, доводилось бывать и там. По уже сложившейся традиции покажем всего одну ВМ и один производный от нее клон. ВМ найдена в 85 км к западу от города Олёкминска, в долине р. Лены на ее правом берегу. Высота над уровнем моря 470 м. Кедра здесь совсем мало и встречается он лишь в наиболее благоприятных почвенных и микроклиматических условиях: в нижней части пологих склонов преимущественно западной экспозиции. ВМ располагалась в средней части кроны среднего по размеру дерева. Видна не особенно хорошо. Однако чем богаты, тем и рады:

-15

ВМ была относительно молодая (возраст примерно 20 лет), шаровидная 60 х 60 см, средне освещенная, средней плотности, с побегами среднего (до 6-7 см) размера, не плодоносящая:

-16

Здесь она показана уже снятой с дерева. Для масштаба – один из оригинаторов, старший научный сотрудник моей лаборатории Галина Иволина. Эта ВМ – уникальная. Нашими исследованиями установлено, что весь местный кедр, хотя и выглядит обыкновенно, это не совсем кедр: митохондрии у него – от кедрового стланика. Значит, он представляет собой продукт древней гибридизации двух видов. Молекулярно-генетические доказательства приведены в статье:

Petrova E.A., Zhuk E.A., Popov A.G., Bondar A.A., Belokon M.M., Goroshkevich S.N., Vasilyeva G.V. Asymmetric introgression between Pinus sibirica and Pinus pumila in the Aldan plateau (Eastern Siberia) // Silvae Genetica (2018) 67, 66–71.

Это первая ВМ, найденная на ТАКОМ кедре. Производный от нее клон мы, не мудрствуя лукаво, назвали

074 ‘Лена

Что он из себя представляет? Вот 4-летняя прививка на среднем (40 см) подвое в хороших условиях освещения и почвенного питания:

-17

Ход прироста: 3 – 5 – 6 – 7 см. Апикальное доминирование среднее, плотность кроны средняя. Из особенностей – благородный синеватый цвет хвои. Откуда это у нее. Надо полагать, от кедрового стланика.

Мои дорогие читатели! Поздравляю. Это крайняя ВМ и крайний привойный клон, с которыми я вас познакомил. Есть еще много других. Но автор, который затеял исчерпать тему, может исчерпать лишь терпение читателей. Меня такая перспектива не прельщает. А посему вас ждет впереди всего одна статья из этой серии: обобщающая.